Задачи:
- Вывести правило сложения чисел с разными знаками и провести его первичное закрепление;
- Развитие логического мышления, познавательной активности учащихся;
- Создание условий для включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность;
- Воспитание интереса к предмету; чувства ответственности; самостоятельности.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Метод учения: поисковый.
Технологии: здоровьесберегающие, элементы компьютерной технологии, элементы модульной технологии.
Оборудования урока: учебник «Математика-6» (авторы: Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, М., 2006); проектор, презентация (Приложение 1), листы с модулями лабораторной работы (Приложение 3), листы самоконтроля (Приложение 2), доска.
Ход урока
I этап. (1 мин.)
Орг.момент.
– Ребята, здравствуйте. Я, как всегда, рада нашей встрече. Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке.
– Проведем разминку.
II этап. (5 мин.)
Разминка: (слайды 2-8)
1. Вспомните правило сложения отрицательных чисел.
а) вычислите:
- -12 + (-8)
- -7 + (-9)
- -5,4 + (-3,5)
- -1,68 + (-1,68)
- -1,06 + (-3,4)
- -92 + (-108)
б) вставить пропущенные числа:
- -5 + (-13) = ?
- -3 +( ?) = -15
- ( ?) + (-6) = -49
2. подготовительная работа для изучения новой темы:
Даны числа:
- - 6 ; - 12 ; 15
- 4 ; - 8 ; - 9
- -2 ; - 6 ; - 8
- 9 ; -10 ; - 12
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.
3. Отгадайте анаграммы:
- сла-чи
- же-сло-ние
- ки-зна
- е-ны-раз
4. Составьте из этих слов тему нашего урока. (Сложение чисел с разными знаками.)
III этап. (1 мин.)
(слайды 9-10)
Постановка проблемы: (изображена координатная прямая)
– Сложите числа с помощью координатной прямой:
- -6 + 8 ;
- -10 + 14;
- -8 +11
– Поможет ли координатная прямая сложить числа 224 и -364?
– В этом случае координатная прямая не поможет.
Значит, чем мы сегодня будем выводить правило сложения чисел с разными знаками и проводить его первичное закрепление;
IV этап. (7 мин.)
Решение проблемы.
Лабораторно-практическая работа.
– сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.
Лабораторно-практическая работа в парах
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Ход работы:
- Начертите координатную прямую.
- С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:
-5 + 3=
│ -5 │=
│ 3 │=
│-5+3│=7 + ( -3 )= -4 + 6 = -9 +10= -8 + 3= - Под каждым примером выпишите модули слагаемых и модуль ответа.
- Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получаются числа как ________ так и ________ .
- С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается число, знак которого совпадает со знаком слагаемого, имеющего ________
- Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен ________ ________ модуля слагаемых и ________. - Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56= - Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ . - Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
V этап. (24 мин.)
Практикум. (слайды 15-20)
а) физминутка:
б) «Проверь себя: найди ошибку» (слайд 13)
- -12+5=7
- 34+(-49)=-15
- -11+18=7
- 47+(-35)=8
- -53+19=-35
- -41+32=-9
в) «Цветик-семицветик» – задание с кодированными ответами: (слайды 14-15)
Шифр ответов:
34 | -13 | -73 | -95 | -35 | -30 | 2 |
к | о | ж | з | г | с | ф |
Выполните действия, замените ответы соответствующими буквами. Выпишите эти буквы.
Проверка перепишите последовательно буквы, начиная с буквы к. Если примеры решены правильно, то получается кожзгсф – это первые буквы спектра радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
г) Работа с учебником (слайд 16).
Выполните из № 1066 примеры а) – з). Ответы запишите в лист самоконтроля контроля.
д) Итоговый тест (слайд 17):
Задания | Ответы | |
1. Выполните действия: | ||
а) -19 + 40 | 1) 59; 2) -59; 3) -21; 4) 21. | |
б) -3,4 + 5,7 | 1) 2,3; 2) -2,3; 3) 9,1; 4) -9,1. | |
в) - + (- ) | 1) ; 2) - ; 3) - ; 4) . | |
г) + (- ) | 1) - ; 2) ; 3) ; 4) 1. | |
2. Вычислите: | ||
-5,6 + (-3,5 + 5,6) | 1) 3,5; 2) 2,5; 3) -3,5; 4) -2,5. | |
3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами: | ||
-5,6 и 3,5. | 1) 3; 2) -11; 3) -9; 4) -15. |
Итог урока. (2 мин.)
Домашнее задание. (слайд 18)
п.33. № 1081 (а – г), № 1083(а), 1085.
Слайд 14.