Цель: ознакомление с разнообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Задачи:
- Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей .
- Раскрыть взаимосвязь особенностей строения и условий обитания водорослей.
- Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
- Продолжить развитие умений пользоваться микроскопом.
Ход урока
I. Опережающие задания.
Даётся на уроке среднеуспевающим ученикам, умеющих выступать.
- 1 ученикюУсловия обитания водорослей.(учебник “Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.”, 6 класс , Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. стр.141; мелкий шрифт) .Самостоятельное изучение.
- 2 ученик. Строение ламинарии. (Учебник “Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.”, 6 класс , Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. стр. 142) Самостоятельное изучение.
а) к каким отделам относятся растения,
представленные в аквариуме,
б) имеются ли среди них водоросли. (1 ученик) .
6.После всех ответов всему классу предлагается задача №1.
Презентация. Слайд №1.
Выбирается ответственный, который за одну минуту выслушивает все предположения, а потом дает ответ.(Время засекается при помощи песочных часов). Класс сравнивает ответ с готовым решением.
Презентация. Слайд №2.
III. Изучение новой темы.Задача №2. Дана композиция: салат из морской капусты, мармелад, пузырек с раствором йода, йогурт.
Презентация. Слайд №3.
Задание: убрать лишний предмет.
Учащиеся предлагают свои варианты, обосновывают их.
Учитель сообщает, что у данной задачи есть еще один вариант ответа. Его вы найдёте после изучения нового материала.
Презентация. Слайд №4. Объявление темы и цели урока.
Презентация. Слайд №5. Комментарий учителя.
Водоросли– очень древняя группа организмов. За время существования этих растений возникло множество форм строения, особенностей размножения и расселения на нашей планете. Всего насчитывается 30 тысяч видов водорослей.
Условия обитания водорослей. Сообщает ученик, получивший в начале урока опережающее задание по данной теме.
Презентация. Слайд №6. Дополнение учителя.
“Арбузный снег”.
Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.
Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием “хламидомонада снежная”, в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их “арбузный снег”, так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.
Снег и эти водоросли безопасны к употреблению в пищу, о крайней мере в разумных количествах. Эта оговорка актуальна, поскольку некоторые водоросли токсичны, и их употребление может привести к диарее с кровью.
Презентация. Слайд №7. Слова учителя.
Давайте ещё раз полюбуемся на причудливые, можно сказать, фантастические формы и расцветки представленных здесь водорослей.
Посмотрите внимательно и скажите: “ На какие три группы по окраске таллома вы разделили бы водоросли?”
(Правильно, три группы).
По окраске таллома и особенностям строения различают зеленые, красные, золотистые, бурые, диатомовые и другие водоросли. В рамках данного урока мы рассмотрим только три группы.
Презентация. Слайд №8.
Зеленые водоросли (гиперссылка. кликнуть по надписи– слайд 9): хлорелла, ульва, спирогира, хламидомонада, улотрикс, ацетобулярия. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные.
Какие одноклеточные вы уже знаете? (Хламидомонада.). Хламидомонада таже одноклеточная водоросль.
Есть колониальные формы: вольвокс и пандорина. Они являются кормом для водных животных, и вызывают “цветение”.
Ульва обитает в слегка загрязнённых водах морских побережий. Например, в Черном море. Это ярко зеленая водоросль с плоским волнистым талломом. Её ширина 20 см. Эту водоросль широко применяют в пищу и называют…(А какое второе название вы дали бы ей сами?). Ответ: Морской салат.
Спирогира. Просмотр видеосюжета. (Гиперссылка .Кликнуть по изображению спирогиры-слайд 17. Кликнуть по изображению для просмотра видеосюжета).
Вернуться к слайду 9.
Лабораторная работа № 15
Тема: “ Определение одноклеточных водорослей”.
(Перед проведением лабораторной работы повторить правила работы с микроскопом).
Рабочая тетрадь. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Часть вторая. 6 класс. Изд.цнтр “Вентана-Граф”-2008. Стр. 18.
Презентация. Слайд №8 (вернуться) кликнуть о надписи “Бурые водоросли”. Презентация. Слайд №10
Бурые водоросли: ламинария, фукус, цитозейра, саргасум, стеблонема, эктокарпус. Почти все они – обитатели моря. Лишь немногие микроскопические, а среди макрофитов встречаются самые крупные водоросли в мире. К последней группе относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии (морские пальмы). Наиболее обильны этими водорослями побережья холодных морей. С буре водоросли многоклеточные. Цвет их варьирует от зеленовато-желтого до темно– коричневого и обусловлен пигментом фукоксантином.
Фукус – обычная водоросль прибрежной зоны Камчатского полуострова. Рассеченное ремневидное слоевище достигает длины 50 см. воде оно держится вертикально, благодаря вместилищам, наполненных воздухом. Масло фукуса повышает упругость кожи, используется в парфюмерии.
Наибольшее значение среди бурых водорослей имеет ламинария.
Строение ламинарии рассказывает ученик, которому в начале урока было дано опережающее задание. Затем Перейти к слайду №11.
(Гипперсылка. Кликнуть по изображению ламинарии).
Просмотр видеосюжета: “ Заросли ламинарии”.(кликнуть по картинке справа) Учитель: “Бурые и зелёные водоросли обитают на небольших глубинах. Как вы думаете, почему?” (Ответ: чтобы иметь возможность к фотосинтезу).
А вот самые яркие, самые красивые красные водоросли (багрянки).
Презентация. Слайд №8. Кликнуть на надпись “ Красные водоросли, перейти к слайду №12.
Обитают они на глубине 100-200 метров, а некоторые виды на глубин 500 метров. Хотя известно, что на такую глубину проникает всего около 0, 0005% солнечного света. Причина – особый пигмент– фикоэритрин, способный улавливать солнечный свет. В сочетании с хлорофиллом они дают окраску от ярко-красной до синевато– фиолетовой.
Из некоторых морских красных и бурых водорослей получают агар– студенистое вещество, используемое для приготовления желе, мороженного, крема для бритья, салатов, эмульсий, слабительных средств, а также для выращивания микроорганизмов в лаборатории.
Из бурых и красных водорослей добывают йод.
Применение водорослей
Презентация. Слайд №13.
Презентация. Слайд №14. Комментарий учителя.(Негативная роль водорослей в природе и жизни человека.)
В 2008 году в прибрежной зоне китайского города Циндао, в котором планировалось проведение олимпийских игр о гребле, за несколько дней до состязаний вдруг появилось большое количество зеленых морских водорослей. Местные власти направили несколько специальных судов и более тысячи человек для очистки прибрежной зоны. Специалисты говорят, что появление такого большого числа водорослей вызвано сильными дождями и большим изменением климата.
Презентация. Слайд №15. Задание учителя.
После того как мы рассмотрели разнообразие и значение водорослей, найдите ещё одно решение (“ Найди лишнее”). Правильный ответ: йогурт, так как именно в приготовления йогурта не применяют веществ, выделанных из водорослей.
IV. Домашнее задание.
Презентация. Слайд №16.
V. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы:
1. Почему некоторые многоклеточные водоросли
называют бурыми, красными , зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Почему некоторые водоросли используют для
очистки загрязненных сточных вод канализаций?