Старшая группа
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: по линиям развития – познавательно-речевое.
Тема: “Животные зимой”.
Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.
Задачи:
1. Расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
2. Закрепить название детёнышей диких животных в единственном и множественном числе.
3. Развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, логово, берлога.
4. Воспитывать интерес к изучению природы и понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- беседы о зиме.
Материал: презентация, картина “Зимняя подкормка диких животных”, Музыка “Зима”. Раскраски, цв. карандаши, бумага.
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки.
Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
(Играет спокойная музыка)
Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.
Зимний лес тих и спокоен.
Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:
Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.
Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, это белочка.
Как белочка приготовилась к зиме?
(Ответы детей)
Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?
(Ответы детей)
Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреб и куницы.
Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации)
(Дети подходят к картине)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
К зиме она подготовила не только теплое дупло.
А вы знаете, что ещё?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.
Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.
Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
(Дети высказывают своё мнение)
Воспитатель:
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?
(Волки и лисы)
Воспитатель:
А как заяц себе домик устраивает?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
А вот главные враги зайчишки.
(Ответы детей)
Угадайте кто это?
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
Как лиса готовится к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Ещё одна загадка:
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов, на пасть. (Волк)
Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?
(Ответы детей)
Воспитатель:
А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя:
Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробуждается от сна. (Медведь)
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Животные и их детёныши”.
Разделимся на две команды, для этого дети вы доложны взять со стола квадратики разных цветов, у кого красный квадрат идет к столу, где красный квадрат, а у кого синий идёт к столу, где синий квадрат.
Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.
Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.
Белка – бельчонок – бельчата.
Заяц – зайчонок – зайчата. (Как называют маму зайчат?)
Лиса – лисёнок – лисята. (Кто папа в лисьем семействе?)
Волк – волчонок – волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь – медвежонок – медвежата. (Кто мама у медвежат?)
Ёж – ёжонок – ежата. (Как называют маму ежат?)
Игра “Четвёртый лишний”
Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.
1. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
2. Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
3. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)
Подведение итогов – подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.
- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Наденем зверям шубки каждому свою.
Рисование – раскрашивание зверей.
(Звучит песенка бельчонка)
Воспитатель.
А теперь покажите свои работы гостям.