Основные цели:
1) Сформировать понятие "десяток", способность к счету десятками, их сложению и вычитанию
2) Закрепить знание состава числа 10, счета в пределах 10
3) Работать над умением проводить самостоятельный анализ задач.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) Модель "Десяточек" в виде человечка;
2) Карточка
2) | Карточка | счетная единица | ||
3) | Опорный сигнал двузначного числа | дес. | един. |
4) Логические таблицы (для № 6, стр. 47);
5) | Карточка с опорным сигналом | 1 дес. = 10 един. |
6) Модели фигур (для № 7, стр. 47);
7) Карточки с числами 10, 20, 30, 40, 50, 60. 70, 80, 90;
8) Счетные палочки,
9) Модели треугольников в конверте у каждого ученика.
10) Аудиокассета с записями музыки В.Шаинского.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) Мотивировать к учебной деятельности на уроке посредством знакомства с мальчиком "Десяточек".
2) Определить содержание рамки урока: счетные единицы.
Организация учебного материала на этапе I
- На прошлом уроке мы с вами, ребята, познакомились с новым числом, числом 10.
Чем отличается это число от других? (Два знака в записи)
К нам на урок пришел Десяточек.
В учении нельзя останавливаться, мы двинемся вперед по стране Математика и помогать нам будет Десяточек и его друзья (Звучит музыка В.Шаинского "Дружба крепкая")
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
1) Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 20.
2) Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
3) Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе II
1. Математический диктант.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. найти разность.
Первое слагаемое 2, второе 7. Чему равна сума?
Назвать пары чисел, сумма которых равна 9.
Назвать пары чисел, разность которых 5.
Задумали число, прибавили 2, получили 10.
Добавьте до 10: 3, 6, 1.
1, 3. 4, 5, 6, 7 - Какое число пропущено в данном ряду?
(Ответы записать в тетрадь в клетку)
2. Конструирование из счетных палочек.
а) с помощью 9 палочек составьте 5 треугольников, 6 прямоугольников
3. Составление и решение уравнений.
а) В одной шкатулке 7 марок, в другой Х, а всего 10 марок.
Х + 7 = 10
Х = 3
б) В двух шкатулках 9 карандашей, несколько карандашей взяли. Осталось 5 карандашей.
9 - Х = 5
Х = 4
4. Состав числа 10.
5 6 7 1 2 Модель десяточка 5 4 3 9 8
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
1) Выявить и зафиксировать причину затруднения: невозможность использования известных графических моделей и необходимость введения нового разряда.
2) Согласовать цель урока.
Организация учебного процесса на этапе III.
В шкатулке 12 карандашей.
Как с помощью точек изобразить это число?
Почему возникли разногласия? (Нет удобной графической модели, нельзя записать количество единиц одной цифрой)
Итак, что нам предстоит выяснить? (Какой моделью обозначить двузначное число?)
Как называется следующий разряд? (Десяток)
Да, тема нашего урока (вывешивается)
Десяток. Счет десятками
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) Создать условия для построения новой графической модели и знакомства с новым разрядом в записи чисел, устраняющих причину выявленного затруднения.
2) Сформировать способность к счету десятками, различным способом обозначения круглых десятков, их сложению и вычитанию.
3) Зафиксировать новые знания в речи в виде опорных сигналов.
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Начнем с модели. Как изобразить единицы? (Точками)
- Возьмите конверты с треугольниками. Треугольники - модели десятка.
- Что обозначает один треугольник? (Один десяток)
- Добавьте к нему другой треугольник. Что получилось? (Два десятка)
- Какие действия производили? (Сложение)
- Какие единицы счета использовали? (Десятки)
- А какие действия можно выполнять с десятками?
- Какие цели поставим перед собой?
Сложение и вычитание десятков
а) 1 десяток = 10 единиц
б) Выполните задание № 1, стр. 46 с использованием графических моделей.
Вывод: Круглые десятки вычитаются и складываются, как однозначные числа.
Физкультминутка.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
1. Решение № 2, стр. 46 с комментированием.
2. Какое правило надо вспомнить?
Круглые десятки складываем и вычитаем также как и обыкновенные однозначные числа.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с подробным образцом для самопроверки.
- Покажем Десяточку и его друзьям. Как вы поняли сложение и вычитание десятков? У вас здорово все получится.
1) Выполнение задания № 4, стр. 47.
2) Выполнение задания № 5, стр. 47.
- Проверьте себя по подробному образцу. Какие возникли затруднения?
(Не воспользовались правилом сложения, не знаем счета)
- Какое правило помнили?
- У кого не было ошибок, поставьте себе +.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Повторить анализ и решение задач.
Организация учебного процесса на этапе VII.
Теперь повторим решение задач и посмотрим, где нам пригодятся новые знания.
№ 3 стр. 46 (Задачи блиц).
- Читаем задачу. Анализируем устно.
- 3дес. + 2дес. = 5дес.
- 9дес. - 2дес. - 3дес. = 4дес.
- 5дес. - 4дес. = 1дес.
- 8дес.- 2дес. - 3дес. - 1дес.=2дес.
- Где нам пригодились знания? (При решении задач)
- Где еще в жизни могут пригодиться? (:)
VIII. Рефлексия деятельности
Цель:
1) Зафиксировать в речи новый способ действий при сложении и вычитании круглых десятков и знание о десятке.
2) Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
3) Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе VIII
- Зачем к нам на урок приходил Десяточек? (Он знакомил нас с новой счетной единицей - десятком, помог понять, как складываются и вычитаются десятки)
- Что вы узнали о десятке? (1 десяток = 10 единиц, 1 десяток - единица счета)
- Какое правило сложения и вычитания десятков вы узнали? (Круглые десятки складываются так же, как и единицы)
- У кого остались вопросы? Неясность? У кого все получилось?
- Оцените работу в классе и свою работу.
В заключение для Десяточка выполним задание на логическое мышление № 6, стр. 47 и закончим графический рисунок (стр. 47).