Интеграция предмета "Технология" и кружка декоративно-прикладного творчества как средство развития творческих способностей учащихся

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогике на современном этапе. Художественная декоративно-прикладная деятельность ребёнка - это одно из эффективных средств, для развития творчества учащихся. На уроках технологии не хватает времени для изготовления сложных художественных изделий, а на занятиях в кружке не хватает времени и возможности для отработки умения и навыков по строганию, пилению и т.д. Интеграция технологии и кружка даёт большую возможность изготавливать красивые сложные художественные декоративно-прикладные изделия. Благодаря тому, что ученики делают изделия декоративно-прикладного искусства от начала до конца сими, то есть от не струганной доски до красивой расписной вазы, изящной резной шкатулки и т.д., видят логическую завершённость своего труда, у них появляется огромный интерес к изготовлению этих изделий. На уроках технологии ученик, вытачивая деталь, мыслит, а как на эту деталь "ляжет" тот или другой расписной орнамент, и каков будет конечный результат. Чтобы сделать изделие более красивое и изящное, отличающееся индивидуальностью, ученики сами начинают искать и изучать специальную литературу. У них появляется интерес к изготовлению художественных изделий. При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства учащиеся приобретают как трудовые, так и художественные навыки. Учащиеся кружка "Умелые руки" провели исследование по теме: "Развитие творческих способностей при изготовлении декоративно-прикладных изделий". Основным показателем творческих способностей является гибкость мышления, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В течение года мальчики 7а и 7в классов занимались на интегрированных уроках технологии и кружка. А мальчики 7б и 7г классов занимались только на уроках технологии. Во время уроков предлагалось несколько вариантов выполнения заданий:

1. Точное копирование образца, предложенного учителем.

2. Выполнение заданий с привнесением своего дополнения.

3. Творческий подход к выполнению задания.

Большинство ребят из классов 7 б,г предпочли 1 реже 2 и совсем мало 3 вариант, а из классов 7а, в выбирали 2 и 3 вариант, что говорит об их интересе к работе, стремлению проявить творческую фантазию. За этот период времени было выявлено несколько главных недостатков конечных результатов работ, если изделие выполнялось только на уроках технологии:

- проявление недостатков в навыках владения художественным материалом;

- несоответствие внешней формы с задуманным сюжетом;

- хуже представление конечного результата.

Ребята, которые изготавливали изделие на интегрированных занятиях перечисленных затруднений не испытывают и ошибок допускают мало. При этом, выполненные ими работы отличаются художественным вкусом, а в процессе выполнения работы ребята обязательно применяют творческий подход.  При помощи тестов можно подтвердить, что интегрированные уроки развивают творческие способности учащихся.  В начале исследования была проведена первичная (входящяя) диагностика творческих способностей в 7а,б,в,г классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) методика Торренса.

Инструкция: дан бланк с окружностями. Необходимо дорисовать их, составить картинку.

Интерпретация:

  • Высокий: 6-5
  • Средний:4-3
  • Низкий:2-1

Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения. Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей)

Методика "Четыре скрепки" (О. И. Мотков)

Инструкция: даны 4 скрепки. Необходимо составить из них различные фигуры.

Для обработки результатов проверяется продуктивность

общее число фигур;

гибкость мышления - число фигур разных типов;

оригинальность - число редко встречающихся в группе сюжетов.

В конце исследования была проведена повторная (выходящая) диагностика творческих способностей в этих же классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) Методика Торренса.

Инструкция: дан бланк с 6 недорисованными карточками. Необходимо дорисовать их. Дорисовать что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название снизу в строке.

Интерпретация:

Высокий: 6-5

Средний:4-3

Низкий:2-1

Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения. Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей) Методика "Девять точек" (Я.А. Пономарёв).

Инструкция: провести, не отрывая от руки, через все 9 точек 4 прямых отрезка, не проводя дважды по одной линии. Педагог заранее рисует на доске матрицу из 9 точек:

Все записывают их на своих листках бумаги и пытаются решить задачу. Через 7 минут можно дать желающим подсказку: "Попробуйте выйти за пределы квадрата точек". Дело в том, что люди начинают интуитивно решать в пределах квадрата. Преодоление этого навязываемого образа даётся не каждому. Творчество предполагает выход за пределы обычного, стереотипного, привычного решения. Лучший показатель креативности - самостоятельное решение этой задачи.

Анализируя результаты практических работ и тестирования, можно сделать вывод, что у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях предмета " Технология" и кружка декоративно прикладного творчества, лучше развиты творческие способности. Об этом говорят и результаты различных Всероссийских и международных конкурсов детского творчества таких как "Золотая Сибирь", "Зеркало природы", "Зелёная планета", где ребята на протяжении последних 12 лет ежегодно становятся Лауреатами, Призёрами, Победителями. Кроме этого ребята занимаются оформлением мастерской и школы.