Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием движения как одним из главных свойств живых организмов. Показать разнообразие способов движений животных.
- Способствовать формированию научного мировоззрения у школьников о движении, о способах движения простейших и беспозвоночных животных.
- Продолжить формировать умение: самостоятельно работать с текстом, рисунками, опорными вопросами, наглядным материалом, используя различные источники знаний, логически мыслить, абстрагировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, сопоставлять, работать в малых группах.
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран, презентация;
- рисунки и фотографии:
- амёбы, инфузории;
- эвглены зелёной;
- дождевого червя;
- опорные вопросы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я прошу вас быть на этом уроке моими помощниками и ничего не бояться.
II. Изучение нового материала.
1) Определение темы урока.
- Мы сегодня будем изучать новую тему, а какую, вы попытайтесь сами её определить.
- Посмотрите на экран и прочитайте эти слова. (Приложение 1. Слайд 1)
- Какое общее слово объединяет эти понятия?
- Для чего нужны ноги, реснички, жгутики, хвост. Какую функцию они выполняют? (Движение.)
Наша жизнь – это движенье
Вам известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,
И нам двигаться не лень.
И в природе снами вместе
Не стоит ничто на месте.
Если встанет всё, поверьте,-
Это равносильно смерти!
2) Постановка познавательных задач.
- Сегодня на уроке мы будем изучать движение, движение простейших и беспозвоночных. (Слайд 2)
И наша задача на этом уроке:
- познакомиться с понятием движения, как одним из главных свойств живых организмов;
- узнать разнообразие способов движения животных;
- изучить разнообразие способов движения среди одноклеточных животных;
- изучить особенности передвижения дождевого червя, связанные с мышечной деятельностью.
3) Движение как одно из главных свойств живых организмов.
(Просмотр видеофильма с последующим описанием.) (Слайд 3)
- Все ли живые организмы находятся в движении?
- Посмотрите, как красиво и грациозно двигаются животные в природе и опишите их движения. (Самое грозное животное морских вод – акула, её движения резкие, быстрые, устрашающие. Лев – огромный, могучий зверь, поражающий своей ловкостью и мощностью движения. Касатка – самый быстрый представитель морских млекопитающих, очень эффектно рассекает толщу воды. У фламинго резкая поступь, он важно ходит, низко опуская голову в поисках пищи, взлетая, широко расправляет крылья.)
- А совершают ли движения растения? (Движение растений свойственно на клеточном уровне и органном.)
- Приведите примеры движения растений. (Ростовые, раскрывания цветка, движение листьев к свету, движение корней к воде.)
(Слайд 4)
- На каких уровнях может происходить движение? (Клетки.)
- Что движется в клетке? (Органа.)
- А какое движение происходит в сердце? (Целого организма.)
- Как происходит движение на уровне целого организма?
- Итак, кому свойственно движение?
- На основе сказанного дайте определение движения. (Движение – одно из главных свойств живого организма.)
4) Разнообразие способов движения одноклеточных и дождевого червя.
Самостоятельная работа в группах с использованием опорных вопросов
- Для того чтобы изучить разнообразие способов движения одноклеточных и беспозвоночных, составьте из слогов слова представителей животного мира, о которых пойдёт речь. (Приложение 2)
- Зачитайте, что у вас получилось.
- Кто собрал слова инфузория туфелька, эвглена зелёная, амёба вы относитесь к 1 группе, вы будете работать с учебником на стр. 103.
- Кто собрал слово дождевой червь, вы относитесь ко 2 группе и будете работать с учебником на стр. 103.
- Каждая группа должна выполнить задание, ответив на поставленные вопросы, которые я вам раздам.
Задание №1. (Приложение 3)
- В каком направлении и как движутся:
- амёба;
- эвглена зелёная;
- инфузория-туфелька.
- Какова скорость:
- эвглены зелёной;
- инфузории-туфельки.
- С помощью чего передвигаются:
- амёба;
- эвглена зелёная;
- инфузория-туфелька.
- Для чего необходимо им движение?
Задание №2. (Приложение 4)
- С чем связано передвижение дождевого червя?
- Как передвигается дождевой червь?
- Опишите движение дождевого червя.
- Что помогает движению тела дождевого червя?
- Для чего необходимо ему движение?
Выявление знаний учащихся: 1 группа отвечает на вопросы, 2 группа внимательно слушает.
- В каком направлении и как движутся амёба, эвглена зелёная, инфузория-туфелька?
- Какова скорость эвглены зелёной и инфузории-туфельки?
- С помощью чего передвигаются амёба и эвглена зелёная?
- Органы передвижения могут быть временными и постоянными образованиями. А у амёбы они какие? И называются они ложноножки.
На доске понятия:
- Ложноножки.
- Жгутик.
- Реснички.
Выявление знаний учащихся: 2 группа отвечает на вопросы, 1 группа внимательно слушает.
- Как передвигается дождевой червь?
- С чем связано передвижение дождевого червя?
- Опишите движение дождевого червя. (Мышечная деятельность.)
- Что помогает движению тела дождевого червя.
- Для чего всем им необходимо движение?
Физкультурная пауза.
- А сейчас давайте на время представим себя, амёбой, инфузорией-туфелькой…
Представьте, что руки это органы передвижения. Давайте изобразим, как они движутся.
III. Закрепление.
Подвести итог нам помогут рассказы этих животных. Послушайте внимательно. (Слайд 5)
- Итак, с какой темой мы познакомились на уроке?
- Дайте определение движения.
- Кому свойственно движение?
- На каких уровнях происходит движение?
- Назовите способы передвижения одноклеточных организмов.
- С чем связано передвижение дождевого червя?
- Для чего необходимо движение всем живым организмам?
Оценивание учащихся.
IV. Домашнее задание.
По учебнику – стр. 103-105.
Заполнить кроссворд и по желанию сочинить стихотворение о движении любого животного. (Приложение 5)
Литература:
- Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразрват. учреждений/Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174, [2]с.: ил.
- Автор стихов Т.В. Каплунова.
- htth//images.yandex.ru
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.