Обыкновенные дроби

Разделы: Математика


Цели урока:

1) образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по теме "Обыкновенные дроби";

2) развивающая: развить математическую речь, творческие способности учащихся;

3) воспитательная: привить чувство патриотизма при решении задач, развить интерес к предмету.

Ход урока

1. Учитель. Сегодня на уроке повторим действия с обыкновенными дробями и закрепим знания при решении задач с обыкновенными дробями. А начнем урок с истории возникновения дробей.

Ученик рассказывает об истории возникновения дробей.

В средние века, как в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику. У немцев сохранилась такая поговорка: "Попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение. Первые упоминания о дробях появились на древнегреческих папирусах более 5000 лет тому назад. Математический папирус Ринда, найденный в 1858 году, позволил узнать, как использовались дроби в древнем Египте. Современная запись дробей с числителем и знаменателем появилась в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель -снизу и не писали дробной черты.

2. Итак, работаем устно.

1) Дайте определение обыкновенной дроби.

2) Какие дроби вы знаете?

3) Как записывают обыкновенную дробь?

4) Что показывает число, стоящее под чертой, и как оно называется?

5) Что показывает число, стоящее над чертой, и как оно называется?

6) Что следует из определения дроби?

Интересное и меткое арифметическое сравнение дал Лев Николаевич Толстой. Он говорил: " Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь".

7) Вспомните, какие действия над дробями вы можете выполнять?

8) Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

9) Как складываются (вычитаются) дроби с одинаковыми знаменателями?

10) Какие обыкновенные дроби вам еще известны?

11) Какую дробь называют правильной, а какую неправильной?

Учитель. Внимание, продолжаем работать устно. Задания записаны на доске.

1. Какая часть фигуры закрашена?

       
       

Ответ: 1) 2) 3) 4)

2. 20 минут составляют:

1) половину часа 2) четверть часа 3) треть часа 4) другой ответ.

3. Как называется:

- одна сотая доля метра.

-одна тысячная доля тонны.

- одна двадцать четвертая доля суток.

-одна миллионная доля квадратного метра.

4. Какую часть недели составляют 5 часов?

5. Какую часть составляет:

- 25 м2 от ара;

- 47 минут от часа;

- 39 см от 7 м.

6. Сравните по вариантам.

 

1

2

7. Выполните действие

1 вариант от 40 + от 60

2 вариант от 72- от 81

8. Решите задачу.

1 вариант. На одну чашку весов положили кусок мыла, а на другую чашку - такого же куска и еще 50 граммов. Весы находятся в равновесии. Какова масса куска мыла?

2 вариант. В пакете лежали яблоки. Сначала из него взяли половину всех яблок без пяти, а потом оставшихся яблок. После этого в пакете осталось 10 яблок. Сколько яблок было в пакете?

3. Учитель. А теперь выполним самостоятельную работу в виде теста. По окончании работы проводится самопроверка. Оценочная таблица находится на закрытой доске.

1 вариант 2 вариант
№1.Вычислите: №1.Вычислите:
+ + =
Ответ: 1) 2) 3) 4) Ответ: 1) 2) 3) 4)
№2.Решите задачу: №2.Решите задачу:
До обеда тракторист вспахал поля. Ученик прочитал книги.
Какую часть поля ему осталось вспахать? Какую часть книги ему осталось прочитать?
Ответ: 1) Ответ: 1) 2) 3) 4)
№3.Вычислите: №3.Вычислите:
Ответ:1) 2) 3) 4)
№4. Решите уравнение: №4. Решите уравнение:
Ответ: 1) 5 2) 6 3) 15 4) 21 Ответ: 1) 0 2) 4 3) 18 4) 14
№5.Найдите:
Ответ: 1) 180 2) 128 3) 32 4) 138 Ответ: 1) 154 2) 180 3) 117 4) 22

 Учитель. Оцените работу соседа. Поменялись работами, проверили и поставили оценку.

Откроем оценочную таблицу.

Задания 1 2 3 4 5
1 вариант 1 1 3 4 2
2 вариант 3 2 3 4 1
оценка 1 2 3 4 5

Оценка выставляется:

  • "5" - за 5 верно выполненных заданий,
  • "4" - за 4 верно выполненных задания,
  • "3" -за 3 верно выполненных задания,
  • "2" - за 2 верно выполненных задания.

4 . Продолжаем работать письменно.

Рассмотрим с вами удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу. Найдите сумму выбранных чисел. К доске вызываются 3 ученика и сравниваются ответы.

413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375

Ответ:1418

Учитель. Столько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 года.

Многие дроби имеют упрощенное название:

-половина, - треть, - четверть.

Дробь - вошла в историю нашей страны, и называли ее восьмушкой.

Решим задачу.

Буханка хлеба весит 1 килограмм. Вычислите, сколько граммов весит буханки хлеба , буханки хлеба, буханки хлеба.

Ученик. С 20 ноября 1941 года был введен отпуск продуктов питания, и размер продовольствия составлял:

  • рабочие- 250 граммов в сутки;
  • инженеры, иждивенцы и дети - по 125 граммов в сутки;
  • военные - по 500 граммов в сутки.

При этом, половину хлеба составляли целлюлоза и примеси, он был почти несъедобным, хотя и пышным, к тому же имел вкус полыни.

Ленинградцы получали паек по карточкам, а кто терял хлебные карточки, то их не восстанавливали, и людей ждала голодная смерть.

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. Как писала в блокадных стихах Ольга Берггольц:

"Вот они 125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам".

Учитель. А теперь скажите, так много или мало буханки хлеба?

Ученик. блокадного хлеба - это много. Ведь такой кусочек спасал жизни многих людей.

Учитель. Да, действительно, такой маленький кусочек спасал жизни людям. Такая простая обыкновенная дробь, в а какое большое имеет значение.

5. Итог урока. Оценки.

6. Домашнее задание. Весь класс получает задание по сборнику "Дидактические материалы по математике для 5 класса". М., 2009. А.С.Чесноков, К.И.Нешков Индивидуальное задание дается для сильных учащихся. Как от куска ленты в метра отрезать полметра не имея его под руками?