Цели: познакомить с названиями растений Красной книги, правилами поведения на природе, учить осуществлять поиск информации в учебнике, учить анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать; воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на природе, выработать потребность в общении с природой, развивать коммуникативные умения, речь.
Оборудование: Красная книга России, слайды, филворд, рисунки и рассказы обучающихся.
Ход урока
1. Орг. момент
Вот звенит для нас звонок - начинается урок
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
2. Введение в тему
Ребята, я знаю, что вы очень любите играть и поэтому предлагаю поиграть вам в игру филворд. Отгадайте названия растений и найдите слова - отгадки в филворде.
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг.
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
К М ИНКА СОСН
ОЗАА ЩШИ Т И МА
Л К КУВ ПОДСНЕЖ
ОП Р И Р О Д УН
КОЛЬЧИКЛАНДЫШКИ
Молодцы, ребята. А теперь прочитайте высказывание, которое осталось не зачеркнутым:
Защитим природу
Что общего может быть между иллюстрациями с растениями и тем высказыванием, что вы прочли?
Ответы детей.
3. Изучение нового
Посмотрите еще раз на иллюстрации. Такую красоту могла создать только природа. Этими растениями можно только восхищаться, радоваться и удивляться их красоте, но все они занесены в Красную книгу. Это означает, что им угрожает исчезновение с земли.
Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морже. В нее занесены данные о птицах, рыбах, животных и растениях, которые срочно нуждаются в защите. Красный цвет книги сигнализирует: защити. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. Также есть и Красная книга Татарстана.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения.
Черные страницы показывают тех животных и растений, которых мы больше не увидим.
На красных страницах книги записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, их еще можно встретить, но они могут исчезнуть совсем.
На желтых страницах занесены животные и растения, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы.
На зеленых страницах записаны животные и растения, которые удалось спасти.
Почему же так случилось, что некоторые растения и животные попали в Красную книгу?
Ответы детей.
4. Работа по учебнику
В учебнике предложены некоторые виды растений из Красной книги. Давайте познакомимся с ними. Есть ли они в нашем крае?
Ответы детей.
Ландыш - многолетнее растение с очень приятным запахом. Украшает лес весной. Ландыш растет в лесах, на опушках и полянках, любит тень. Считается лекарственным растением.
Лютик легко узнать по золотисто - желтым цветкам. Растет во влажных местностях, рядом с водоемами и болотами.
Колокольчик персиколистный - многолетнее растение с голубоватыми, сине-фиолетовыми, светло - лиловыми, реже белыми цветами. Растет в светлых лесах, опушках.
Прострел луговой - многолетнее невысокое растение, цветущее в апреле-мае. Отсюда народное название - "подснежник". Растет на лугах, в лесах. Считается лекарственным растением.
Кувшинка белая - многолетнее водное растение. Цветет с мая месяца до первых заморозков. Каждый цветок кувшинки держится 4 дня, потом вместо цветка появляется плод.
Кубышка желтая - многолетнее водное растение с крупными желтыми цветами, цветущими все лето. Растет зарослями в прудах, озерах.
Птицемлечник дуговидный - многолетнее растение. Обитает в лесах. Цветки белые или слегка желтоватые, не имеют запаха.
Все растения надо беречь. Помогая выжить растениям, мы помогаем жить себе. Чем больше зелени окружает человека, тем чище и здоровее воздух вокруг него, тем больше питания животным и людям.
Ребята, вы знаете, что растения тоже живые. Они, как и люди дышат, радуются солнцу и дождю. Так давайте беречь наших маленьких друзей.
К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. Часто можно увидеть людей с огромными букетами цветов в летнюю пору, надписи на стволах деревьях. Многие любители прогулок в лес оставляют после себя кучу мусора. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. А бывают и большие раны. Вырубаются целые леса, загрязняются воздух и водоемы. Из-за этого страдают не только растения и животные, но и сами люди, которые не сознавая приносят большой вред природе.
5. Динамический момент
Ребята, мы знаем с вами, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе?
Проведем игру "Найди ошибку".
Я буду читать вам предложения. Если смысл предложения верен, хлопайте в ладоши, если неверен - топайте.
- Никогда не наноси вреда природе.
- В лесу можно ломать ветки, делать надписи на деревьях, собирать сок.
- В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку.
- Подкармливай зверей и птиц зимой.
- Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много.
- Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
- Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут.
- Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным.
- Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары.
- Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.
- Не оставляй мусор в природе.
7. Знакомство с правилами поведения на природе. Работа с учебником
А теперь давайте познакомимся с правилами поведения на природе, которые даны в учебнике.
Работа в парах. Один ученик читает правило, другой поясняет.
8. Динамический момент: выставка рисунков детей
Я в своем рисунке изобразила муравейник. В нем живут муравьи - настоящие труженики. Но некоторые люди пользуются тем, что муравьи маленькие и беззащитные и обижают их: разбрасывают ногами их домики, топчут. Если ты большой, то должен защищать маленьких, а не обижать.
Семенова Элиза
Девочка пришла на луг, на котором растут очень красивые цветы. И тут же начала их собирать. Она не подумала, что цветы в ее руках быстро завянут, а на лугу цвели бы очень долго и радовали своей красотой многих людей.
Муллахметова Зухра
Я нарисовал мальчика, который разжег костер под деревом и собрался на это дерево залезть, чтобы посмотреть птичьи яйца. Он поступает очень плохо. Природу надо любить и беречь.
Гайфуллин Адель
Многие люди любят отдыхать у речек. Но после себя оставляют много мусора.
Нужно беречь водоемы. Это часть природы. А природа - это наш дом.
Домолазова Катя
9. Итог урока
Давайте прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Соглашаетесь ли вы с поэтом, написавшим такие стихи.
Ответы детей.
Если животные и растения будут уничтожены, то мы тоже не сможем жить на земле. Природа - наш общий дом. И жить в нем мы должны дружно.
10. Домашнее задание
- Рассказать правила поведения на природе членам своей семьи.
- Выполнить задания 47-48 в тетради.
Использованная литература
1. Учебник "Наш мир". О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
2. Методическое пособие к учебнику "Наш мир".
3. Красная книга России.
4. [http:// www.floranimal.ru/]