Разработка занятия "Животные зимой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Старшая группа

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: по линиям развития – познавательно-речевое.

Тема: “Животные зимой”.

Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.

Задачи:

1. Расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

2. Закрепить название детёнышей диких животных в единственном и множественном числе.

3. Развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, логово, берлога.

4. Воспитывать интерес к изучению природы и понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных,

- беседы о зиме.

Материал: презентация, картина “Зимняя подкормка диких животных”, Музыка “Зима”. Раскраски, цв. карандаши, бумага.

Ход занятия

Воспитатель:

- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки.

Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?

Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

(Играет спокойная музыка)

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.

Зимний лес тих и спокоен.

Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь.

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.

Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, это белочка.

Как белочка приготовилась к зиме?

(Ответы детей)

Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?

(Ответы детей)

Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреб и куницы.

Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

(Воспитатель демонстрирует иллюстрации)

(Дети подходят к картине)

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение)

Воспитатель:

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

(Волки и лисы)

Воспитатель:

А как заяц себе домик устраивает?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
А вот главные враги зайчишки.

(Ответы детей)

Угадайте кто это?

Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Ещё одна загадка:

На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов, на пасть. (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

(Ответы детей)

Воспитатель:

А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя:

Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробуждается от сна. (Медведь)

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Животные и их детёныши”.

Разделимся на две команды, для этого дети вы доложны взять со стола квадратики разных цветов, у кого красный квадрат идет к столу, где красный квадрат, а у кого синий идёт к столу, где синий квадрат.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

Белка – бельчонок – бельчата.

Заяц – зайчонок – зайчата. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок – лисята. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок – волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок – медвежата. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок – ежата. (Как называют маму ежат?)

Игра “Четвёртый лишний”

Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.

1. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)

2. Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)

3. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Подведение итогов – подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

- Почему плохо? Почему хорошо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

Рисование – раскрашивание зверей.

(Звучит песенка бельчонка)

Воспитатель.

А теперь покажите свои работы гостям.