Уроки здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема занятия № 1: Что такое здоровье?

Цели:

  1. Дать понятие о здоровье.
  2. Провести анализ отношения учащихся к здоровому образу жизни.

Оборудование: Презентация 1 (Приложение 1)

Ход занятия

I. Актуализация темы.

- Подумайте, какие важнейшие жизненные ценности существуют у человека (обмен мнений, высказывания учеников).

(Слайд 1 или листочки с пословицами каждому ученику на стол)

- Прочитайте пословицы и подумайте, что общего в них.

А) Болезнь да горе изведут скоро.

Б) Береги платье снову, а здоровье смолоду.

В) Болезнь и поросёнка не красит.

Г) Здоровье дороже золота.

Д) Будь не красен да здоров.

Е) Болен – лечись, а здоров – берегись.

Ж) Где здоровье, там и красота.

З) Здоровье ни за какие деньги не купишь.

Вывод: Все эти пословицы о здоровье.

- Как думаете, а стоит ли в вашем возрасте говорить о здоровье и для чего?

Вывод: Здоровье – это одна из самых основных человеческих ценностей.

- Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: (Слайд 2)

“Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни поистине здоровый нищий, что счастливее больного короля”.

- Здоровье не купишь и взаймы не возьмёшь. Это знают все, но бережно к нему относимся очень редко. Начинаем о нём думать только тогда, когда оно начинает нас подводить.

- Подберите прилагательные к описанию здорового человека (высказывания учеников).

- Вы хотите быть такими? Этому будем учиться.

II. План занятия: (Слайд 3)

  1. Понятие о здоровье.
  2. От чего зависит здоровье?
  3. Друзья здоровья.

III. Понятие и здоровье.

- Подумайте, а что такое здоровье? (Высказывания учеников)

Слайд 4 (или на доске):

“Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

“Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма” С.Н. Ожегов

- Какое из этих высказываний на ваш взгляд кажется наиболее точным? (1-е более широко характеризует понятие о здоровье)

IV. Зависимость здоровья от различных факторов.

- Как думаете, от чего же зависит здоровье человека? (Высказывания учеников)

- Рассмотрите диаграмму, наглядно демонстрирующую, от чего зависит наше здоровье. Какой вывод можно сделать? (Слайд 5 или у каждого на столе)

- Что такое “образ жизни”? (Т.е. повседневное поведение)

- Для тог, чтобы правильно выбрать образ жизни, человек должен хорошо знаком с вопросами ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

- Чтение притчи учителем:

“Жил-был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный и он может это доказать. “Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или не живое. Если он скажет “неживое”, я выпущу её. Если он скажет “живое”, а я её задавлю и он будет неправ”. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: “Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?” “Всё в твоих руках!” - ответил мудрец.

Вывод: Каждый человек ответственен за своё здоровье, каждый сам выбирает свой образ жизни. Поэтому здоровье человека в его руках.

V. Друзья здоровья.

- Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым? (Высказывание детей)

Слайд 6 (или на доске открыть аншлаги):

    ЧИСТАЯ ПРОХЛАДНАЯ ВОДА

    РЕЖИМ ДНЯ

    СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

    УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

    СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ

- Докажите, почему всё это является помощником здоровья?

(Прохладной чистой водой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с ней грязь, пот и болезнетворные микробы.

Второй наш друг – это утренняя гимнастика. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.

Тёплые солнечные лучи и свежий воздух, особенно воздух в хвойных, сосновых и еловых борах особенно полезны для здоровья человека. В лиственных лесах и борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды – тоже наши друзья.

Режим дня – прекрасный друг нашему здоровью! Если мы всегда в одно и тоже время встаём с кровати, завтракаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определённый биологический ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.)

VI. Анкетирование.

“Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни”

Заполни анкету, проведи анализ ответов и сделай вывод: какое у тебя здоровье и как ты к нему относишься?

  1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания ______________________________________________________________
  2. Сколько дней ты болел? _________________________________________
  3. Что было причиной твоих болезней? ______________________________
  4. У тебя есть постоянный режим дня? _______________________________
  5. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку? ______________________
  6. Ты ежедневно 1,5 – 2 часа проводишь на свежем воздухе? _____________
  7. Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи? ____________________
  8. Ты уважаешь окружающих тебя людей и не споришь по пустякам? _______
  9. Ты регулярно закаляешься? ________________________________________
  10. Ты всегда одеваешься по погоде? ___________________________________
  11. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)? ____________________________________________
  12. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? __________

Выбери отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких7”

  1. Стараюсь их не огорчать.
  2. Даю советы, как себя вести.
  3. Помогаю по дому.
  4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.
  5. Никак не забочусь.
  6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью.

Обсуди свои ответы с родителями и сделай для себя вывод: хорошо ли ты заботишься о здоровье своих родных и близких.

Литература

1) Газета “Начальная школа”. (Приложение к “Первое сентября”) №15, 2005 г.

2) Т.А.Шорыгина. “Беседы о здоровье”. (Методическое пособие)

Тема занятия № 2: “Здоровый образ жизни”

Цели:

  1. Дать понятие о здоровом образе жизни.
  2. Дать представление о составляющих здорового образа жизни.

Оборудование: Презентация 2 (Приложение 2)

Ход занятия

I. Оздоровительная минутка.

1. Движения головой:

вверх–вниз (8 раз);

враво–влево (8 раз);

медленные круговые повороты влево 2 раза до счёта 4;

медленные круговые повороты вправо 2 раза до счёта 4.

2. Движения плечами:

- пожать плечами (8 раз);

- пожать плечами по-очереди левым и правым (8 раз);

- круговые движения плечами назад (2 раза на счёт 4)

- круговые движения плечами вперёд (2 раза на счёт 4).

3. Танцевальные шаги (2 раза):

- 2 шага правой – левой, правой – левой;

- шаг вперёд, прыжок, хлопок;

- шаг назад прыжок, хлопок.

II. Беседа по анкете.

1 часть анкеты:

- Оцени, какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься (высказывания детей)

2 часть анкеты:

- Хорошо ли заботишься о здоровье своих родителей? Как оценили твою заботу родители?

III. Основная тема занятия.

1. Определение ЗОЖ.

А) - Попробуйте с помощью прилагательных, глаголов описать здорового человека.

- Существуют ли такие люди на самом деле? Много ли их в действительности?

- Что необходимо делать, чтобы быть здоровым? (Здесь необходимо подвести к ЗОЖ)

(Показ диаграммы с предыдущего занятия Слайд 2 или выдаётся на каждый стол на листочках)

- Здоровый образ жизни – эта тема стара как мир. Но и в современном обществе она считается злободневной и особенно актуальной, так как вредные привычки “захватили” не только взрослых, но и молодых людей и подростков.

Б) Диаграмма по заболеваемости в конкретном классе, в котором ведётся занятие (Слайд 3 или на листочках на каждый стол):

- Рассмотрите диаграмму. Какие заболевания больше всего в вашем классе?

- Поднимите руку тот, кто постоянно занимается каким-либо видом спорта?

- Кто соблюдает режим дня?

- Кто употребляет разнообразную и здоровую пищу?

- Кто никогда не ссорится и не создаёт конфликтных ситуаций?

- У кого нет “вредных привычек?

- Кто умеет предупреждать опасные ситуации в быту, школе, на улице?

- Сделайте по этим вопросам вывод о том, здоровый ли образ жизни вы ведёте?

В) Что же такое здоровый образ жизни? (Слайд 4)

“ЗОЖ – это деятельность человека, которая не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения”.

- Здоровый образ жизни включает (Слайд 5):

  • Настрой на здоровый образ жизни.
  • Достаточную двигательную активность.
  • Умение регулировать своё психическое состояние.
  • Правильное питание.
  • Чёткий режим жизни.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Выполнение гигиенических требований.
  • Умение предупреждать опасные ситуации.

(Каждый из пунктов можно обсудить)

Дополнение: Учёными доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здорового образа жизни. Нарушения, которые возникли в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и веду к ограничению в жизни человека, утере работоспособности и преждевременной смерти. 75% болезней заложены в детском возрасте.

Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если не позволяет вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека.