Тема занятия № 1: Что такое здоровье?
Цели:
- Дать понятие о здоровье.
- Провести анализ отношения учащихся к здоровому образу жизни.
Оборудование: Презентация 1 (Приложение 1)
Ход занятия
I. Актуализация темы.
- Подумайте, какие важнейшие жизненные ценности существуют у человека (обмен мнений, высказывания учеников).
(Слайд 1 или листочки с пословицами каждому ученику на стол)
- Прочитайте пословицы и подумайте, что общего в них.
А) Болезнь да горе изведут скоро.
Б) Береги платье снову, а здоровье смолоду.
В) Болезнь и поросёнка не красит.
Г) Здоровье дороже золота.
Д) Будь не красен да здоров.
Е) Болен – лечись, а здоров – берегись.
Ж) Где здоровье, там и красота.
З) Здоровье ни за какие деньги не купишь.
Вывод: Все эти пословицы о здоровье.
- Как думаете, а стоит ли в вашем возрасте говорить о здоровье и для чего?
Вывод: Здоровье – это одна из самых основных человеческих ценностей.
- Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: (Слайд 2)
“Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни поистине здоровый нищий, что счастливее больного короля”.
- Здоровье не купишь и взаймы не возьмёшь. Это знают все, но бережно к нему относимся очень редко. Начинаем о нём думать только тогда, когда оно начинает нас подводить.
- Подберите прилагательные к описанию здорового человека (высказывания учеников).
- Вы хотите быть такими? Этому будем учиться.
II. План занятия: (Слайд 3)
III. Понятие и здоровье.
- Подумайте, а что такое здоровье? (Высказывания учеников)
Слайд 4 (или на доске):
“Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
“Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма” С.Н. Ожегов
- Какое из этих высказываний на ваш взгляд кажется наиболее точным? (1-е более широко характеризует понятие о здоровье)
IV. Зависимость здоровья от различных факторов.
- Как думаете, от чего же зависит здоровье человека? (Высказывания учеников)
- Рассмотрите диаграмму, наглядно демонстрирующую, от чего зависит наше здоровье. Какой вывод можно сделать? (Слайд 5 или у каждого на столе)
- Что такое “образ жизни”? (Т.е. повседневное поведение)
- Для тог, чтобы правильно выбрать образ жизни, человек должен хорошо знаком с вопросами ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
- Чтение притчи учителем:
“Жил-был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный и он может это доказать. “Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или не живое. Если он скажет “неживое”, я выпущу её. Если он скажет “живое”, а я её задавлю и он будет неправ”. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: “Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?” “Всё в твоих руках!” - ответил мудрец.
Вывод: Каждый человек ответственен за своё здоровье, каждый сам выбирает свой образ жизни. Поэтому здоровье человека в его руках.
V. Друзья здоровья.
- Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым? (Высказывание детей)
Слайд 6 (или на доске открыть аншлаги):
ЧИСТАЯ ПРОХЛАДНАЯ ВОДА
РЕЖИМ ДНЯ
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ
- Докажите, почему всё это является помощником здоровья?
(Прохладной чистой водой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с ней грязь, пот и болезнетворные микробы.
Второй наш друг – это утренняя гимнастика. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.
Тёплые солнечные лучи и свежий воздух, особенно воздух в хвойных, сосновых и еловых борах особенно полезны для здоровья человека. В лиственных лесах и борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды – тоже наши друзья.
Режим дня – прекрасный друг нашему здоровью! Если мы всегда в одно и тоже время встаём с кровати, завтракаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определённый биологический ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.)
VI. Анкетирование.
“Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни”
Заполни анкету, проведи анализ ответов и сделай вывод: какое у тебя здоровье и как ты к нему относишься?
- Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания ______________________________________________________________
- Сколько дней ты болел? _________________________________________
- Что было причиной твоих болезней? ______________________________
- У тебя есть постоянный режим дня? _______________________________
- Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку? ______________________
- Ты ежедневно 1,5 – 2 часа проводишь на свежем воздухе? _____________
- Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи? ____________________
- Ты уважаешь окружающих тебя людей и не споришь по пустякам? _______
- Ты регулярно закаляешься? ________________________________________
- Ты всегда одеваешься по погоде? ___________________________________
- Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)? ____________________________________________
- У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? __________
Выбери отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких7”
- Стараюсь их не огорчать.
- Даю советы, как себя вести.
- Помогаю по дому.
- Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.
- Никак не забочусь.
- Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью.
Обсуди свои ответы с родителями и сделай для себя вывод: хорошо ли ты заботишься о здоровье своих родных и близких.
Литература
1) Газета “Начальная школа”. (Приложение к “Первое сентября”) №15, 2005 г.
2) Т.А.Шорыгина. “Беседы о здоровье”. (Методическое пособие)
Тема занятия № 2: “Здоровый образ жизни”
Цели:
- Дать понятие о здоровом образе жизни.
- Дать представление о составляющих здорового образа жизни.
Оборудование: Презентация 2 (Приложение 2)
Ход занятия
I. Оздоровительная минутка.
1. Движения головой:
вверх–вниз (8 раз);
враво–влево (8 раз);
медленные круговые повороты влево 2 раза до счёта 4;
медленные круговые повороты вправо 2 раза до счёта 4.
2. Движения плечами:
- пожать плечами (8 раз);
- пожать плечами по-очереди левым и правым (8 раз);
- круговые движения плечами назад (2 раза на счёт 4)
- круговые движения плечами вперёд (2 раза на счёт 4).
3. Танцевальные шаги (2 раза):
- 2 шага правой – левой, правой – левой;
- шаг вперёд, прыжок, хлопок;
- шаг назад прыжок, хлопок.
II. Беседа по анкете.
1 часть анкеты:
- Оцени, какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься (высказывания детей)
2 часть анкеты:
- Хорошо ли заботишься о здоровье своих родителей? Как оценили твою заботу родители?
III. Основная тема занятия.
1. Определение ЗОЖ.
А) - Попробуйте с помощью прилагательных, глаголов описать здорового человека.
- Существуют ли такие люди на самом деле? Много ли их в действительности?
- Что необходимо делать, чтобы быть здоровым? (Здесь необходимо подвести к ЗОЖ)
(Показ диаграммы с предыдущего занятия Слайд 2 или выдаётся на каждый стол на листочках)
- Здоровый образ жизни – эта тема стара как мир. Но и в современном обществе она считается злободневной и особенно актуальной, так как вредные привычки “захватили” не только взрослых, но и молодых людей и подростков.
Б) Диаграмма по заболеваемости в конкретном классе, в котором ведётся занятие (Слайд 3 или на листочках на каждый стол):
- Рассмотрите диаграмму. Какие заболевания больше всего в вашем классе?
- Поднимите руку тот, кто постоянно занимается каким-либо видом спорта?
- Кто соблюдает режим дня?
- Кто употребляет разнообразную и здоровую пищу?
- Кто никогда не ссорится и не создаёт конфликтных ситуаций?
- У кого нет “вредных привычек?
- Кто умеет предупреждать опасные ситуации в быту, школе, на улице?
- Сделайте по этим вопросам вывод о том, здоровый ли образ жизни вы ведёте?
В) Что же такое здоровый образ жизни? (Слайд 4)
“ЗОЖ – это деятельность человека, которая не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения”.
- Здоровый образ жизни включает (Слайд 5):
- Настрой на здоровый образ жизни.
- Достаточную двигательную активность.
- Умение регулировать своё психическое состояние.
- Правильное питание.
- Чёткий режим жизни.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение гигиенических требований.
- Умение предупреждать опасные ситуации.
(Каждый из пунктов можно обсудить)
Дополнение: Учёными доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здорового образа жизни. Нарушения, которые возникли в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и веду к ограничению в жизни человека, утере работоспособности и преждевременной смерти. 75% болезней заложены в детском возрасте.
Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если не позволяет вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека.