Многообразие водорослей

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: ознакомление с разнообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Задачи:

  1. Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей .
  2. Раскрыть взаимосвязь особенностей строения и условий обитания водорослей.
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
  4. Продолжить развитие умений пользоваться микроскопом.

Ход урока

I. Опережающие задания.

Даётся на уроке среднеуспевающим ученикам, умеющих выступать.

  1. 1 ученикюУсловия обитания водорослей.(учебник “Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.”, 6 класс , Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. стр.141; мелкий шрифт) .Самостоятельное изучение.
  2. 2 ученик. Строение ламинарии. (Учебник “Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.”, 6 класс , Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. стр. 142) Самостоятельное изучение.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам. (2 человека: первый рассматривает половое размножение хламидомонады, второй – бесполое).
  2. Один ученик зарисовывает хламидомонаду, второй подписывает её части.
  3. Практическая задача. Рассмотреть содержимое школьного аквариума. Определить:
  4. а) к каким отделам относятся растения, представленные в аквариуме,
    б) имеются ли среди них водоросли. (1 ученик) .

  5. Опрос у доски: “ Размножение улотрикса”.
  6. Пока учащиеся готовятся к ответам, учитель проводит фронтальный опрос.
  7. Общие признаки водорослей.
  8. Каков тип питания у водорослей?
  9. Что называют спорами?
  10. Что называют гаметами?
  11. Каковы черты сходства у водорослей и высших растений?

6.После всех ответов всему классу предлагается задача №1.

Презентация. Слайд №1.

Выбирается ответственный, который за одну минуту выслушивает все предположения, а потом дает ответ.(Время засекается при помощи песочных часов). Класс сравнивает ответ с готовым решением.

Презентация. Слайд №2.

III. Изучение новой темы.

Задача №2. Дана композиция: салат из морской капусты, мармелад, пузырек с раствором йода, йогурт.

Презентация. Слайд №3.

Задание: убрать лишний предмет.

Учащиеся предлагают свои варианты, обосновывают их.

Учитель сообщает, что у данной задачи есть еще один вариант ответа. Его вы найдёте после изучения нового материала.

Презентация. Слайд №4. Объявление темы и цели урока.

Презентация. Слайд №5. Комментарий учителя.

Водоросли– очень древняя группа организмов. За время существования этих растений возникло множество форм строения, особенностей размножения и расселения на нашей планете. Всего насчитывается 30 тысяч видов водорослей.

Условия обитания водорослей. Сообщает ученик, получивший в начале урока опережающее задание по данной теме.

Презентация. Слайд №6. Дополнение учителя.

“Арбузный снег”.

Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.

Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием “хламидомонада снежная”, в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их “арбузный снег”, так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.

Снег и эти водоросли безопасны к употреблению в пищу, о крайней мере в разумных количествах. Эта оговорка актуальна, поскольку некоторые водоросли токсичны, и их употребление может привести к диарее с кровью.

Презентация. Слайд №7. Слова учителя.

Давайте ещё раз полюбуемся на причудливые, можно сказать, фантастические формы и расцветки представленных здесь водорослей.

Посмотрите внимательно и скажите: “ На какие три группы по окраске таллома вы разделили бы водоросли?”

(Правильно, три группы).

По окраске таллома и особенностям строения различают зеленые, красные, золотистые, бурые, диатомовые и другие водоросли. В рамках данного урока мы рассмотрим только три группы.

Презентация. Слайд №8.

Зеленые водоросли (гиперссылка. кликнуть по надписи– слайд 9): хлорелла, ульва, спирогира, хламидомонада, улотрикс, ацетобулярия. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные.

Какие одноклеточные вы уже знаете? (Хламидомонада.). Хламидомонада таже одноклеточная водоросль.

Есть колониальные формы: вольвокс и пандорина. Они являются кормом для водных животных, и вызывают “цветение”.

Ульва обитает в слегка загрязнённых водах морских побережий. Например, в Черном море. Это ярко зеленая водоросль с плоским волнистым талломом. Её ширина 20 см. Эту водоросль широко применяют в пищу и называют…(А какое второе название вы дали бы ей сами?). Ответ: Морской салат.

Спирогира. Просмотр видеосюжета. (Гиперссылка .Кликнуть по изображению спирогиры-слайд 17. Кликнуть по изображению для просмотра видеосюжета).

Вернуться к слайду 9.

Лабораторная работа № 15

Тема: “ Определение одноклеточных водорослей”.

(Перед проведением лабораторной работы повторить правила работы с микроскопом).

Рабочая тетрадь. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Часть вторая. 6 класс. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. Стр. 18.

Презентация. Слайд №8 (вернуться) кликнуть о надписи “Бурые водоросли”. Презентация. Слайд №10

Бурые водоросли: ламинария, фукус, цитозейра, саргасум, стеблонема, эктокарпус. Почти все они – обитатели моря. Лишь немногие микроскопические, а среди макрофитов встречаются самые крупные водоросли в мире. К последней группе относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии (морские пальмы). Наиболее обильны этими водорослями побережья холодных морей. С буре водоросли многоклеточные. Цвет их варьирует от зеленовато-желтого до темно– коричневого и обусловлен пигментом фукоксантином.

Фукус – обычная водоросль прибрежной зоны Камчатского полуострова. Рассеченное ремневидное слоевище достигает длины 50 см. воде оно держится вертикально, благодаря вместилищам, наполненных воздухом. Масло фукуса повышает упругость кожи, используется в парфюмерии.

Наибольшее значение среди бурых водорослей имеет ламинария.

Строение ламинарии рассказывает ученик, которому в начале урока было дано опережающее задание. Затем Перейти к слайду №11.

(Гипперсылка. Кликнуть по изображению ламинарии).

Просмотр видеосюжета: “ Заросли ламинарии”.(кликнуть по картинке справа) Учитель: “Бурые и зелёные водоросли обитают на небольших глубинах. Как вы думаете, почему?” (Ответ: чтобы иметь возможность к фотосинтезу).

А вот самые яркие, самые красивые красные водоросли (багрянки).

Презентация. Слайд №8. Кликнуть на надпись “ Красные водоросли, перейти к слайду №12.

Обитают они на глубине 100-200 метров, а некоторые виды на глубин 500 метров. Хотя известно, что на такую глубину проникает всего около 0, 0005% солнечного света. Причина – особый пигмент– фикоэритрин, способный улавливать солнечный свет. В сочетании с хлорофиллом они дают окраску от ярко-красной до синевато– фиолетовой.

Из некоторых морских красных и бурых водорослей получают агар– студенистое вещество, используемое для приготовления желе, мороженного, крема для бритья, салатов, эмульсий, слабительных средств, а также для выращивания микроорганизмов в лаборатории.

Из бурых и красных водорослей добывают йод.

Применение водорослей

Презентация. Слайд №13.

Презентация. Слайд №14. Комментарий учителя.(Негативная роль водорослей в природе и жизни человека.)

В 2008 году в прибрежной зоне китайского города Циндао, в котором планировалось проведение олимпийских игр о гребле, за несколько дней до состязаний вдруг появилось большое количество зеленых морских водорослей. Местные власти направили несколько специальных судов и более тысячи человек для очистки прибрежной зоны. Специалисты говорят, что появление такого большого числа водорослей вызвано сильными дождями и большим изменением климата.

Презентация. Слайд №15. Задание учителя.

После того как мы рассмотрели разнообразие и значение водорослей, найдите ещё одно решение (“ Найди лишнее”). Правильный ответ: йогурт, так как именно в приготовления йогурта не применяют веществ, выделанных из водорослей.

IV. Домашнее задание.

Презентация. Слайд №16.

V. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы:

1. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными , зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Почему некоторые водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод канализаций?

VI. Подведение итогов.