Методика проведения первого урока по математике

Разделы: Математика


Всем ясно, что первый урок, проведенный преподавателем в группе, имеет огромное значение для успешной работы с данной группой (классом).

Преподаватель должен понимать, что необходимо на студентов произвести благоприятное впечатление, которое можно достигнуть путями: соответствующим оформлением кабинета, оборудованием, внешним видом преподавателя, образной речью и т.д. и, конечно же, продуманным содержанием и четким планом урока. Естественно, что строгих рамок быть не должно, но импровизация чаще всего тогда хороша, когда она хорошо подготовлена.

  • Как провести первый урок?

Это, безусловно, каждый решает сам, я хочу поделиться своим опытом проведения первого урока.

  • Итак, с чего начать?

Вошел (ла) в класс и предлагаю всем встать, здороваюсь с учащимися (это подчеркивает начало урока, дисциплинирует и учит вежливости) и сразу же начинаю.

I. Несколько слов о предмете и его значении.

Платон (428-348г до н.э.) основал научную школу – Академию, носившую имя древнегреческого героя Академа. Над входом в эту школу было написано: Необученным геометрии вход воспрещен.

Высокие оценки математики обусловлены философскими установками Платона. В своей работе Государство Платон рекомендует включить три дисциплины – арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию в число предметов, надлежащих к изучению стражами, стоящими во главе идеального государства. При этом он подчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, что, несомненно, которую он отнюдь не отрицает, а их важность для управления ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высокими философскими проблемами.

  • Как кратко определить, что же такое математика?

Мне кажется, что стоит остановиться на таких высказываниях этой разносторонней науки:

1. Математика – это наука молодых.

Винер Норберт (1894-1964гг.)

Вы молоды… Вам и карты в руки.

2. Математика – это язык, – сказал ученый Гиббс.

Гиббс (1839-1903гг.)

Посмотрите на портрет Гиббса.

Да язык для таких дисциплин, которые вам необходимо изучить в колледже, таких как геодезия, техническая механика, архитектура зданий и т.д.

3. Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит, – М.В.Ломоносов.

Ломоносов М.В. (1711-1765гг.)

Об этом говорит и Платон.

4. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе, – писал Фейнман.

4А. Математика – самая надежная форма пророчества, – Энгельс.

Энгельс

4Б. Математика – наука о порядке, – сказал Уайтхед.

Уайтхед Альфред Норт (1861-1947гг.)

5. Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой, – писал Андрей Николаевич Колмогоров.

Колмогоров Андрей Николаевич (1903-1987гг.)

Вам, безусловно, надо научиться управлять собой, природой и группой людей.

Рихард Курант (1888-1972гг.)

Что такое математика? Рихард Курант(1888-1972) писал: «Математика содержит в себе черты волевой деятельности, умозрительного рассуждения и стремления к эстетическому совершенству. Ее основные и взаимно противоположные элементы - логика и интуиция, анализ и конструкция, общность и конкретность. Как бы ни были различные точки зрения, питаемые теми или иным традициями, только совместное действие этих полярных начал и борьба за их синтез обеспечивают жизненность, полезность и высокую ценность математической науки». Движение вперед в математике обусловлено возникающей потребностью, необходимостью, т.е. носит практический характер, но постепенно математика превращается в теоретическую. Создается новый вычислительный аппарат, который находит практическое применение. Эти концепции можно проследить и при изучении понятия числа, геометрии, и при изучении дифференциального и интегрального исчисления, с которым мы познакомимся, и т.д. Главное надо всегда помнить, что активные занятия самой математикой, могут дать ответ на этот риторический вопрос: «Что такое математика?»

По данным высказываниям желательно сделать презентацию с портретами ученых, чьи слова прозвучали.

II. Начинаю знакомство.

Меня зовут Шипова Людмила Ивановна (обязательно записываю на доске и прошу записать в тетрадь).

С вами, обращаюсь к учащимся, познакомимся в процессе учебы, а сегодня заполните план-лист, указав, где вы сидите. На листе запишите Ф.И., № школы, отметки по алгебре, геометрии, вступительные баллы.

  • Что это дает преподавателю?
  1. Знакомимся сразу с учениками, где сидит, и на следующем же уроке можно обращаться к каждому, называя его по имени или фамилии, зная по плану, кто-где сидит.
  2. В дальнейшем появится возможность проанализировать отметки и сравнить с теми результатами, которые будут при аттестации в дальнейшем.

III. Когда? Что? Сколько?

Знакомлю с календарно-тематическим планом, сколько раз в неделю занимаемся, когда экзамены, ОКР, требования и т.д.

IV. Что необходимо для занятий?

  1. Тетрадь для классных работ.
  2. Альбом для графических работ.
  3. Тетрадь для домашних заданий.
  4. Тетрадь для контрольных работ.
  5. Блокнот для математических диктантов с копировальной бумагой.
  6. Блокнот для формул.
  7. Набор ручек, карандашей, угольник с окружностью, транспортир, циркуль.
  8. Таблицы Брадиса.
  9. Калькулятор (инженерный).
  10. Учебники (выдают в библиотеке). Рекомендовать дополнительную литературу.

V. Что необходимо для успешной учебы?

Привожу высказывания и их анализирую. Безусловно, зачитываю не все высказывания, а такие, какие нахожу нужными в данный момент, в данной учебной группе.

1. Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед, – сказал Нивен.

Нивен

2. Ничему научить нельзя, можно только научиться – пословица, которую любил говорить А.П. Александров.

А.П. Александров

3. Анекдот о том, что надо задавать вопросы:

Сидит змей-Горыныч.

Пробегает мимо волк.

Змей-Горыныч говорит: Волк приходи в 12 часов, я тебя съем. Вопросы есть? Нет...

Записываю.

Пробегает мимо лиса.

Змей-Горыныч говорит: Лиса приходи в 12 часов, я тебя съем. Вопросы есть? Нет...

Записываю.

Пробегает мимо заяц.

Змей-Горыныч говорит: Заяц приходи в 12 часов, я тебя съем. Вопросы есть?

Заяц отвечает: Есть. Можно не приходить?

Змей-Горыныч говорит: Можно. Вычеркиваю,

Подвожу к выводу: надо задавать вопросы по существу, чтобы вас не съели.

4. Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И.Гете.

И.Гете

5. Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Б. Шоу.

Бернард Шоу

6. Ученик, который учится без желания, – птица без крыльев. Саади.

Саади

7. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франс.

Анатоль Франс

8. Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не учиться. Фуллер.

Фуллер

Современный ученый Г.Харди пишет: «Узоры математики, так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи, так же как цвета и слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». В математике очень много и романтики, но никогда не следует забывать о том, что изучение ее – это не сплошной праздник, что любое научное творчество – это труд, труд, о котором часто без преувеличений можно сказать, что он каторжный. Гений – это прилежание, лишь один процент вдохновения и 99% потения.

VI. После такого введения рассказывают учащимся об истории вычислений и вычислительных средств по плакатам с пояснением или подготовленной презентации, показом фотографий ученых и различных видов калькуляторов, говорю какие лучшее приобрести для дальнейшей работы.

Рассказ сопровождаю чтением высказываний и отрывков из стихотворений, таких как: Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если бы при этом применить машину, – писал Лейбниц.

Лейбнец Г. В. 1646-1716гг.

...есть ли что милей на свете,
Чем уноситься в дух иных столетий.
И умозаключить из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед?

Гете.

От горничной до герцогини
К математической машине.
Проявлен всеми интерес.

Блез Паскаль (1623-1662гг.)

И вот однажды некто Блез
Паскаль с большим проникновением.
Им рассказал про вычисления.
И логику. И тем исторг
Глубокий искренний восторг.
И в благодарность за беседу.
Был уподоблен Архимеду.

Жан Лоре.

Опадают наши рифмы,
И величие степенно
Отступает в логарифмы.

Б. Слуцкий.

Нет, я не забываю день вчерашний,
Живу, однако, не вчерашним днем и т. д.

VII. Заканчиваю урок пожеланием успешной работы и словами великого Данте (из 26 песни Ада Божественной комедии):

Тот жалкий срок, пока ещё не спят
Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!
Подумайте о том, чьи вы сыны:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены.

Приложение 1

Приложение 2