Путешествие в мир своих возможностей и способностей

Разделы: Школьная психологическая служба


Поступление ребёнка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребёнка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».

В первые месяцы обучения ребёнка в школе он вступает в новые системы отношений с взрослыми и сверстниками, занимает новую социальную позицию, на смену игровой деятельности приходит учебная. Первый год обучения ребёнка в школе рассматривается как период естественной адаптации. Его особенность состоит в том, что большинство детей в первый год пребывания в школе испытывают определённые трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. К середине года многие дети выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, но выделяется группа школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, которую можно обозначить как группу условной адаптации.

Поэтому, необходимо создавать, систему психолого-педагогической поддержки этих первоклассников, позволяющую им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в познавательной и личностной сферах. Представленное ниже занятие можно включать в программу по адаптации первоклассников к школьной среде. Задания этого занятия способствуют повышению уровня интеллектуального развития, развитию навыков общения .

Цели:

  • активизировать детей для включения в совместную деятельность;
  • развивать устойчивость, переключение, распределение внимания, наблюдательность;
  • способствовать развитию самоконтроля;
  • развивать зрительную и слуховую произвольную память;
  • развивать счётные операции, смекалку, речь;
  • развивать самостоятельность, гибкость мышления, мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, сравнение);
  • способствовать воспитанию доброты, дружбы, любви к природе;
  • осознанию мотивов обучения;
  • закрепить позитивное эмоциональное состояние детей.

Оборудование: Дворец, Лес, волшебник, гном, бабочки, деревья, Фея Внимания, материал для «корректурной пробы», «Продолжи закономерность», птичка.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия.

– Сегодня к нам в гости пришёл Гномик.

– Давайте с ним познакомимся. «Здравствуйте, в школе мне нравится...».

– Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от нас смекалки, сообразительности, ума, внимания.

Маленький гном попросил меня помочь Волшебнику из сказочной страны. Если вы согласны, давайте отправимся в путь и поможем ему.

II. Игра на активизацию детей.

Итак, мы отправляемся в сказочную страну, в мир своих возможностей и способностей. Дорогу нам будет указывать гномик. Но подойти к Дворцу волшебника не так-то просто, на пути нам будут встречаться препятствия. Поглядите, кто-то спрятался за деревьями.

Отгадайте загадку:

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).

Зайчик хочет вас проверить, какие вы дружные ребята. Он предлагает вам игру «Исходное положение».

– Расположитесь на своих стульях удобней. По моей команде: «Встать!» – вы должны быстро встать, а по команде: «Сесть!» – вы должны быстро сесть. Нужно постараться всем одновременно встать, а затем садиться.

– Молодцы! Вы – дружные ребята. Дружба поможет вам попасть во Дворец доброты.

III.  Игра «В слова».

Но посмотрите, какая странная дорога началась. На ней очень много удивительных бабочек с буквами. Мы не можем на них наступить. Давайте поможем бабочкам улететь, составьте как можно больше слов из этих букв.

А; К; С; О; И; М; Р; Т. (мир, том, кот, рот, рок, сок, ром, март, коса, тир, корт.)

IV. Упражнение «Запусти мельницу»

А теперь тихо! Мы подходим к мельницам Людоеда. Они остановились. Чтобы людоед нас не съел, нам надо завести эти мельницы. Вместо знака вопроса нужно вставить число, которое идёт по порядку.

V. «Корректурная проба»

– А вот перед вами Фея Внимания. Она хочет проверить вас на внимание.

– Подчеркните весёлых поросят. (приложение 1)

VI. Физминутка.

А вот перед нами поляна отдыха.

Игра «Слушай хлопки».

Играющие идут по кругу. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вы должны остановиться и принять позу Аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны), 2 раза – позу лягушки (присесть, колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – продолжают идти.

Мы спокойно отдыхали,
Хорошо нам отдыхать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

VII. Игра «Четвёртый лишний».

– А вот перед нами лес. Посмотрите, как красиво в лесу. Смотрите, птичка попала в паутину. Что нам нужно сделать? (освободить птичку). Поможем птичке!

– Какая картинка лишняя? Почему? Как можно назвать, одним словом?

VIII. Игра «Найди двух одинаковых черепашек».

Раскрасьте панцирь жёлтым, а черепашек – зелёным карандашом. (приложение 2)

IX. Упражнение «Восстановление ковриков»

А вот начинается страна Волшебника. А вот и он сам. У него во Дворце завелись мышки, они изгрызли коврики, которые находятся во Дворце Доброты.

– Помогите Волшебнику восстановить коврики (приложение 3).

– Молодцы! Волшебник благодарит Вас! Вы столько добрых дел сделали.

X. Итог занятия

Волшебник прислал волшебный мяч. Он переносит от одного человека добрые пожелания к другому. Нужно сказать что-нибудь хорошее своему соседу и передать ему мяч. Сразу же добрые чувства из вашего сердца перейдут в сердце соседа. Давайте попробуем.

– До свидания, я желаю вам... (огромного здоровья).

Волшебник приготовил Вам сюрприз! (награждение).

Приложения.