Цели урока:
1) образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по теме "Обыкновенные дроби";
2) развивающая: развить математическую речь, творческие способности учащихся;
3) воспитательная: привить чувство патриотизма при решении задач, развить интерес к предмету.
Ход урока
1. Учитель. Сегодня на уроке повторим действия с обыкновенными дробями и закрепим знания при решении задач с обыкновенными дробями. А начнем урок с истории возникновения дробей.
Ученик рассказывает об истории возникновения дробей.
В средние века, как в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику. У немцев сохранилась такая поговорка: "Попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение. Первые упоминания о дробях появились на древнегреческих папирусах более 5000 лет тому назад. Математический папирус Ринда, найденный в 1858 году, позволил узнать, как использовались дроби в древнем Египте. Современная запись дробей с числителем и знаменателем появилась в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель -снизу и не писали дробной черты.
2. Итак, работаем устно.
1) Дайте определение обыкновенной дроби.
2) Какие дроби вы знаете?
3) Как записывают обыкновенную дробь?
4) Что показывает число, стоящее под чертой, и как оно называется?
5) Что показывает число, стоящее над чертой, и как оно называется?
6) Что следует из определения дроби?
Интересное и меткое арифметическое сравнение дал Лев Николаевич Толстой. Он говорил: " Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь".
7) Вспомните, какие действия над дробями вы можете выполнять?
8) Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
9) Как складываются (вычитаются) дроби с одинаковыми знаменателями?
10) Какие обыкновенные дроби вам еще известны?
11) Какую дробь называют правильной, а какую неправильной?
Учитель. Внимание, продолжаем работать устно. Задания записаны на доске.
1. Какая часть фигуры закрашена?
Ответ: 1) 2) 3) 4)
2. 20 минут составляют:
1) половину часа 2) четверть часа 3) треть часа 4) другой ответ.
3. Как называется:
- одна сотая доля метра.
-одна тысячная доля тонны.
- одна двадцать четвертая доля суток.
-одна миллионная доля квадратного метра.
4. Какую часть недели составляют 5 часов?
5. Какую часть составляет:
- 25 м2 от ара;
- 47 минут от часа;
- 39 см от 7 м.
6. Сравните по вариантам.
1
2
7. Выполните действие
1 вариант от 40 + от 60
2 вариант от 72- от 81
8. Решите задачу.
1 вариант. На одну чашку весов положили кусок мыла, а на другую чашку - такого же куска и еще 50 граммов. Весы находятся в равновесии. Какова масса куска мыла?
2 вариант. В пакете лежали яблоки. Сначала из него взяли половину всех яблок без пяти, а потом оставшихся яблок. После этого в пакете осталось 10 яблок. Сколько яблок было в пакете?
3. Учитель. А теперь выполним самостоятельную работу в виде теста. По окончании работы проводится самопроверка. Оценочная таблица находится на закрытой доске.
1 вариант | 2 вариант |
№1.Вычислите: | №1.Вычислите: |
+ | + = |
Ответ: 1) 2) 3) 4) | Ответ: 1) 2) 3) 4) |
№2.Решите задачу: | №2.Решите задачу: |
До обеда тракторист вспахал поля. | Ученик прочитал книги. |
Какую часть поля ему осталось вспахать? | Какую часть книги ему осталось прочитать? |
Ответ: 1) | Ответ: 1) 2) 3) 4) |
№3.Вычислите: | №3.Вычислите: |
Ответ:1) 2) 3) 4) | |
№4. Решите уравнение: | №4. Решите уравнение: |
Ответ: 1) 5 2) 6 3) 15 4) 21 | Ответ: 1) 0 2) 4 3) 18 4) 14 |
№5.Найдите: | |
Ответ: 1) 180 2) 128 3) 32 4) 138 | Ответ: 1) 154 2) 180 3) 117 4) 22 |
Учитель. Оцените работу соседа. Поменялись работами, проверили и поставили оценку.
Откроем оценочную таблицу.
Задания 1 2 3 4 5 1 вариант 1 1 3 4 2 2 вариант 3 2 3 4 1 оценка 1 2 3 4 5
Оценка выставляется:
- "5" - за 5 верно выполненных заданий,
- "4" - за 4 верно выполненных задания,
- "3" -за 3 верно выполненных задания,
- "2" - за 2 верно выполненных задания.
4 . Продолжаем работать письменно.
Рассмотрим с вами удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу. Найдите сумму выбранных чисел. К доске вызываются 3 ученика и сравниваются ответы.
413 218 474 567 569 374 630 979 195 0 256 349 221 26 282 375
Ответ:1418
Учитель. Столько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 года.
Многие дроби имеют упрощенное название:
-половина, - треть, - четверть.
Дробь - вошла в историю нашей страны, и называли ее восьмушкой.
Решим задачу.
Буханка хлеба весит 1 килограмм. Вычислите, сколько граммов весит буханки хлеба , буханки хлеба, буханки хлеба.
Ученик. С 20 ноября 1941 года был введен отпуск продуктов питания, и размер продовольствия составлял:
- рабочие- 250 граммов в сутки;
- инженеры, иждивенцы и дети - по 125 граммов в сутки;
- военные - по 500 граммов в сутки.
При этом, половину хлеба составляли целлюлоза и примеси, он был почти несъедобным, хотя и пышным, к тому же имел вкус полыни.
Ленинградцы получали паек по карточкам, а кто терял хлебные карточки, то их не восстанавливали, и людей ждала голодная смерть.
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. Как писала в блокадных стихах Ольга Берггольц:
"Вот они 125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам".
Учитель. А теперь скажите, так много или мало буханки хлеба?
Ученик. блокадного хлеба - это много. Ведь такой кусочек спасал жизни многих людей.
Учитель. Да, действительно, такой маленький кусочек спасал жизни людям. Такая простая обыкновенная дробь, в а какое большое имеет значение.
5. Итог урока. Оценки.
6. Домашнее задание. Весь класс получает задание по сборнику "Дидактические материалы по математике для 5 класса". М., 2009. А.С.Чесноков, К.И.Нешков Индивидуальное задание дается для сильных учащихся. Как от куска ленты в метра отрезать полметра не имея его под руками?