Урок изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Класс: 3

Цели:

  • развитие творческого воображения учащихся, фантазии;
  • расширение знаний о приемах рисования;
  • воспитание эстетического вкуса.

Оборудование:

  • Т.Я.Шпикалова "Учебник изобразительное искусство 3 класс" и "Творческая тетрадь 3 класс";
  • Репродукции: В.Прибытков "Окраина в снегу", Л.Киселева "Первый снег", Д.Шмаринов "Тройка", А.Кравченко "Зима";
  • фото: морозные узоры.

Материалы для детей: синяя бумага, гуашь (белая, голубая), кисти (№ 2, № 6), баночка с водой, тряпочка, подкладной лист, рама из бумаги, 3 листа (10см х 21см), клише из картона, кусочек свечи, сухой лист дерева, клей.

Предварительная подготовка. На уроках литературного чтения или русского языка написать сочинения-миниатюры на темы "Зима", "Морозные узоры", подражание японским хокку.

Из полос белой бумаги склеить раму (каждому ребенку или для группы детей).<Рисунок 5> Необходимо, чтобы отверстия были чуть меньше бумажных заготовок (10см х 21см);

Рис. 5

Подготовить клише: на картон (10см х 21см) наклеиваются "зимние" узоры из картона или плотной бумаги. <Рисунок 6>

Рис. 6

Ход урока

На доске эпиграф:

Как боярыня седая,
К людям шествует Зима
Лютой стужей расцвечая
Опушённые дома:
К.Бальмонт

1. Вступительная беседа

У. Сегодня мы поговорим о зиме. Какой вам представляется зима? Опишите.

Давайте вспомним ваши мысли о зиме, которые вы записали на уроках литературного чтения и русского языка.

Дети читают сочинения-миниатюры и свое подражание хокку. Например,

Женя К.: Хокку

Вышел на улицу.
Вчера была осень, сегодня - белая зима.
Быстро!

Ира Д.: Хокку

Выйдешь зимой на улицу,
Смотришь на деревья, они в кружева одеты.
Думаешь: "Деревья в сарафанах".

Лена С.: Однажды я гуляла, шёл снег. Я обратила внимание, что на моей шубе красивые снежные крапинки - кристаллики снега. Они светились, как бриллианты. А я была, как Золушка в бальном платье.

У. Как только не называют нашу русскую зиму! Она и барыня, и чародейка, и красавица, и царица. Прочитайте эпиграф. Как К.Бальмонт называет зиму? Как вы думаете, почему?

2. Беседа по репродукциям картин.

У.: Каждый художник, любуясь зимними пейзажами, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты зимы. Рассмотрите репродукции. Как называется этот художественный жанр? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д.: Это графические работы. На всех изображена зима. Наверное, и мы будем рисовать графический рисунок.

У.: Правильно, тема нашего урока "Русская зима. Пейзаж в графике"

Рассмотрите графические работы. В них торжество и красота зимы переданы лишь с помощью черного и белого цветов.

- В каких композициях выразительность зимней природы достигается с помощью белых и черных линий?

Д.: Д.Шмаринов "Тройка" <Рисунок 1> и В.Прибытков "Окраина в снегу". <Рисунок 2>

Рис. 1

Рис. 2

У.: На какой репродукции мы видим, что главным средством выступает силуэт?

Д.: На картине Л.Киселёва "Первый снег". <Рисунок 3>

Рис. 3

У.: Почему зимний графический пейзаж кажется причудливым, таинственным? Что делает его таким?

3. Работа в творческой тетради (с.30-31)

1) Беседа по репродукции

У.: Рассмотрите репродукцию графической работы "Зима" художника А.Кравченко. Подберите к этому произведению художника стихотворную строку или название сказки.

Д.: "Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает".

- А ещё это похоже на иллюстрацию к сказке "Морозко".

У.: Опишите, как график создает впечатление сказочности?

Д.: В картине используются различные линии и узоры из них.

У.: Какую роль играют эти линии?

Д.: Лес похож на морозные узоры.

- Деревья необычные, пушистые.

- Очень похоже на иллюстрацию к сказке.

У.: Перечислите все элементы, которыми художник пользуется, создавая образ зимы, зимних деревьев.

Д.: Прямые, волнистые, пунктирные линии, "пружинки", зигзаги большие и маленькие, сеточка из волнистых линий, лучики, кружочки, штрихи, завитки, запутанные кривые линии.

2) Объяснение творческого задания.

У.: А сейчас вы сами будете в роли художника-графика. Возьмите тонкую кисточку и белую краску. Попытайтесь на синем фоне с помощью самых разных линий, точек, штрихов, звёздочек, спиралей и завитков передать образы заиндевелых растений. Начните с контура дерева или ветки, а затем заполните их декоративными штрихами и разделками. Контуры растений делайте разной толщины.

Рис. 4

3) Самостоятельная работа учащихся.

(Показ, выставка и комментирование работ по мере выполнения)

Физкультминутка

4. Знакомство с новыми приемами рисования.

1) Постановка проблемы

У.: Отгадайте, о чем пойдет речь дальше?

С. Дрожжин

Улицей гуляет
Дедушка Мороз
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет
Иль на окна дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят:
- Что это за узоры?

Д.: Морозные узоры на окнах.

У.: - Рассмотрите фото морозных узоров. <Рисунок 5> Что вам напоминают узоры на окнах? Давайте вспомним, как вы это описали в сочинениях.

Сережа М.: Когда я увидел на окнах узоры, они сверкали на солнце, как золото и серебро. Я там увидел Деда Мороза и Снегурочку.

Аня К.: На улице мороз. Посмотришь в окно и увидишь на окнах узоры: звёздочки, травку, ёлки, деревья. А если хорошо присмотреться, то можно представить самые необычные и чудесные картинки!

У.: А как можно изобразить морозные узоры?

Выслушиваются предложения детей.

2) Творческая работа

У. Сегодня я научу вас трем необычным приемам рисования. Работать будем только одной краской - голубой на бумажных заготовках (10см х 21см), а затем приклеим их в свои заготовки - рамы. <Рисунок 5> У нас получатся окна с морозными узорами. Подготовьте краску необходимого оттенка. Какими красками вы для этого воспользуетесь?

Первый прием называется фотокопия (рисование свечой). Возьмите один лист и нарисуйте на нем свечой любые узоры. Надавливайте на свечу посильнее и запоминайте, где вы уже рисовали, т.к. нарисованное плохо видно. Затем широкой кистью закрасьте лист голубой краской. Видите, что ваши узоры проявляются на листе? Одно "стекло" готово.

Следующий прием называется линогравюра (отпечаток с заготовки). Возьмите свою заготовку - клише (например, <Рисунок 6>) и покройте ее жидкой голубой краской. Не давая ей высохнуть, прижмите к клише белый лист и прогладьте рукой. Аккуратно отсоедините лист. Получились интересные узоры.

И последний прием - эстамп (отпечаток, оттиск). Мы будем выполнять его при помощи засушенного листа дерева. Лист положите вверх той стороной, на которой четко выступают прожилки. Покройте лист голубой краской, не нужно стараться закрасить весь лист без пробелов. Тогда отпечаток получится ажурный. Отпечатайте лист на бумаге. Сразу можно сделать несколько оттисков.

Названия приемов записать на доске.

Каждый прием выполняется после объяснения учителя. Затем дети приклеивают готовые изображения в раму.

5. Итог урока.

На доске устраивается выставка "окон", покрытых морозными узорами.

У.: Посмотрите, какая красота у нас получилась!

Какими приемами вы сегодня учились рисовать? Какой больше всего понравился? Почему? Придумайте, что можно еще изобразить при помощи этих приемов.