Занятие в музыкальном образовательном салоне "Все о марше"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация

Слайд 1.

Цель: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через познавательную деятельность.

Задачи:

  • Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал (маршевую музыку).
  • Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
  • Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

  • С.Чернецкий "Встречный марш" - слушание.
  • В.И.Агапкин "Прощание славянки" - движения марша.
  • И.О. Дунаевский "Спортивный марш" - ритмические упражнения под музыку.
  • В.Я.Шаинский "Песенка о цирке" - пение.
  • П.И.Чайковский балет-сказка "Щелкунчик" - слушание, использование детских ударных и шумовых инструментов.
  • Старинная солдатская песня "Солдатушки, бравы ребятушки" - слушание.
  • В.Я.Шаинский "Вместе весело шагать" - движения марша.

Оборудование: Портреты композиторов, наглядные пособия, фонотека, детские ударные и шумовые инструменты, театральные маски.

Ход занятия

Слайд 2. Звучит маршевая музыка. Дети входят в музыкальный зал, маршируют на месте, с окончанием музыки садятся на свои места.

Муз.рук.

Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде -
Разноцветном, расписном.

Ребята! Вы любите сказки? (ответы детей)

А какие сказки вы любите? (ответы детей)

Я рада, что вы ответили именно так. Потому что, я тоже люблю сказки. Особенно волшебные и музыкальные. Хотите, я вам расскажу сейчас одну очень интересную сказку, называется она "Сказка о Марше". А вы знаете, что такое марш? (Ответы детей.)

Правильно, это музыка для ходьбы. Звуки в ней ровные, четкие, они как бы помогают нам идти: раз-два, раз-два - шагаете вы под марш на зарядке. Марши звучат не только на музыкальных занятиях или физкультурных. Идут войска на параде, и опять звучит музыка марша. По радио и телевидению часто можно услышать четкие звуки марша.

А герои мультфильмов? Слайд 3. Вспомните, например, как бодро с песней шагает войско в мультфильме "Бременские музыканты".

И мы сегодня зашли в музыкальный зал маршем, и попадем в необыкновенное сказочное королевство.

Слайд 4. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и звали его Марш. Это был удивительный король, величественный, торжественный и энергичный. Он очень любил порядок и организованность. Король всегда держал в руках волшебные барабанные палочки, а одежда его отличалась строгостью и элегантностью.

Королевство это было большое, и придворные здесь жили дружно. Все очень любили маршировать и также как король, любили порядок и четкость.

Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь.

Льётся торжественная, величавая музыка. (Звучит музыка С.Чернецкого "Встречный марш".)

Смотрите, это идет сам король, он нас вышел встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется "Встречный"- он отличается торжественностью и величавостью. (Входит король Марш.)

М.р. Здравствуйте, ваше королевское высочество!

Король. Здравствуйте! Рад познакомиться! Я, король-Марш, что в переводе с французского, означает "шествие", и отличаюсь от других королей тем, что я один из самых древних жанров музыки. Люблю строгий размеренный темп и четкий ритм. Мои шаги всегда выдержанны в двухдольном размере, чтобы идущие не сбивались с ноги.

М.р. Один раз в году, в ясный солнечный день, король Марш устраивал большой праздник, на котором все придворные марши демонстрировали свои наряды.

Все они были очень разные: военные, солдатские, спортивные, походные, детские, игрушечные, праздничные. Не смотря на это, все они шагали дружно, четко в ногу. Здесь были марши на все случаи жизни.

Музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих, то есть двигающийся портрет или картина движения.

Потому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе, и чего от него можно ожидать.

Король. Слайд 5. Я приглашаю и вас на праздник, это будет бал-маскарад.

Дети. Маскарад?!

Король. Вы не только увидите, но и услышите, ведь маски на моем карнавале - это музыкальные марши.

М.р. На маскараде все в карнавальных масках. И всегда слышатся слова:

"Маска, я тебя знаю". Это значит, отгадали того, кто скрывается под маской. Давайте и мы попробуем узнать марши, которые сейчас придут на праздник. (Дети держат в руках театральные маски.) Слайд 6. (Звучит военный марш В.И.Агапкина "Прощание славянки", дети и курсанты Рязанского филиала Московского университета МВД РФ выполняют движения марша.)

Дети.

Маска, я тебя знаю. Ты военный марш.
Слово передать не в силах
Марша героизм и дух,
Просто кровь застынет в жилах,
Поразит Ваш тонкий слух.
Этих строгих нот слиянье,
Мужество солдат в звучанье,
Неотступность и борьба,
Зов к победе и стрельба.

М.р. Слайд 7. Это звучал военный марш нашего земляка Рязанского композитора

В.И.Агапкина. Мелодия его знакома каждому, этот марш есть в репертуаре любого военного оркестра. Под "Прощание славянки" уходили бойцы на фронт, этот марш стал музыкальным символом проводов в Армию. Сочинил

В.И.Агапкин свою "Славянку" в 1912 году в Тамбове, и посвятил марш "всем славянским женщинам".

Король очень любил слушать военные марши и гордился своей непобедимой королевской армией. Каким же должен быть военный марш? (Ответы детей.)

Военные марши звучат победно, призывно, ликующе.

Невозможно себе представить без марша жизнь нашей Армии. Военный марш организует и воспитывает. Под его четкий размеренный ритм, солдаты равняют шаг в походном или парадном строю. В музыку марша воплощен боевой дух воинов, их мужество, героизм, большая нравственная сила.

Слайд 8. Каждое утро наш король Марш просыпался под музыку, которая его вдохновляла и давала заряд бодрости на весь день. А у вас есть музыка под которую вы любите просыпаться?

(Звучит музыка И.О.Дунаевского "Спортивный марш", дети выполняют ритмические упражнения).

Дети.

Маска, я тебя знаю. Ты спортивный марш.
В спортивной жизни все в движенье -
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

М.р. Музыка спортивного марша звучит бодро и настраивает игроков на победу. Музыка и спорт неразлучны. Во время спортивных состязаний и Олимпиад звучат марши, песни о спорте вдохновляющие спортсменов на спортивные победы. Без музыки не возможны соревнования по фигурному катанию, художественной гимнастике, синхронному плаванию, а также открытия и закрытия международных олимпиад, спортивных праздников.

Ребята, чем отличается музыка военного марша от марша спортивного. (Ответы детей.)

Спортивный марш звучит легче, звонче и более подвижен, а военный маар звучит громко, четко, бодро.

Слайд 9. А теперь поиграем в музыкально - ритмическую игру "Шагаем, хлопаем".

Цель: развивать ритмичность движения, внимание.

Ход игры: дети под музыку двигаются маршем в свободном направлении.

  • 2т. - 4 шага
  • 2т. - 4 хлопка и т.д.

Варианты усложнения

  • 2т. - 2 хлопка и т.д.
  • 1т. - 1 шаг, 1 хлопок и т.д.

Постепенно темп музыки ускоряется, отстающие дети выбывают из игры.

Слайд 10. (Звучит музыка В.Я.Шаинского "Песенка о цирке", дети исполняют песню, выполняют акробатические номера.)

Дети:

Маска, я тебя знаю.
Ты, цирковой шуточный марш.
Под гром оркестра циркового
Идут факир, силач и слон.
Гимнасты, клоуны и снова:
Зал полон, зрелищ жаждет он.

М.р. Королевские шуты, задорно и затейливо веселили публику. Придворные лицедеи короля, отличались остротой и подвижностью. На смену друг другу на арену выходили жонглеры, борцы, акробаты и шуты. Все они подтянуты, упруги и энергичны.

Слайд 11. Музыка марша очень выразительна, эмоциональна. И поэтому многие композиторы включали его в свои более крупные произведения - симфонии, оперы, балеты для передачи героических или скорбных образов. Великий русский композитор П.И.Чайковский тоже писал марши.

П.И.Чайковский жил более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня. Об этом и мечтал Петр Ильич, он хотел, чтобы его музыку могли слушать как можно больше людей: и больших, и маленьких. Он хотел, чтобы его музыка была утешеньем, радостью, подмогой. П.И.Чайковский написал много музыкальных произведений для детей и объединил их в "Детский альбом", написал три балета-сказки для детей "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица".

Слайд 12. Сейчас прозвучит новый для вас марш - марш из балета "Щелкунчик" композитора П.И.Чайковского, послушайте его. Музыка этого марша праздничная, веселая, детская, сказочная

(звучит аудиозапись марша).

Дети:

Маска, я тебя знаю. Ты, сказочный марш.
Если ночью вдруг услышишь
Осторожные шаги,
Знай: игрушки вновь проснулись,
Ты на шум скорей беги!
Ты увидишь марш игрушек,
Всех - от зайцев до солдат,
И услышишь залпы пушек,
Не проспи, мой младший брат.

М.р. Слайд 13. Представим себе такую картину: Новогодний праздник. В зале, сверкая огнями, стоит ярко наряженная новогодняя ёлка. Под звуки этого марша дети в карнавальных костюмах веселой гурьбой входят в зал. Если внимательно прислушаться, то мы услышим и звонкий смех детей, и весёлый говор, и игры вокруг ёлки. Когда праздник закончился, и наступила ночь, всё стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам с ёлки они ожили и в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Оловянные солдатики с ёлки шагали ровно, сохраняя строевой шаг. Представим себе, что наши пальчики - это ножки игрушечных солдатиков. Они бодро и четко будут маршировать по вашим коленкам под музыку марша.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику - имитируют ходьбу солдатиков)

Мы оловянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.

(Дети маршируют под музыку марша, выполняя несложные перестроения)

Мы маршируем четко, браво,
Нам не страшны путей преграды
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!

У игрушечных солдатиков есть свои барабанщики, которые играют то на маленьком барабанчике, то на большом. В середине марша солдатики будто перестраиваются, выполняя разные команды своего командира. В конце марш звучит все тише и тише - солдатики удаляются, уходят. Но праздник новогодней ёлки продолжается. Мелодия марша прекрасно рассказывает нам об этом. П.И. как искусный художник, рисует нам картину искрящейся, сверкающей разноцветными огнями ёлки. Сейчас мы тоже примем участие в этом празднестве. Возьмем в руки бубны и барабаны, и тихонечко подыграем, когда услышим музыку первой части. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты нам нужно взять, чтобы подыграть оркестру во второй части марша, чтобы картина сверкающей ёлки была более яркой? (Ответы детей.)

Правильно, колокольчики. Когда будете играть на них, представьте себе искрящиеся огоньки, звездочки, снежинки и весёлый смех детей.

Потом вновь, как в первой части. Заиграют бубны и барабаны. (Дети играют на детских музыкальных и шумовых инструментах.)

Музыканты чересчур разыгрались, а успокоить их может только : Слайд 14.

Дети:

Дирижер.

На сцене будто праздник
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижер, он в черном фраке,
Он как ласточка одет.
Все блестит в сиянье света,
Не найти свободных мест,
Мы ребята, знаем - это:.. Симфонический оркестр.

М.р. Слайд 15. Почему большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, называется симфоническим оркестром?

Слово " симфония" в переводе с греческого языка означает " созвучие", а слово " орхестра" в древней Греции называли место, где стояли участники хора или оркестра. В симфонический оркестр, входит боле 20 видов инструментов разных видов. Каждому инструменту свойственна своя, особая краска звучания (тембр), свой звуковой объём, свой регистр. Поэтому, чтобы получить красивое и разнообразное звучание, необходимо в оркестр включать различные инструменты. Эти инструменты можно разделить на три основные группы: струнно-смычковую, духовую и ударную.

В симфонический оркестр входит много ударных инструментов. Это - литавры, барабаны, тарелки, треугольник, колокольчики и другие.

Ударные инструменты усиливают звучность оркестра, делают её более красочной. В маршах, предназначенных для исполнения оркестром, композиторы отводят значительную роль - барабанам. (Звучит барабанная дробь в исполнении барабанщиц.)

Слайд 16. Барабан - относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты.

Ударные инструменты - самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремели во время военных походов, торжественных церемоний, шествий и народных праздников.

Есть два типа барабанов - большой и малый.

Родина большого барабана - Турция, а малого (тамтам) - Африка.

Барабан имеет деревянный корпус, на который натягивается кожа или другой материал. У малого барабана - две деревянные палочки, у большого - деревянные палочки с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

Давайте и мы представим себя барабанщикам.

Слайд 17. Музыкально-дидактическая игра "Барабанщики".

Цель: Совершенствовать восприятие ритмических рисунков и музыкальной памяти.

Ход игры. Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идёт впереди колонны и играет на барабане.

М.р. Часто в характере и ритме марша пишутся песни. Музыка написанная в жанре марша, имеет отчетливый ритм, под него удобно считать: раз-два, раз-два. Эту особенность маршевой музыки люди приметили очень давно. Музыка марша имеет четкий ритм, который соответствует размеренному шагу. На маршевом ритме основаны многие массовые песни. Замечательные композиторы создавали песни о спорте, песни марши. Слайд 18. Среди них И.О.Дунаевский. Он написал около двухсот песен-маршей и его смело можно назвать "королём маршей"! Это - "Марш энтузиастов", "Марш физкультурников", "Спортивный марш", "Марш артиллеристов" и др.

Как вы думаете? Почему солдаты, отправляясь в дальний трудный поход, пели маршевые задорные песни? (ответы детей).

Правильно, чтобы идти было легче.

Слайд 19. Верным другом солдата на фронте была песня, она помогала ему преодолевать трудности и лишения, скрашивала разлуку с близкими. Песня шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, смелость, отвагу. Солдаты даже сложили поговорку: "В ночи - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка".

Послушайте старинную солдатскую песню "Солдатушки, бравы ребятушки". Слайд 20. (Звучит аудиозапись.) Входит солдат.

Солдат. Здравия желаю, дорогие ребятишки!

М.р. Здравствуй солдат! Проходи, садись.

Расскажи солдат, откуда идешь и куда путь держишь?

Солдат. Эх! Прослужил я королю, ровно двадцать пять годков!

А теперь вот иду на родную сторонушку.

М.р. А не у нашего ли короля Марша ты служил?

Солдат. Ох! :Здравия желаю, ваше величество!

Король. Да! Это мой солдат. За отличную службу я подарил ему барабан. А где же он?

Солдат. Простите ваше величество, но барабан в бою потерял. (печалится)

Король. Не годится солдату без барабана быть.

М.р. Ребята, давайте придем на выручку солдату и в нашей музыкальной мастерской сделаем ему барабан. (Дети идут в музыкальную мастерскую).

А ты солдат покажи свою солдатскую смекалку и ответь на наши вопросы.

(Вопросы викторины по выбору педагога.)

М.р. За смекалку твою, получай новый барабан.

Король. А за верную мне службу, барабанные палочки.

М.р. Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной.

Прощаясь со сказкой, давайте вспомним. С какими маршами мы познакомились в сказочном королевстве у короля Марша. (Ответы детей.)

Вы не назвали еще один марш. Это - детский марш. Ведь дети тоже любят маршировать. А каким он должен быть? Слайд 21.

Дети. Легким, звонким, веселым.

(звучит песня-марш В.Я.Шаинского "Вместе весело шагать", дети маршируя выходят из зала).

М.р.

Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце негасимой,
Как океан безбрежною она:
И каждый день с волненьем будем ждать
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять.

Слайд 22.

Музыкальное приложение.

Фотоприложение.

Литература.

1. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников [текст]: старшая и подготовительная группа / Г.И. Анисимова - Ярославль: "Академия развития", 2007. - 96 с.

2. Клёнов, А.И. Там, где музыка живёт [текст] / А.И. Клёнов Москва: Педагогика, 1985. - 150 с.

3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [текст, ил.]: из опыта работы муз. руководителя / Н.Г. Кононова - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

4. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [текст, нот.]: методическое пособие / Л.В. Малахова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 142 с.

5. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей [текст, нот.]: учебно-методическое пособие в 2-х ч. / О.П. Радынова. - М.: Гуманит. Издательский центр Владос, 1997 Ч. 1. - 608 с.

6. Степанцевич, К.И. Школьникам о музыке [текст] / К.И. Степанцевич. - Минск: Госиздат БССР, 1962. - 134 с.