Цель урока: выяснить, в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения одноклеточного животного - Инфузории и его образе жизни.
- Продолжить развитие умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: освоения новых знаний.
Методы обучения:
- по источнику передачи и восприятия учебной
информации:
- словесные (беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- по степени управления учебной работы:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников с различными источниками информации.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- в парах.
Оборудование:
- Кроссворд "Простейшие"
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- Мультимедийная презентация (приложение №1).
- Информация об организации инфузорий из разных источников:
- "Книга для чтения по зоологии", "Энциклопедия. Биология"
Структура урока:
- Организационный момент -1-2 мин.
- Проверка домашнего задания 5 мин.
- Переход к изучению нового материала 1 мин
- Изучение нового материала 25 мин.
- Закрепление изученного материала. Выставление оценок. 6-8 мин.
- Рефлексия 2 мин.
- Организация домашнего задания 2-3 мин.
Ход урока
1. Актуализация знаний, определение темы урока.
В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику "зарабатывать деньги", но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе. (СЛАЙД №1)
Учитель: Скажите, пожалуйста, о какой научной славе идет речь? (ответы учащихся). Совершенно верно!
Учитель: Мы с вами продолжаем наше трансвековое путешествие в страну одноклеточных животных! И сегодня на уроке познакомимся с новым Типом простейших организмов, название которого должны узнать, разгадав кроссворд.
А с какими жителями этой страны мы с вами познакомились ранее, как они устроены, какой образ жизни ведут? Предлагаю вам отгадать кроссворд. (СЛАЙД №2)
Итак, внимание, вопросы:
- Жидкое содержимое клетки (одноклеточного животного) (цитоплазма).
- Непостоянные выросты тела корненожек (ложноножки).
- Раковинная амёба, строящая раковины из склеенных песчинок (диффлюгия).
- Пульсирующие пузырьки, находящиеся в цитоплазме простейших вакуоль).
- Способность простейшего реагировать на раздражитель (раздражимость)..
- Органоид, который принимает участие в фотосинтезе (хлоропласт).
- Основная часть клетки (одноклеточного организма), в которой хранится наследственная информация (ядро).
- Красный свточувствительный глазок (стигма).
- Органы передвижения у эвглены зеленой (жгутик).
2. Определение цели урока, инструктаж по ходу работы на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с Типом Инфузории. (СЛАЙД №3)
Как Вы думайте, почему мы изучали сначала амёбу обыкновенную, затем эвглену зеленую, а третей изучаем Инфузорию? (ответы учащихся).
Верно! Тип Инфузории - наиболее сложноорганизованные простейшие (это видно даже по таблице). А в чём её сложность строения, высокоорганизованность нам предстоит выяснить.
Цель нашего урока (учащиеся формулируют сами) - выяснить, в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы. (СЛАЙД №4)
Учитель: Скажите, пожалуйста, на что мы должны обратить внимание для того, чтобы достигнуть цели урока? Ответы учащихся.
Совершенно верно, с особенностью строения и жизнедеятельности мы познакомимся на примере представителя Типа Инфузории - инфузорией-туфелькой. (СЛАЙД №5).
Почему она имеет такое название? (ответы учащихся). Известно ли Вам, что инфузории впервые были обнаружены в водных настоях, отсюда название инфузория (от греческого "инфузум" - настой. (СЛАЙД №6)
Сегодня у нас есть возможность посмотреть на простейшее в поле зрения микроскопа и провести наблюдения. То есть на данном этапе мы - исследователи, а наш кабинет - это творческая лаборатория.
Посмотрите, что находится у вас на столах. Это микроскоп - увеличительный прибор, предметные и покровные стекла для приготовления микропрепарата, культуры простейших.
Назовите устройство и правила работы с микроскопом (ответы учащихся). (СЛАЙД №7)
1. Приготовьте микроскоп к работе:
А) установите на рабочий стол так, чтоб было удобно работать и с микроскопом и с тетрадью, не передвигая их (штативом к себе, на расстоянии 8-10 см от края стола);
Б) Протрите от пыли зеркало, стёкла окуляра и объектива специальной салфеткой;
В) подняв тубус , наведите свет на поле зрения при помощи зеркала;
Г) при работе с микроскопом не делайте резких движений, бережно относитесь к школьному имуществу.
2. Возьмите готовый микропрепарат и поместите его на предметный столик, закрепите зажимами.
3. При помощи винта опустите тубус так, чтобы расстояние от объектива до микропрепарата составляло 2-4 мм.
4. Глядя в окуляр, при помощи винта очень медленно поднимайте тубус до появления четкого изображения.
5. Определите общее увеличение с микроскопа путем умножения степени увеличения окуляра на степень увеличения объектива (например, 15*20 =300; микроскоп увеличивает в 300 раз). Сделайте записи в своих опорных листах (см. приложение №2).
Учитель: Что нам известно об общих чертах строения простейших? (ответы учащихся) Посмотрите, какие органоиды инфузории видны под большим увеличением. (СЛАЙД №8)
Отметьте на опорных листах те органоиды инфузории, которые вы легко можете определить (найти на рисунке), в случае затруднения используйте рисунок 31 учебника на странице 46. (СЛАЙД №9-АНИМАЦИЯ, приложение №3)
Рис. Строение инфузории-туфельки.
В ходе изучения нового материала будем заполнять таблицу "Сравнительная характеристика простейших", начатую ранее. Обратимся к ней. (СЛАЙД №10)
Вспомним, как передвигались амеба и эвглена зеленая (ответы учащихся)?
Учитель: А как и благодаря чему передвигается инфузория туфелька узнаем, просмотрев видеофрагмент "Передвижение инфузории". (СЛАЙД №11- Видео, Приложение № 4)
Сравнительная характеристика простейших
Процессы жизнедеятельности | Амеба | Эвглена зеленая | Инфузория-туфелька |
Движение | При помощи ложноножек | Активное, при помощи жгутика | Активное, при помощи ресничек |
Питание | Фагоцитоз ложноножки; пищеварительная вакуоль | Фотосинтез через оболочку | Рот, глотка, пищеварительные вакуоли |
Выделение | Сократительная вакуоль | Сократительная вакуоль | Две сократительные вакуоли + порошица |
Дыхание | Через оболочку | Через оболочку | Через оболочку |
Размножение | Бесполое | Бесполое | Бесполое и половое |
Обмен веществ | Гетеротроф | Миксотроф | Гетеротроф |
Образование цист | образуется | образуется | образуется |
Учитель: Молодцы! Инфузория-туфелька плавает с большой скоростью. В 1 секунду она проплывает путь, в 8-10 раз превышающей длину её тела. Число её ресничек достигает 15000. Медленнее плавают эвглены. Амёбы ползаю по дну, парят в воде значительно медленнее, чем эвглены. Как вы думайте - почему? (ответы учащихся).
Учитель: Совершенно верно! (если ответ не дан, нужно подвести к нему учащихся). Это связано с питанием инфузории. Инфузория - туфелька - хищница (по способу питания- гетеротроф). Основной её пищей являются бактерии. Вспомните как питались амёба и эвглена зеленая? (ответы учащихся - гетеротрофно, автотрофно). (СЛАЙД №12)
Учитель: Как устроена и пищеварительная система? Как она функционирует? Мы узнаем это из текста учебника стр.46. Продолжаем заполнять таблицу.
Учитель: Что произойдет с инфузориями если их поместить в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной водой? (ответы учащихся).
Учитель: Правильно! Они погибнут, так как в прокипяченной воде нет бактерий.
Нужно отметить, что свою добычу инфузории находят, чувствуя наличие химических веществ, которые выделяют скопления бактерий.
Учитель: Для всех живых существ характерен очень важный процесс - обмен веществ. Что мы понимаем под "обменом веществ"? (ответы учащихся: Обмен веществ - это непрерывный процесс поступления в клетку веществ, их превращение с выделением энергии, синтеза (образования) собственных веществ и удаления продуктов жизнедеятельности в окружающую среду.)
Учитель: Предположим в капельку воды с инфузорией-туфелькой добавили растертую тушь, образующую в воде взвесь. Какие процессы жизнедеятельности инфузории можно при этом наблюдать?
Изобразите схематично схему обмена веществ инфузории-туфельки на своих опорных листах (работа в парах), используя текст учебника "Выделение", "Дыхание" на странице 47. Не забываем заполнять таблицу.
Схема обмена веществ инфузории-туфельки. (СЛАЙД №13)
Учитель: Как часто происходит сокращение вакуоли? (ответы учащихся- 1 раз в 10-20 сек).
Учитель: Предположите, можно ли наблюдать усложнение в процессах размножения инфузории по сравнению с ранее изученными организмами? ( ответы учащихся, необоснованные). Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику стр.47, рис. 32.
Для инфузории - туфельки характерны бесполый тип (деление на двое) и половой тип размножения (конъюгация). Какой из типов (половой или бесполый) показан на экране в первом и во втором случае? (СЛАЙДЫ №14-№15).
Какое преимущество полового размножения перед бесполым? (ответы учащихся - обновление и распределение генетического материала). Верно, молодцы!
Учитель: Знайте ли Вы, что потомство одной инфузории- туфельки за год может достигнуть 75*10108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полый шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему этого не происходит? (ответы учащихся - погибают в силу различных причин).
Учитель: Так же известно, что способы передвижения простейших разнообразны, но расстояния на которое они перемещаются при этом измеряются в миллиметрах. Объясните, каким образом тогда происходит расселение простейших на десятки и сотни километров? (ответы учащихся - в состоянии цисты). Не забываем заполнять таблицу.
Учитель: Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов?
Эвглены зеленые переплывают из затененной части в освещенную;
Инфузории-туфельки перемещаются из капельки воды с кристалликом соли в каплю с чистой водой? (ответы учащихся - обладают свойством раздражимости).
Учитель: А теперь обратимся к нашей таблице "Сходство и различие в строение одноклеточных". Все её поля должны быть заполнены. Давайте проверим, насколько верно вы справились с заданием. (СЛАЙД №16)
Учитель: В качестве закрепления материала, я предлагаю вам выполнить задание на ваших опорных листах.
Задание:
Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.
А) Амеба протей -
Б) Эвглена зеленая -
В) Инфузория - туфелька -
1) Непостоянная форма тела.
2) Постоянная форма тела.
3) Передвигается при помощи ложноножек.
4) Питается бактериями, обрывками водорослей.
5) Может питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.
6) В питании участвуют хлоропласты.
7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.
8) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительные вакуоли.
9) Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.
10) Пищеварительные вакуоли не образуются.
11) При неблагоприятных условиях превращается в цисту.
12) В цитоплазме одно ядро.
13) В цитоплазме два ядра.
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте, насколько верно справился с заданием ваш сосед по парте. Оцените его работу.
- 12-13 правильных ответов "5"
- 9-11 правильных ответов "4"
- 6-8 правильных ответов "3" (СЛАЙД №17)
Если вы набрали менее 6 баллов, вам есть над чем поработать дома.
Учитель: Многообразен и удивителен мир инфузорий. Среди них есть и свободноживущие и паразиты. Прочитайте текст на странице 48-49 учебника и выпишите основных представителей Типа Инфузории.(если останется время).
Учитель: Наше путешествие в страну одноклеточных животных подходит к концу. Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который был задан в начале урока - в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы ? (ответы учащихся).
Учитель: И так, было ли наше путешествие интересным ? Что вас поразило больше всего? Что запомнится надолго?
Учитель: Предположите, что вам нужно будет сделать в качестве домашнего задания? (ответы учащихся: прочитать параграф, выполнить задания в рабочей тетради, ответить на вопросы в конце параграфа; творческие задания - составить кроссворд по теме "Простейшие", написать сообщение о разнообразии инфузорий, составить ребусы, сделать аппликацию одного из представителей изученных простейших из цветной бумаги или картона и пластилина и мн.другое).
Спасибо за активную работу на уроке! (СЛАЙД №18)