Социально-педагогический проект "Школа – ВУЗ"

Разделы: Социальная педагогика


Аннотация проекта.

Много лет работая в старшей школе, понимаю, как важно помочь выпускникам сделать правильный выбор дальнейшего образования, подготовиться к продолжению образования в высшей школе, а так же важно способствовать конструированию ценностных ориентиров каждого школьника

Так возникло направление в моей работе, отражающее преемственность средней и высшей школы.

Актуальность проекта. Формулировка проблемы.

Как отмечается в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, роль образования на современном этапе определяется задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности её отставания от мировых тенденций экономического и социального развития. Этот социальный заказ обращён ко всем звеньям образования и, прежде всего к общему среднему и вузовскому, то есть к тем его ступеням, где в основном и происходит становление личности молодого человека.

“Развивающемуся обществу, – подчеркивается в Концепции, – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения,…прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально – экономическое процветание”.

Этот новый аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его к поступлению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.

Кроме того, профессиональное самоопределение выпускника школы (особенно сельской школы или школы небольшого городка) – это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на её профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на многое другое. Вот почему важно помочь выпускникам профильных классов сделать правильный выбор профессии после окончания школы.

Проблема: обеспечить формирование гражданина и специалиста, соответствующего требованиям нового социального заказа.

Цель проекта.

Создание условий для личностно – прогрессивного самоопределения каждого выпускника и его успешной адаптации в обществе.

Задачи проекта.

  1. Способствовать развитию познавательно – коммуникативных возможностей обучающихся.
  2. Формировать творческое и научное мышление.
  3. Способствовать реализации профессионального самоопределения.

Сроки реализации:

Два года (в процессе обучения в 10–11-х классах).

Партнёры.

Партнёрами могут стать руководители местных вузов, центров довузовской подготовки, кафедры вузов, преподаватели, студенты – выпускники школы.

Содержание проекта.

Направление деятельности

Содержание деятельности

1.

Создание единой образовательной среды вуза и школы.

1. Дистанционное обучение в ЗФТШ при МФТИ.
2. Курсы довузовской подготовки на базе центра непрерывного образования вуза (дополняют содержание базовых и профильных предметов).
3. Диагностическое и промежуточное тестирование по предметам на базе вуза, пробные ЕГЭ по выбранным предметам в режиме реального времени (проверку работ и разбор задач проводят преподаватели вуза).
4. Спецкурс “Задачи уровня С ЕГЭ”.
5. Участие в работе Малой Академии Наук – развитие начальных навыков научной деятельности.
6. Участие в студенческих конференциях вузов.
7. Выездное заседание кафедры прикладной математики и информатики на базе школы. Лекции ведущих преподавателей для старшеклассников.
8. Нестандартные уроки учителя математики: лекции, зачёты, лабораторные работы, практикумы.
9. Организация учителем исследовательской деятельности учащихся по предмету, подготовка творческих и учебных проектов, привитие навыков самообразования, обучение самостоятельному добыванию новых знаний из различных источников, в том числе сети интернет.
10. Участие в олимпиадах ВУЗов: заочный тур олимпиады “Покори Воробьёвы Горы” и очный тур победителей в городе Новгороде, олимпиада “Ломоносов” МГУ, заочная, выездная и вступительные олимпиады МФТИ, заочная “Олимпиада Атомных станций”, проводимая ОАО “Концерном “Росэнергоатом”, Межрегиональная физико-математическая олимпиада школьников на базе энергетических вузов России, открытая олимпиада ВолгГТУ, олимпиада “Политехник”, дистанционная, очная олимпиады ВолГУ, открытая олимпиада ВолГУ, олимпиада “75 лет ВолГУ”, олимпиада МЭИ (математика + физика + русский язык), “Умники и умницы” – олимпиада ВГИ.

2.

Психологическая поддержка учащихся и их родителей

1. Совместная программа работы с психологом школы.

2. Беседы психолога вуза с учащимися и их родителями по итогам диагностического тестирования.

3.

Профориента-ционная работа

1. Общешкольное родительское собрание с участием представителей ВУЗов.
2. Экспертное диагностическое тестирование по программе PROFORIENTATOR4 с последующим обсуждением результатов.
3. Знакомство и встречи с “династиями” выпускников, нынешними студентами, аспирантами, преподавателями вузов.
4. Знакомство и встречи с “успешными” выпускниками школы, ставшими специалистами, с хорошей карьерой.
5. Акция “Вузы глазами абитуриентов”. В рамках акции школьники проводят исследование ВУЗов своего региона, с целью выяснить, какая информация предлагается вузами абитуриентам. Учащиеся приходят в приёмную комиссию или на официальные сайты и задают вопросы о порядке обучения в вузе, наличии лицензии и аккредитации. По результатам посещения заполняется анкета, в которой отражаются как ответы на поставленные вопросы, так и личные впечатления от общения (доброжелательность, информированность членов приёмной комиссии). Результаты обсуждались на классном часе в присутствии родителей и представителей вузов.
6. Просмотр презентаций, фильмов о кафедрах вузов, подготовленных студентами.
7. Изучение справочников, буклетов с информацией о вузах (привозят студенты – бывшие ученики).
8. Знакомство с информацией о вузах в сети интернет.
9. Информация “из первых уст” – встречи с преподавателями, студентами.
10. Экскурсии в вуз, знакомство с кафедрами, лабораториями.
11. Экскурсии в краеведческий музей ВГИ.
12. Автобусная экскурсия на Волжскую ГЭС, организованную МЭИ для участников вузовской олимпиады.
13. Участие в днях открытых дверей вузов.
14. Участие в “Дне математика”, проводимого кафедрой прикладной математики и информатики ВГИ.
15. Участие в праздниках “Посвящение в студенты”.
16. Участие в выпусках газет ВПИ и ВГИ.

4.

Общение и досуг

1. Общение со студентами (выпускниками школы) и организация совместной познавательной деятельности (формирует установки личности, шлифует её позиции, убеждения, программу мышления): решение олимпиадных задач с трёхкратной победительницей областной олимпиады по математике, решение занимательных задач по физике с победителем всероссийской олимпиады, уроки весёлой математики, уроки задач с изюминкой проводимые студентами.
2. Встречи со студентами (выпускниками школы) и беседы о студенческой жизни: условия проживания в общежитиях и возможность качественной самоподготовки, режим питания, стипендии, спортивные мероприятия, свободное время и развлечения, летняя практика, летние лагеря, возможность подработать.
3. Участие в подготовке и проведении вечера встречи выпускников.