Цель урока:
Познакомить учащихся с кривой Дракона; показать, что информационные технологии – инструмент для выполнения поставленных задач.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать понятие кривой дракона, дать представление о способах её построения. Отработать умение применять графический редактор MS Paint для построения кривой дракона.
Воспитательные: Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Развивающие: Приобретение практических навыков. Развитие внимания, логического мышления, познавательной активности учащихся.
Оборудование:
- мультимедийная презентация (Презентация.ppt);
- мультимедийный проектор;
- экран;
- тетрадь;
- учебник;
- карточки с практической работой;
- карточки с названиями “замечательных кривых”;
- полоски плотной бумаги (1см. на 30 см.).
Формы организации урока:
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальная работа.
- Компьютерный практикум.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Изложение нового материала.
- Домашнее задание.
- Физкультминутка.
- Компьютерный эксперимент.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
У нас сегодня с вами не совсем обычный урок. Мы попытаемся соединить знания, полученные на уроках наглядной геометрии и информатики.
Девизом урока будут слова Сенека “Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле” (слайд 1).
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по теме “Замечательные кривые” (слайд 2-9).
Опрос сопровождается презентацией, в которой содержатся изображения замечательных кривых.
В ходе показа слайдов учащиеся сопоставляют название кривой, записанной на карточке (выдаются каждому) с её изображением на экране.
ГИПЕРБОЛА |
Подведение итогов опроса.
Ученики самостоятельно выставляют себе оценки.
3. Изложение нового материала
3.1 Вводим понятие кривой дракона.
Внимательно посмотрите на следующую кривую (слайд 10).
Что она вам напоминает? На что похожа? /На монстра, на дракона/ (слайд 11).
Учитель сообщает тему урока, задачи урока и план урока.
Кривая, изображенная на рисунке (слайд 11), называется “кривая Дракона”.
Кривая заключена внутри дракона и своими изгибами обрисовывает его контур.
Люди, видевшие драконов, подтверждают, что они выглядят именно так. Придумал ее физик Джон Хейуэй, а подробную теорию разработали Хартер, Хейуэй.
Кривая дракона впервые была описана в популярной литературе в журнале Scientific American в 1967 году. Заметка о ней появилась в колонке “Математические игры”. Первоначально использовалось полное название кривой “дракон Хартера – Хейтуэя”. В дальнейшем стали говорить просто о кривой дракона.
Сегодня на уроке мы рассмотрим два способа построения кривой Дракона.
3.2 Рассматриваем первый способ построения кривой Дракона – складывание бумажной полоски (слайд 16).
Возьмём длинную полоску бумаги, левый конец которой пометим точкой. Свернём её пополам, чтобы точка оказалась закрытой, а потом ещё пополам (всегда правый конец складываем на левый). Развернём полоску и зафиксируем углы по 900. У нас получилась кривая Дракона.
3.3 Рассматриваем второй способ построения кривой Дракона.
- Внимательно посмотрите на экран и проследите за построением кривой дракона (слайд 16-27).
- Как вы думаете, в какой программе мы можем выполнить эти действия на компьютере? (Paint)
- Давайте вспомним основные понятия по графическому редактору Paint.
- Как называются элементы окна программы Paint, показанные на экране (слайд 28)?
- Какое действие выполняется при выборе кнопки ?
- Перечислите свойства кнопки “выделение” (слайд 29).
- Назовите основные команды меню “правка” (слайд 30).
- К чему приведёт выполнение команды РИСУНОК – ОТРАЗИТЬ / ПОВЕРНУТЬ (слайд 31).
- Этих знаний вам должно хватить для построения кривой дракона в графическом редакторе Paint по заданному алгоритму.
4. Домашнее задание
Задание 3 страница 122 (слайд 32).
5. Физкультминутка
(стандартный комплекс упражнений гимнастики для глаз).6. Компьютерный эксперимент.
Учащиеся делятся на две группы. Первая группа выполняет задание на ПК по предложенному алгоритму (Приложение1, Приложение2). Файл с заготовками находится в папке данного класса на рабочем столе ПК (Приложение3).
Вторая группа работаем с учебником (слайд 33): строит кривую дракона с помощью полоски бумаги и записывает коды для рисования кривой Дракона.
После выполнения заданий группы меняются
7. Подведение итогов (слайд 34).
- Давайте вспомним, какую кривую мы рассмотрели на уроке.
- В чём особенность этой кривой?
- Почему мы можем назвать её замечательной?
- Какими способами мы можем построить кривую дракона?
- Какой способ вам показался более простым?