Урок окружающего мира по теме "Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания обучающихся по теме: «Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства».
  2. Систематизировать исторические понятия.
  3. Работать над развитием и обогащением словарного запаса.
  4. Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом и на современном этапе.
  5. Формировать у обучающихся активную жизненную позицию, гражданско-патриотические и духовно-нравственные качества.

Оборудование: презентация (Приложение), рисунки детей, Конституция РФ.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети при входе в класс получают карточки с изображением Афины или воина. Затем они рассаживаются по группам в соответствии с изображением на карточках. (Приложение. Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 2)

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим все изученное по теме «Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства».

Вспомните и скажите: «Что обозначает слово античность?»

Ответ детей: Античность – это мир древней Греции и древнего Рима. (Слайд 3)

Учитель: Сегодня мы с Вами совершим путешествие в Древнюю Грецию, узнаем много нового и выясним, что подарила миру античность Древней Греции?

Чтобы отправиться в Древнюю Грецию вспомните, что вы о ней знаете.

- Где находилась Древняя Греция?

Ответ детей: Греция находилась на Балканском полуострове.

Учитель: Покажите на карте Древнюю Грецию.

(Ученик показывает на карте.) (Слайд 4)

Учитель: В Греции в 6 веке до н.э. образовались города-полисы. Что обозначает слово полис?

Ответ детей: Полис – это город-государство внутри государства. (Слайд 5)

Учитель: Что еще вы знаете о Древней Греции?

Ответ детей: В Греции жаркое лето и прохладная зима. Местность гористая. Мало рек. Осадки выпадают нерегулярно, поэтому здесь выгоднее заниматься скотоводством, чем земледелием. Греки разводили быков для обработки земель, лошадей для езды в колесницах, овец и коз для получения шерсти, молока. Выращивали хлеб, овощи, виноград и оливы.

Греция омывается морем. Поэтому греки занимались рыболовством. Вели торговлю через море, занимались мореплаванием.

Учитель: Чем прославилась Греция? (Слайд 6)

Ответ детей:

  1. Олимпийскими играми.
  2. В Греции зародились многие науки.
  3. В Древней Греции изобрели алфавит. Греческий алфавит стал впоследствии основой для других алфавитов.

Физкультурная минутка.

Учитель: Положите руки на парту, а голову - на вытянутые руки. Закройте глаза. Мы с вами на «машине времени» перемещаемся в античный мир Древней Греции.

Учитель: Откройте глаза. Сядьте правильно.

Мы с Вами в Древней Греции. (Слайд 7)

Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много полисов. (Слайд 8)

Вспомните и скажите еще раз, что такое полис?

Ответ детей: Полис – это город- государство внутри государства.

Учитель: Какие полисы были самыми большими?

Ответ детей: Афины и Спарта. (Слайд 9)

Учитель: Ребята, посмотрите на свои карточки и скажите, в каком полисе вы находитесь.

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а самым северным полисом был Танаис, который находится на территории нашей Ростовской области, неподалёку от города Таганрога. (Слайд 10)

Итак, мы в Древней Греции. Справа от меня жители Афин, а слева – жители Спарты.

Почему город получил название Афины?

Ответы детей: Миф об Афине и Посейдоне. (Слайд 11)

На высоком холме с крутыми берегами был расположен город. Заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат Посейдон. Кому стать покровителем этого города? Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре.

Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Но когда попробовали её на вкус – оказалась она горько-соленой.

Воткнула в землю своё копьё Афина. Зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел здесь таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.

Вот почему название города связано с именем Афины.

Учитель: Как возникли Афины? Что представляла собой жизнь в Афинах?

Ответы детей: На горе, возвышающейся над равниной, греки возвели крепостные стены – Акрополь. Под их защитой и начали селиться жители. Афиняне вели торговлю. Без морской торговли Афины не могли существовать. Поэтому Афинские правители всегда стремились иметь мощный флот. Афины часто враждовали с другими городами за власть на море. Городская жизнь требовала хорошего понимания торговых дел. В Афинах ценилось ораторское искусство. Ему обучали детей в школах. (Слайд 12)

В Афинах нет больших рек, а большая часть покрыта каменистой почвой, поэтому земледелием заниматься было проблемно. Было развито скотоводство. Среди жителей было много ремесленников-сапожников, кузнецов, гончаров. (Слайд 13)

Учитель: Что необычного было в Афинах? (Слайд 14)

Ответы детей:  На каменистой почве росло необычное дерево. Внешне оно неказисто: с кривым стволом и небольшими серебреными листочками. Но именно это дерево давало жителям Афин одно богатство. Это дерево называлось оливой, плоды дерева – оливками. Греки так ценили эти плоды, что верили в то, что олива – дар богов. Кроме оливы греки выращивали виноград, из которого изготавливали вино. В Афинах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. (Слайд 15)

Учитель: Как возникла Спарта? Что представляла собой жизнь в Спарте? (Слайд 16)

Ответ детей: Спарта является древнейшим городом Греции. Спарта возникла вдали от моря, в долине реки. Спартанцы захватили эту землю и подчинили себе местные племена. Эти племена и обрабатывали земли спартанцев. На землях этих выращивали хлеб, овощи, оливки, виноград. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие - военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. (Слайд 17)

Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено. Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Учитель: Что необычного было в Спарте? (Слайд 18)

Ответ детей: В Спарте дома были скромными, в них было только самое необходимое. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной (например: похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока). Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Наша тема называется «Два мира – два детства». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Ответ детей: Мы узнаем, как обучались дети в Афинах и Спарте. Было ли что-то общее в их обучении.

Учитель: Посмотрите на рисунок. (Слайд 19)

- Из какого полиса эти дети? Докажите это.

Ответы детей.

Учитель: В Афинах рождение ребенка был семейным праздником. Когда рождался ребенок, двери дома украшали оливковыми ветвями, если в доме родился мальчик, и шерстяными нитками, если рождалась девочка. Младенца купали в воде, в которую в Афинах вливали оливковое масло, а в Спарте вино. На седьмой день устраивали семейный праздник. Отец поднимал ребенка и обносил вокруг домашнего очага. (Слайд 20)

Совсем другое отношение к рождению детей было в Спарте. (Слайд 21)

В Спарте новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов.

Учитель: Что вы знаете о воспитании детей в Спарте?

Ответы детей: Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой (горячая вода полагалась лишь несколько раз в году). Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь сейчас мы называем лаконичной.

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, тела павших воинов, а дальше поступали по-разному. Если воин был ранен в грудь, то женщины, хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; Если воин был ранен в спину, то спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Учитель: А сейчас мы узнаем, как обучались дети в Афинах. (Слайд 22)

Ответы детей: С семи лет начиналось обучение в школе. Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании. Все, что от них требовалось, это быть скромными жёнами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж.

В школу ходили только мальчики. Рабы обязаны были сопровождать господских сыновей в школу. Они несли за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Раб, сопровождавший мальчика в школу, назывался педагог. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика учили грамоте. Буквы и слоги писали на глиняных табличках. Потом ученик обучался складывать из них слова. Грамоте обучали три года. Сначала учили писать на восковых табличках, потом и на папирусе.

Богатые афиняне учили в школе сыновей 9 лет. Беднякам приходилось осваивать только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенять их ремесло. Мальчики же из богатых семей учились в школах до 16 лет.

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также и гимнасии. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем занятия музыкой и литературой. Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру – так назывались спортивные школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

Учитель: Для чего готовили мальчиков в спортивных школах?

Ответы детей: Мальчиков готовили в спортивных школах для участия в Олимпийских играх. Вот несколько примеров как проходила подготовка. Мальчики бегали по полю, усыпанному толстым слоем песка. Ноги вязли в песке, и бежать было очень трудно.

Занимались борьбой. Победителем был тот, кто трижды положит на спину другого. Когда ученики усвоили приемы борьбы, они переходили к кулачному бою. Бойцам надевали на руки ремни, снабженные металлическими шишками. Кто много занимался кулачным боем, не боялся ран, побеждал в бою.

Учитель: Какие еще учебные заведения появились в Греции?

Ответы детей: Кроме частных палестр, были в Афинах и три школы-гимназии, Академии и Ликеи. На содержание их давали средства богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон, а Ликей – благодаря школе, созданной Аристотелем.

Когда молодые афиняне достигали 18 лет они шли на военную службу. Отныне мальчик считался совершеннолетним.

Учитель: Почему в Афинах учились только мальчики?

Ответ детей: Девочки в школе не учились. Их учила дома мать вести домашнее хозяйство.

Учитель: А теперь мы узнаем, как проходило обучение детей в Спарте. (Слайд 23)

Ответы детей: Забирали детей из семьи в 7 лет. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами наводили чистоту. Их воспитывали как в «детских домах».

В детях воспитывали выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19—20 лет.

Всех детей делили на отряды по 6 человек. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом с водой. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного— никаких правил. Запрещалось лишь применять оружие. В этом « сражении» юноши не щадили друг друга, чтобы потом меньше жалеть противника.

Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Если бы мальчик признался в краже, то его запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что терпел даже когда терпеть уже было нельзя.

Жили впроголодь. Впрочем это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым».

Спартанцы занимались музыкой и танцами. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем — то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении.

Как только юноши подрастали, их делили на небольшие отряды и отправляли скитаться по горам, среди диких зверей. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых и считались военнообязанными.

Учитель: Что общего было в обучении детей Афин и Спарты?

Ответ детей: И в Афинах и в Спарте дети учились с 7 лет.

Учитель: Могли мальчики из Афин и Спарты встречаться и где?

Ответ детей: Да. На Олимпийских играх.

Физкультурная минутка. (Слайд 24)

Мы атлеты-олимпийцы.
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий.
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом падая на землю
Возле самых ног Атланта.

Учитель: Проверим: хорошо ли вы изучили Спарту и Афины. Ребусы. (Слайд 25-26)

Ребята, а в какой школе вы бы хотели учиться в Афинской или Спартанской и почему? (Слайд 27)

Ответы учеников.

Учитель: Ребята, у меня в руках Конституция РФ. Вспомните, что обозначает это слово?

Ответ детей: Конституция – это основной Закон РФ. (Слайд 28)

Учитель: 2-я глава посвящена правам человека. Самым главным правом для вас является право на образование. У Вас счастливое детство, намного счастливее, чем у Афинских и Спартанских детей. Почему? (Слайд 29)

Ответы детей.

Учитель: Вы имеете право получать образование бесплатно.

В школе учатся мальчики и девочки. У вас равные права.

Вы должны гордиться нашей страной, которая заботиться о Вас.

Учитель: А теперь положите руки на парту, вытяните их, положите на них голову. Наше путешествие заканчивается, и мы стремительно возвращаемся назад в 21 век на урок в российскую школу.

IV. Итог урока.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что расскажите своим родителям?

Ответы детей:

  1. Античность – это мир древней Греции и древнего Рима.
  2. Полис – это город-государство внутри государства.
  3. Самыми большими полисами были Афины и Спарта.
  4. Северным полисом был Танаис, который расположен ныне на территории Ростовской области.
  5. Название города Афины связано с мифом об Афине и Посейдоне.
  6. Вокруг Спарты не было крепостных стен.
  7. Афиняне ценили красоту, украшали дома.
  8. В Спарте дома были очень скромными, в них было только самое необходимое.
  9. В Афинах и в Спарте дети учились с 7 лет.
  10. В Афинах девочки в школу не ходили. Их учила дома мать.
  11. В Спарте детей забирали из семьи в 7 лет.
  12. В Спарте воспитывали будущих воинов.
  13. В Спартанских детях воспитывали выносливость, силу.
  14. В Афинах было 3 вида учебных заведений: школа, гимнасия, ликей.
  15. Афинские и Спартанские дети могли встречаться только на Олимпийских играх.
  16. Греция подарила миру алфавит.

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который звучал в начале урока «Что подарил нам Античный мир Греции?» (Слайд 30)

Ответы детей:

  1. Алфавит.
  2. Олимпийские игры.
  3. Обучение в спортивной школе.
  4. Обучение в музыкальной школе.
  5. Трехступенчатое образование (школа, лицей, гимназия).

Конкурс рисунков. Итог урока. (Слайд 31)