Современные отечественные и зарубежные дидактика и методика рассматривают содержание обучения не как статичную, а как постоянно изменяющуюся и развивающуюся категорию, связанную с процессом обучения. При этом в содержание обучения любому предмету включается не только то, что можно услышать или увидеть на уроке, что выражено или наглядно представлено учителем или учеником, но и то, о чем они думают, что чувствуют и переживают, а также те психические процессы, которые протекают в их головах, когда один раскрывает, а другой осваивает мир иной национальной культуры.
Содержание обучения составляет всё то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность учеников, учебный материал, а также процесс его усвоения. Очевидно, что содержание обучения соотносится с такими категориями, как взаимосвязанная деятельность преподавания и учения, т.е. деятельность учителя и деятельность ученика, обращённых на учебный материал или на содержание учебного предмета. Ориентация на конечный результат обучения, проявляющийся в определенном уровне развития у учащихся способности к общению на межкультурном уровне, диктует необходимость говорить о многокомпонентности содержания обучения. В него входят как предметные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса по иностранному языку.
Содержание обучения включает в себя следующие основные компоненты:
- сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т. д);
- языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими;
- комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения;
- систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
- учебные и компенсирующие (адаптивные) умения;
Содержание обучения иностранному языку должно быть нацелено на приобщение учащихся не только к способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка. Оно должно сформировать у школьника представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории, культуры. При этом обучение школьников языку через культуру другого народа, т.е через диалог своей национальной культуры и культуры другого народа, необходимо осуществлять постоянно, начиная с первых шагов изучения предмета.
В этой связи актуальными становятся социокультурные знания:
- безэквивалетной лексики (в рамках сфер общения и тематики для каждого этапа обучения);
- поведенческого этикета, принятого в стране изучаемого языка в типичных ситуациях повседневного и делового общения (в ограниченных пределах);
- социокультурных особенностей страны изучаемого языка;
- географических, природно-климатических, политических особенностей страны изучаемого языка;
- основных сведений их истории страны, из истории культуры, науки, техники, современного состояния данных аспектов;
- современных аспектов жизни сверстников за рубежом;
- национальных традиций, праздников страны изучаемого языка; умение сопостовлять их с собственным опытом.
Социокультурный компонент содержания обучения призван приобщить учащихся к фоновым знаниям их сверстников за рубежом. Но очень важно, чтобы социокультурный компонент содержания обучения не служил своеобразной рекламой чужому образу жизни. Его предназначение - расширить общий, социальный, культурный кругозор учащихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы, научить терпимо относиться к особенностям поведения (речевого и неречевого) представителей своего социума и другой культуры.
Успешность в реализации задач обучения умениям пользоваться новым языковым кодом с целью проникновения в новую национальную культуру в полной мере зависит от того, насколько последовательно осуществляется опора на речевой и жизненный опыт школьников в родном языке и родной культуре.
Качество учебного процесса в равной степени зависит как от профессионального мастерства учителя, так и от умения ученика понять и принять задачи и содержание учебного предмета.
Учащийся должен уметь эффективно и результативно строить свою деятельность по овладению иноязычными речевыми навыками и умениями, методически целесообразно, а, следовательно, ориентируясь на цель обучения, строить свое общение с учителем, товарищами, с книгой и т.д.
Поэтому в качестве важного компонента обучения иностранному выделяются учебные умения, составляющие стратегии учащегося по усвоению языка.
К ним относятся:
1. Умения, связанные с интеллектуальными процессами:
- наблюдать за тем или иным языковым явлением в иностранном языке, сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и в родном;
- осуществлять поиск и выделять необходимую/значимую/ключевую информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- предвосхищать информацию, обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное/прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщений;
- формулировать (устно и письменно) основную идею сообщения;
- составлять план, формулировать тезисы;
- готовит и презентировать развернутые сообщения типа доклада.
2. Умения, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться реферативными и справочными материалами;
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать эти действия;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к учителю, товарищам.
Содержание обучения иностранному языку складывается на взаимодействии трех важных элементов системы обучения: учебного материала (предмета)- учителя-ученика. Учебный материал воздействует на мотивационную сферу деятельности учителя:
он может вызвать интерес и желание работать с материалом или, напротив, по тем или иным причинам, стать фактором возникновения отчуждения между ними.
Через личность педагога, его творческий опыт, эмоциональную сферу, учебный материал оказывает влияние на ученика, который, усваивая его (или не усваивая) и при этом испытывая на себе воздействие учителя, формируется как личность. Вот почему существенную роль играют согласованность мотивов субъектов системы обучения иностранному языку, создающих её и их взаимоотношения. И учитель, и учащиеся должны осознать и в полной мере усвоить новое содержание учебного предмета, а также уметь использовать в целях его усвоения адекватные формы, приёмы и методы обучения.
В методике обучения иностранным языкам понятие "метод" имеет два значения:
- метод как методическая система или принципиальное направление в обучении предмету,
- метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении. Исходя из данной цели и общих закономерностей обучения предмету на современном этапе можно утверждать, что методы - это совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения иностранным языком и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способности и готовность пользоваться изучаемым языком как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры, средства познания этой культуры.
При отборе современных методов обучения (способов, приёмов, форм обучения) необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
- активизировать школьника, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать ситуации, в которых учитель не является главной фигурой;
- учить школьников работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Наибольший интерес представляет проектная работа.
Проектная технология получила широкое распространение в различных предметных областях и, конечно же, в области изучения иностранного языка и культуры, в воспитательном процессе, как личностно ориентированная технология, реализующая обучение в сотрудничестве. Популярность проектной технологии как среди учащихся, так и среди преподавателей иностранного языка языка и её перспективность объясняется тем, что проектное задание связывает процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания.
Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть "ничейными", "разрозненными", они органично присваиваются учащимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным.
Проектная технология позволяет актуализировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создаёт условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса. Данная технология основана на идее взаимодействия учащегося в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг друга, отвечать за успехи каждого.
"Эффективность использования метода проектов касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе" (Полат Е.С. 1999г.). Актуализация в процессе использования проектной технологии коллективного субъекта учебной деятельности способствует развитию у учащегося необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создаёт условия для социализации личности, развития деловой активности ученика.
Метод проектов (технология проектов) - это одна из технологий в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. По существу проектная технология-это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.
"В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" (Е.С. Полат). Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути".
К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использованиеи исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и друг проблемных и творческих задач.
Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов.
Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.
4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие работы.
Эти виды проектов могут носить междисциплинарный характер.
Основные положения использования проектной технологии:
- Полная ориентация на учащихся как субъекта учебно-исследовательской проектной деятельности.
- Взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, совещательность и взаимная ответственность.
- Меняется роль учителя. Он становится одним из членов коллектива.
Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.
Проектная работа ориентирована и основана на формировании учебной компетенции учащегося и развитии продуктивной учебной деятельности.
Обязательной составляющей и условием использования проектной технологии является включение в самостоятельную работу учебных средств, материалов и видов заданий, которые помогают осуществлять рефлексивную самооценку и самостоятельный мониторинг учащимся всех этапов учебно-исследовательской проектной деятельности - от постановки цели до оценки конечного продукта.
Содержание проектной работы ориентировано на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося и определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы.
Содержание проектно-исследовательской деятельности направлено на создание личностного образовательного продукта и обеспечивает условия для развития творческих качеств учащегося как языковой личности.
Проектная работа по иностранным языкам носит по большей части межпредметный и интегративный характер, ориетированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории.
Межпредметная координация и интеграция предметных знаний, ориентация на общую картину мира является, как известно, образовательной тенденцией, определяющей информационные и образовательные потребности поколения нового столетия. Аутентичные проектные задачи позволяют вывести учащегося в информационное пространство за пределы учебного, устранить разрыв между учебным и реальным использованием изучаемого языка или сократить этот разрыв.
Метод проектов позволяет реализовать интеграцию как педагогический принц обновления содержания обучения иностранным языкам, преобразования всех компонентов содержания обучения, что позволяет обеспечить непрерывный процесс становления и развития разносторонней личности школьника и его последующую социальную адаптацию и устойчивость.
Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.
Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Результат проектной деятельности.
Этапы:
а) целеполагание - поиск, цели, обсуждение, принятие решения о проблеме, задачах и конечном продукте;
б) организация и планирование;
в) выбор средств;
г) выполнение проекта;
д) составление рабочего варианта проекта;
е) составление окончательного текста проекта;
ж) презентация проекта;
з) оценка проекта и его презентации;
и) подкрепление или отчет о проекте.
По длительности и содержанию проекты могут быть:
1. Краткосрочные (мини) от 1 урока до 6-10 уроков.
2. Средней длительности 1-2 недели.
3. Долгосрочные проекты (в течение года - двух)
Примеры проектов, выполненных учащимися:
Среднесрочные:
- 6 класс "Времена года"
- 7 класс "Города Золотого кольца"
- 8 класс "Система школьного образования в Германии и России"
- 9 класс "Книга в жизни человека"
Долгосрочные:
- 8 класс "Праздники в Германии", "Праздники в России"
- 9 класс "Здоровый образ жизни"
- 10 класс "Проблемы экологии"
- 9-10 класс "Культура Германии", занявший II место во Всероссийском конкурсе "Молодежь и знания" Siemens-Институт Goethe. 2003 год
- 11 класс "Живопись Германии"
- "Литература Германии"; "Музыкальная жизнь Германии".
- Классный час "7 чудес света", "Нет фашизму" - лингвоисторический проект - 11 класс,
- "Моя Родина на карте мира", серия тематических классных часов.
В педагогике существует такое понятие: "Воспитание обучением, обучение воспитанием".Для этого понятия применим также метод проекта. Проектная работа может проводиться не только по учебным предметам, но и в подготовке и проведении классных часов, воспитательных мероприятий (Диспут, конференция, тематический вечер).
Итак, проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению кругозора, формированию общеучебных навыков, развитию самостоятельной, поисковой, исследовательской, аналитической, сопоставительной деятельности, развитию благородных чувств и стремлений, эстетических взглядов; повышению уровня компетентности учащихся в области информационной культуры; мотивации, интереса к предмету, исследуемому материалу.