Цели:
обучающая: закрепить знания о строении и разнообразии Млекопитающих. Привести примеры домашних животных, охарактеризовать поведение Млекопитающих и наблюдать за ними, охарактеризовать значение животных в жизни человека, особенности содержания Млекопитающих в искусственных условиях и использование их в сельском хозяйстве.
воспитательная: формировать научное мировоззрение; вести национально-патриотическое воспитание, путем использования народного творчества и краеведческого материала, который раскрывает достижения науки; воспитывать в учениках моральные качества и актерские.
развивающая: развивать самостоятельность учеников при подготовке к уроку, развивать познавательный интерес, связывая урок с жизнью, развивать умение обобщать, сравнивать, систематизировать материал; развивать творческие навыки.
Тип урока: конференция (комбинированный).
Методы: фронтальный опрос, сообщения учеников, презентация, демонстрация фотографий.
Межпредметные связи: история, литература, искусство, информатика.
Наглядные пособия: записи на доске, презентация на компьютере, изображения животных, стенд с фотографиями, художественная литература, карточки с названиями животных.
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний. 2-3 мин.
Фронтальный опрос (дети по очереди берут карточки с названиями животных и классифицируют их). Главное задание отличить Млекопитающих от других классов животных.
Павлин Гавиал Коршун Цапля Аллигатор Перепел Веретеница |
ехидна коала кенгуру ласка уж лось глухарь |
змея утконос черепаха кукушка крот рябчик полевка |
фазан киви эму пингвин аист гекон ежик |
кит опоссум дельфин слон одуд нутрия кабан |
ІІ. Мотивация учебной деяльностие.
Девиз урока: " Мы в ответе за тех, кого приручили". (А. де Сент-Экзюпери)
ІІІ. Изучение нового материала. 33-35 мин.
Учитель: Добрый день, господа. Сегодня мы проведем конференцию на тему "Животноводство. Значение животных для человека", где рассмотрим основные его направления и дадим характеристики отдельных пород, а также познакомимся с историей одомашнивания животных и литературой, в которой эти животные встречаются.
План конференции:
1. Животноводство – отрасль народного хозяйства. (Гость – главный селекционер Украины)
2. История и мифология животноводства. (Гость – этнограф)
3. Домашние любимцы. (Гость – домохозяйка)
4. Домашние животные в стихах. (Гость – литератор)
5. Вопросы журналиста. (Гость – журналист)
Ведущая конференции – учитель-фелинолог.
К слову приглашаем главного селекционера Украины.
Селекционер: Добрый день. Вашему вниманию я хотел бы предложить небольшую презентацию, которая раскрывает основные направления животноводства в Украине (Приложение 1).
Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается использованием с/х животных.
Оно обеспечивает людей пищевыми продуктами (молоко, мясо, сыр, масло); дает сырье для легкой (кожа, шерсть), а также фармацевтической промышленности (мед, рыбий жир); рабочую силу (лошадь, осел) и органическое удобрение.
Направления животноводства в Украине:
1) Скотоводство.
2) Овцеводство.
3) Свиневодство.
4) Коневодство.
5) Кролиководство.
6) Рыбоводство.
7) Пчеловодство.
8) Шелководство.
Коневодство
Арабская порода – разводится во всем мире. Используют их для выставки и соревнований. В России появилась при царе И.Грозном. Лучшие из них были в коллекции графа А.Орлова.
Гуцульский пони – родина Карпаты. Считается, что он является потомком тарпана. Очень выносливые, поэтому используются для перевоза багажа.
Украинская ездовая – началом разведения считается 1945 г., инициатором был С.Буденный. Это красивая спортивная лошадь, с правильными ровными ногами.
Овцеводство
Асканийская порода – мясо-шерстяная порода. Выведена академиком Ивановым в 1925-1934 гг. Живая масса баранов 120 кг, овечек – 65 кг. Настриг шерсти с барана 14-18 кг, с овцы 5-6 кг, мясные качества высокие. Разводят в основном на Юге Украины.
Украинская горнокарпатская – шерстяная порода. Разводят в горных районах Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Черновецкой областях. Бараны весят 55-65 кг, овцы 38-40 кг, шерсти с баранов получают до 2,8 кг, с овец до 1,8 кг.
Фелинолог: Хотелось бы спросить у этнографа – есть ли данные по поводу одомашнивания лошадей или овец?
Этнограф: Разведение лошадей известно еще с бронзового века, больше всего лошадьми пользовались скифы. Предком современных лошадей является дикий конь тарпан.
Культурное разведение овец стало развиваться в 6 в. до н.э., более 8 тыс. лет тому назад. Овцы и козы были одними из первых видов домашних животных. Предками домашних овец были муфлон и архар, которые и сейчас встречаются в диком виде. Сначала овцы были предметом потребления, потом превратились в предметы производства. Родиной современных мериносов считают Испанию, но со средины 18 в. разведение тонкорунных овец быстро развивается по всей Европе.
Селекционер: Свиноводство
В зависимости от направления продуктивности существуют следующие породы свиней:
1) сальные – большая черная, мангалицкая и т.д.
2) беконные – ландрас, темворс.
3) мясо-сальные, или универсальные – большая белая, польско-китайская, дюрок и т.д..
На Украине разводят большую белую свинью, большую черную и белую степную. Последнюю стали разводить в Херсонской области в 1934 г. В сравнении с большой белой она неприхотлива и способна существовать в любом климате.
Этнограф: Интересно, что на Украине свиноводство известно со времен трипольской культуры. В эпоху князей свиноводство имело полудикий характер: летом свиней выпасали в лесах, в основном дубовых, зимой содержали в примитивных помещениях. Во ІІ половине 19 века в начале 20 века свиноводство играло большое значение, особенно для малоземельных крестьян, так как свиней было легко прокормить и сбыть. Самое большое значение имело свиноводство на Полтавщине и Черниговщине. Работу по разведению свиней проводят Полтавский, Харьковский, Львовский научно-исследовательские институты. Не так ли?
Селекционер: Согласен с вами. Скотоводство.
Существуют мясные, молочные и мясо-молочные породы.
Серая украинская мясная. Поголовье этих коров уменьшается. Сосредоточены только в опытных хозяйствах на Днепропетровщине и Институте животноводства "Аскания Нова". Масть коров серая – от светлой до темно коричневой. У бугаев шея и грудина темнее. Рога разной формы на концах черные.
Украинская красно-бурая молочная. Разводят в 14 областях Украины, в том числе в Киивской и Черниговской областях. Живая масса взрослой коровы 630-680 кг. Надой молока 5500-6000 кг, с жирностью 3,8-4,0%
Селекционер: Особенности и поведение коровы.
Корова – травоядное животное. За день съедает 50 кг еды и выпивает 40 л воды. Едят пырей, клевер, молочай и т.д. При малом количестве еды могут есть побеги деревьев и кустов. В зимнее время употребляют сено, солому, кормовую свеклу.
Средний возраст коровы 20 лет. Половой зрелости достигают в возрасте 2 лет. Период беременности длится 9 месяцев. Рожает одно редко два теленка.
Теленок вскармливается молоком, но уже в 1 месяц оно может питаться травой.
На этом все, спасибо за внимание.
Литератор: Много писателей посвящали животным стихи и прозу.
У чешской поэзии есть стихотворение "Детишкам-молочишко".
Дай молока, буренушка,
Хоть капельку – на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье!
Фелинолог: Нет ли дополнений у этнографа?
Этнограф: Есть. Древним символом космических сил, которые за языческими верованиями создали мир, были бык и корова, верховная божественная пара.
В Древней Индии корова – священное животное, которое символизирует плодовитость, достаток и землю. Несмотря на то, что иногда корова наносит большой убыток, буддисты не перестают ее считать священной.
В древней культуре Украины корова – это богиня. Археологические находки свидетельствуют о том, что в древние времена изготовляли керамические статуэтки этого животного. А во время раскопок было найдено захоронение, в котором вместе с умершим хозяином хоронились живыми коровы.
Фелинолог: Следующий пункт нашей конференции – домашние любимцы. К ним в основном относятся коты и собаки. На правах фелинолога, то есть специалиста по котам, хотела бы познакомить вас с некоторыми породами кошек. Презентация. (Приложение 2)
Давайте будем внимательны к своим любимцам.
К нам на конференцию пожаловала домохозяйка, которая хочет познакомить нас со своим котенком.
Домохозяйка: Добрый день, я домохозяйка. Среди домашнего хозяйства у меня есть котенок, за которым я часто наблюдаю. Вот некоторые фотографии из небольшой жизни моего Кузи.
Стенд с фотографиями "Поведение кота Кузи".
1) Общение – кошки социальные животные. Если в семье проживает несколько представителей, то обязательно есть вожак (например:мама над котятами, или кот над кошками). Имеют свой "язык": мяукание, мурлыкание, шипение, писк, имеют также значение движения хвоста, ушей, лап и тела.
2) Опрятность – очень чистоплотные, с помощью языка заботятся о своей чистоте.
3) Охота – кот питается малыми животными (птицами, грызунами), но малые котята выкармливаются молоком.
4) Игры – характерные для котят. Именно в игре они учатся охотиться и биться. Домашние котята будут играться со всем, что напоминает добычу, что-то пушистое и активное. Но игрушка не должна быть очень маленькая, потому что животное может ее проглотить.
5) Сон и активность. Активная как днем, так и ночью. Спят в любую пору суток. Во время сна возобновляют свою энергию больше, чем другие животные. Спят по 13-16 часов, старые коты аж по 20 часов из 24 возможных. Могут спать в любом положении.
Литератор: Как в искустве так и в литературе кот занимает важное место. Он часто становился персонажем разных произведений, поэм, стихов, сказок. Например: "Кошка, которая гуляла сама по себе" (Киплинг), "Черный кот" (Эдгара По), "Кот в сапогах" (Шарля Перро), " У лукоморья " (А.Пушкина). Зачитываются небольшие отрывки из произведений.
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот учений
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право песнь заводит,
На лево сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Среди стихотворений Киплинга есть одно о друзьях – коте и собаке.
Кошка чудесно поет у огня,
Лазит на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой.
Все же с тобою мы делим досуг,
Бинки послушный и верный,
Бинки, мой старый, испытаный друг,
Правнук собаки пещерной.
Если, набрав из-под крана воды,
Лапы намочите кошке
(Чтобы потом обнаружить следы
Диких зверей на дорожке),
Кошка, царапаясь, рвется из рук,
Фыркает, воет, мяучит.
Бинки – мой верный, испытаный друг,
Дружба ему не наскучит
Вечером кошка, как ласковый зверь,
Трется о ваши колени.
Только вы ляжете, кошка за дверь
Мчится, считая ступени.
Кошка уходит на целую ночь,
Бинки мне верен и спящий:
Он под кроватью храпит во всю мочь
Значит, он друг настоящий!
Английская народная поэзия "Котята".
Два маленьких котенка поссорились в углу
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что? – она спросила. – Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Кошки очень популярные герои мультфильмов "Кот Леопольд", "Котенок по имени Гав", "Троє из Простоквашино" и т.д.
ІV. Закрепление и повторение изученого материала. 5-7 мин.
Вопросы журналиста.
Я представляю журнал" Из жизни животных" и хотела бы задать несколько вопросов.
(Вопросы задаются в виборочном порядке на повторение о строении животных, которые ученица придумала сама)
1. Из каких отделов состоит тело Млекопитающих?
2. Какие отличия в расположении между конечностями Млекопитающего и Пресмыкающегося? Кому, по вашему мнению, будет удобнее двигаться?
3. Чем покрыто тело вашего любимца. Какую это играет роль?
4. Что находится на голове у коровы? Какую функцию выполняет каждый орган?
5. Почему на кончике носа собаки, там где расположены ноздри, не растет шерсть?
6. Чем отличаются зубы у козы и собаки?
7. Образуется ли плацента в матке небеременной самки?
8. Почему с малыми котятами надо играться?
V. Выставление оценок. Сообщение домашнего задания. 2 мин.