Комплекcно-развивающее занятие по теме "Зимующие и перелетные птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: знакомство с зимующими и перелетными птицами.

Задачи:

  • закрепить и уточнить представление детей о зимующих и перелетных птицах;
  • познакомить детей с птицей клест (внешний вид, питание, выведение птенцов);
  • развивать умение классифицировать объекты окружающего мира, работать по образцу;
  • воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.

Материалы и оборудование: Мультимедийный комплекс.

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация "Птицы" (Приложение1); изображения деревьев, карта Африки.

Раздаточный материал: Конверты с карточками птиц и деревьев (по количеству детей), геометрические фигуры для составления птицы.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Сборы в путешествие по зимнему лесу, повторение понятия "зимняя одежда".

Дидактическая игра: "Найди лишнее дерево" (повторение деревьев средней полосы).

3. Основная часть.

Знакомство с зимующими и перелетными птицами.

Строение птиц, дидактическая игра "Собери птичку".

Дидактические задания "Какая птица лишняя?"

4. Заключительная часть.

Перелетные птицы. Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть

За окном белым бело,
Домик снегом замело,
Вьюга завывает,
Когда это бывает.

Какой сейчас месяц? Март. Но, несмотря на то, что прошла середина первого месяца весны, зима не сдает свои позиции. Поэтому я предлагаю тепло одеться, взять лыжи, палки и отправиться на прогулку в зимний лес.

Собираемся в дорогу. Какая нужна одежда? Ответы детей.

Что относиться к зимней одежде. Ответы детей.

Встаем на лыжи и поехали!

Смотрите деревья в зимнем лесу! (Рисунок 1 - 4).

Назовите их. (Дуб, сосна, береза, ель).

Какое дерево мы не встретим зимой? (Зеленый дуб).

Покатались на лыжах, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть, посидеть на бревнышках и полюбоваться зимним пейзажем.

3. Основная часть.

Слайд 1

Слышите!

Слайд 2

Это маленькая птичка, а зовут её - синичка.

Слайд 3

Летом синичка живет в лесу, в городе её не встретишь. Зато зимой перебирается она в сады и парки поближе к людям.

Почему? Ответы детей.

Слайд 4

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это?

Ответы детей.

Слайд 5

Снегирь прилетает к нам на зиму из северных краёв. А наступит весна и полетит он к себе домой на север.

Слайд 6

А это, что за птица? Я по дереву стучу, червячка достать хочу!

Зимой дятел - питается семенами сосны и ели, которые достаёт из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. А чтобы подозвать дятла, надо тоже постучать, он подумает, что это его друг - дятел и прилетит поздороваться. Давайте его позовём.

Слайд 7

Смотрите! Прилетел.

Слайд 8

Я б могла ещё бы много,
Про лесных сказать певцов,
Посмотрите средь морозов,
Вывел клест своих птенцов.

В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойное гнездо, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. В таком гнезде, даже в мороз тепло, как летом.

Слайд 9

На что похожи клювы этих птиц? На клещи. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек свое любимое лакомство - семена. Они кормят своих детёнышей еловой кашей, перемалывают еловые семена и кормят ими птенцов. Давайте тоже покормим птичек.

Пальчиковая гимнастика "Покорми птенцов".

Слайд 10

А это кто так распелся?
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?

Ответы детей.

Слайд 11

Смотрите, как нахохлился, это к морозу.

Слайд 12

Отгадайте загадку? Эта птица непоседа, одного с берёзой цвета?

Слайд 13

Сорока. Предлагаю, выучить эту загадку, и пусть родители попробуют её отгадать.

Слайд 14

А это кто раскричался? Ворона.

Слайд 15

Слайд 16

А это голубь, тоже зимующая птица.

Зимою птицам голодно,
Тоскливо, очень холодно.

Чтобы не замерзнуть, нужно им много корма, голодная птица больше страдает от холода. Особенно сейчас, когда закончилась рябина, семена шишек, даже семена клена почти все съели голодные птицы.

Подкормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Слайд 17

Птицы бывают разные, но у всех у них есть голова, клюв, туловище, хвост, крылья и лапы. А чем отличаются птицы, от других животных? Их тело покрыто перьями.

Давайте на нашей полянке соберем птичку.

Дидактическая игра "Собери птичку"

Замечательные птички получились.

А теперь давайте опять сядем на брёвнышки, и закроем глаза.

Слайд 18

Представьте, что пришла весна, и как только появились первые проталины, прилетели жаворонки,

Слайд 19

а за ними журавли,

Слайд 20

ласточки

Слайд 21

и соловьи.

Дидактические задания "Какая птица лишняя?".

Слайд 22

Слайд 23

Как вы думаете, о чём поёт эта птица. Ответы детей.

4. Заключительная часть: проверка пройденного материала.

Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к плакату с изображением Африки. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.