Программное содержание:
- Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства.
- Уточнить представления детей о свойствах льда (прозрачный, твердый, имеет форму).
- Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности; развивать способности в познавательной активности, любознательности, а так же мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение.
- Развивать творчество и воображение детей. Воспитывать интерес к неживой природе.
Активизация словаря: Антарктида, айсберг, ледокол.
Материал к занятию:
- слайды с изображением айсбергов, ледяных построек;
- емкости с водой;
- лед (разной формы, величины, цвета), глобус, сюжетные картинки, стекло.
Ход занятия
Начало занятия проходит в группе. Воспитатель: Есть на нашей планете необычная земля, Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
- Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь, потеплей и в путь (дети одеваются). Как же мы доберемся до Антарктиды?
Дети: На корабле.
Дети одеты спускаются по лестнице в фойе на I этаж, где идет показ слайдов с изображением айсбергов на мультипроекторе.
День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода
:Вот уже поплыли льдины,
И настали холода,
Айсбергов громады
Проплывают рядом
Ледовитая земля,
Берега просторные,
Ни дорог на них, ни троп.
И жилья не видно:.
Малый ход! Машина стоп!
Здравствуй, Антарктида!
Воспитатель: По пути нам встретились плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
Воспитатель: Как же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут? Если мы поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Что мы увидим? Утонул он? Почему? Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого? Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Наш корабль очень осторожно, прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы плыли на ледоколе, Этот корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины, прокладывая себе дорогу.
Мы спускаемся по трапу с борта корабля и отправляемся дальше.
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся:
Слева - лед
И справа - лед,
Перед носом тоже - лед,
Где же он кончается.
(Продолжение занятия на улице)
Как вы думаете, в чье сказочное царство мы с вами попали? (В царство снежной королевы) Почему Снежная королева свое царство построила именно в Антарктиде? Чем богато ее царство? (Льдинами)
(Дети рассматривают льдинки)
Воспитатель: Имеет ли форму лед?
Опыт №1
Воспитатель: У каждого из вас разные кусочки льда и по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.
(Дети раскладывают кусочки льда в емкости)
Воспитатель: Меняет ли форму лед? (Нет). Почему? Как вы его раскладывали? (Брали рукой). Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Как вы думаете, а когда лед может поменять свою форму?
Опыт №2: Меняет ли лед форму?
Давайте проверим, в емкость с теплой водой, опустим кусочек цветного льда. Что вы замечаете? (Лед тает в теплой воде и превращается в воду). Ребята, одной из экологических проблем на земле, это потепление климата, постоянная плюсовая температура, там, где должна быть вечная зима. Как вы, думаете к чему, может привести? (Лед может превратиться в огромные тонны воды). К чему это приведет? Чем это опасно для нашей планеты? (Вода может затопить некоторые города и страны). Многие ученые заняты этой проблемой, но об этом мы поговорим с вами на других занятиях. Значит можно сделать какой вывод? Что такое лед? (Лед - вода, только в твердом виде)
Воспитатель: Как вы думаете, лед прозрачен или нет? А что можно ли увидеть через лед? С чем можно сравнить лед? Почему лед сравнивают со стеклом? По своей прозрачности лед можно сравнить со стеклом? Давайте в этом убедимся.
Опыт №3: Сравнение стекла со льдом
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на две научные лаборатории
- В лаборатории №1 научные сотрудники работают со льдом, руководителем лаборатории - Катя.
- В лаборатории №2 сотрудники работают со стеклом, руководителем лаборатории - Кирилл.
Предлагается детям рассмотреть сюжетные одинаковые картинки через стекло и лед. Дети высказывают свои суждения, выводы.
Вывод: По своей прозрачности лед и стекло не одинаковы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла сундук с сокровищами.
(Показывает детям сундук с льдинками разного размера и цвета. Дети рассматривают льдинки, составляют из них на снегу различные мозаики).