Красная книга России. "Правила поведения на природе". Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с названиями растений Красной книги, правилами поведения на природе, учить осуществлять поиск информации в учебнике, учить анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать; воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на природе, выработать потребность в общении с природой, развивать коммуникативные умения, речь.

Оборудование: Красная книга России, слайды, филворд, рисунки и рассказы обучающихся.

Ход урока

1. Орг. момент

Вот звенит для нас звонок - начинается урок
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Введение в тему

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть и поэтому предлагаю поиграть вам в игру филворд. Отгадайте названия растений и найдите слова - отгадки в филворде.

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.

Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг.

Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

К М ИНКА СОСН
ОЗАА ЩШИ Т И МА
Л К КУВ ПОДСНЕЖ
ОП Р И Р О Д УН
КОЛЬЧИКЛАНДЫШКИ

Молодцы, ребята. А теперь прочитайте высказывание, которое осталось не зачеркнутым:

Защитим природу

Что общего может быть между иллюстрациями с растениями и тем высказыванием, что вы прочли?

Ответы детей.

3. Изучение нового

Посмотрите еще раз на иллюстрации. Такую красоту могла создать только природа. Этими растениями можно только восхищаться, радоваться и удивляться их красоте, но все они занесены в Красную книгу. Это означает, что им угрожает исчезновение с земли.

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морже. В нее занесены данные о птицах, рыбах, животных и растениях, которые срочно нуждаются в защите. Красный цвет книги сигнализирует: защити. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. Также есть и Красная книга Татарстана.

Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения.

Черные страницы показывают тех животных и растений, которых мы больше не увидим.

На красных страницах книги записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, их еще можно встретить, но они могут исчезнуть совсем.

На желтых страницах занесены животные и растения, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы.

На зеленых страницах записаны животные и растения, которые удалось спасти.

Почему же так случилось, что некоторые растения и животные попали в Красную книгу?

Ответы детей.

4. Работа по учебнику

В учебнике предложены некоторые виды растений из Красной книги. Давайте познакомимся с ними. Есть ли они в нашем крае?

Ответы детей.

Ландыш - многолетнее растение с очень приятным запахом. Украшает лес весной. Ландыш растет в лесах, на опушках и полянках, любит тень. Считается лекарственным растением.

Лютик легко узнать по золотисто - желтым цветкам. Растет во влажных местностях, рядом с водоемами и болотами.

Колокольчик персиколистный - многолетнее растение с голубоватыми, сине-фиолетовыми, светло - лиловыми, реже белыми цветами. Растет в светлых лесах, опушках.

Прострел луговой - многолетнее невысокое растение, цветущее в апреле-мае. Отсюда народное название - "подснежник". Растет на лугах, в лесах. Считается лекарственным растением.

Кувшинка белая - многолетнее водное растение. Цветет с мая месяца до первых заморозков. Каждый цветок кувшинки держится 4 дня, потом вместо цветка появляется плод.

Кубышка желтая - многолетнее водное растение с крупными желтыми цветами, цветущими все лето. Растет зарослями в прудах, озерах.

Птицемлечник дуговидный - многолетнее растение. Обитает в лесах. Цветки белые или слегка желтоватые, не имеют запаха.

Все растения надо беречь. Помогая выжить растениям, мы помогаем жить себе. Чем больше зелени окружает человека, тем чище и здоровее воздух вокруг него, тем больше питания животным и людям.

Ребята, вы знаете, что растения тоже живые. Они, как и люди дышат, радуются солнцу и дождю. Так давайте беречь наших маленьких друзей.

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. Часто можно увидеть людей с огромными букетами цветов в летнюю пору, надписи на стволах деревьях. Многие любители прогулок в лес оставляют после себя кучу мусора. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. А бывают и большие раны. Вырубаются целые леса, загрязняются воздух и водоемы. Из-за этого страдают не только растения и животные, но и сами люди, которые не сознавая приносят большой вред природе.

5. Динамический момент

Ребята, мы знаем с вами, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе?

Проведем игру "Найди ошибку".

Я буду читать вам предложения. Если смысл предложения верен, хлопайте в ладоши, если неверен - топайте.

  1. Никогда не наноси вреда природе.
  2. В лесу можно ломать ветки, делать надписи на деревьях, собирать сок.
  3. В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку.
  4. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  5. Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много.
  6. Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
  7. Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут.
  8. Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным.
  9. Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары.
  10. Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.
  11. Не оставляй мусор в природе.

7. Знакомство с правилами поведения на природе. Работа с учебником

А теперь давайте познакомимся с правилами поведения на природе, которые даны в учебнике.

Работа в парах. Один ученик читает правило, другой поясняет.

8. Динамический момент: выставка рисунков детей

Я в своем рисунке изобразила муравейник. В нем живут муравьи - настоящие труженики. Но некоторые люди пользуются тем, что муравьи маленькие и беззащитные и обижают их: разбрасывают ногами их домики, топчут. Если ты большой, то должен защищать маленьких, а не обижать.

Семенова Элиза

Девочка пришла на луг, на котором растут очень красивые цветы. И тут же начала их собирать. Она не подумала, что цветы в ее руках быстро завянут, а на лугу цвели бы очень долго и радовали своей красотой многих людей.

Муллахметова Зухра

Я нарисовал мальчика, который разжег костер под деревом и собрался на это дерево залезть, чтобы посмотреть птичьи яйца. Он поступает очень плохо. Природу надо любить и беречь.

Гайфуллин Адель

Многие люди любят отдыхать у речек. Но после себя оставляют много мусора.

Нужно беречь водоемы. Это часть природы. А природа - это наш дом.

Домолазова Катя

9. Итог урока

Давайте прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Соглашаетесь ли вы с поэтом, написавшим такие стихи.

Ответы детей.

Если животные и растения будут уничтожены, то мы тоже не сможем жить на земле. Природа - наш общий дом. И жить в нем мы должны дружно.

10. Домашнее задание

  • Рассказать правила поведения на природе членам своей семьи.
  • Выполнить задания 47-48 в тетради.

Использованная литература

1. Учебник "Наш мир". О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

2. Методическое пособие к учебнику "Наш мир".

3. Красная книга России.

4. [http:// www.floranimal.ru/]