Актуальность.
Логика - это наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстро и успешно реализовать себя в современном обществе.
Но зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что в дошкольном возрасте создается определенный "этаж, на котором формируются определенные физические функции, важные для перехода к школьной жизни. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте - школе.
И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений, дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Дошкольный возраст - период, когда основная деятельность - игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игры легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому занятия носят игровой, занимательный характер.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный, пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтоб ребенок, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.
Цель. Развивать у детей логико-математические представления и умения.
Задачи:
- развивать способности к длительному умственному напряжению;
- развивать умения выделять и абстрагировать свойства;
- сравнивать, классифицировать и обобщать;
- развивать умения производить простейшие логические действия и операции;
- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
- развивать сенсорные способности, пространственные представления, смекалку, сообразительность;
- развивать умение воплощать идею игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.
- воспитывать нравственно-волевые качества: настойчивость, целеустремленность, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Подготовительный этап
|
1 | декабрь |
Практический этап Игра "Прозрачный квадрат" - эффективное средство усвоение ребенком эталонов формы, развитие творческих способностей. Анализ геометрических фигур. Цель. Учить анализировать, сравнивать, развивать сенсорные и речевые способности детей. Складывание квадрата из частей. Цель. Учить выявлять соотношение целого и части, развивать конструктивные способности. Складывание фигурок из альбома. Цель. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности. |
2 |
январь |
Логические блоки Дьениша. Выявление и абстрагирование свойств". Игры: "Найди клад", "Угадай-ка" Цель. Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму размер толщину. Игры: "Автотрасса", "Где, чей гараж" Цель. Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. Сравнение. Игры: "Дорожки", "Домино", "Найди пару" Цель. Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. Классификация, обобщение. Игры: "Засели домики", "У кого в гостях Вини-пух" Цель. Развивать классификационные умения. Логические действия и операции. Игры: "Помоги фигурам выбраться из леса", "Где спрятался Джерри" Цель. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. |
2
1
1
2 |
январь
февраль
февраль |
Интеллектуальный тренажер
"Математический планшет" Рисование резиночками простейших геометрических фигур. Цель. Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, развивать умение рисовать резиночками квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, способствовать максимальному развитию мелкой моторики пальцев рук, формировать умение анализировать. Рисование узоров по образцу, придумывание узоров. Цель. Развивать умение переносить рисунок на планшет, анализировать, сравнивать, развивать творческое воображение и пространственное мышление. |
1
2 |
март
март |
Кубики "Сложи узор": Цель. Познакомить с игровым материалом, развивать способность детей к анализу и синтезу, комбинированию, конструктивные способности, фантазию, творчество. выкладывание простейших узоров; выкладывание более сложных узоров по образцу; придумывание узоров; выкладывание узоров на время. |
5 | апрель |
Вечер развлечений: "Путешествие в страну чудес" | май |
Занятие №1
Цель. Познакомить детей с игровым пособием "Прозрачный квадрат", учить анализировать, сравнивать, выявлять соотношение целого и части, складывать квадрат из двух частей, развивать речевую деятельность конструктивные способности, наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности.
Закреплять умение выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: игровые пособия: "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, мягкая игрушка Дракоша.
Ход занятия
Появляется игрушка Дракоша, рассказывает сказку:
Я как-то шел по волшебному Фиолетовому лесу в сторону Высоких гор, и на пути встретил великолепное сказочное озеро Айс. Хранитель озера - Главный Незримка. Когда-то под оранжевый крик Красного зверя, под зеленый свист Желтой Птицы, под синий шепот Голубой Рыбы появились на озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал только хранитель озера. Ходила молва, что при помощи волшебной силы Льдинок он превращался в кого угодно: и в дракона, и в рыбу, и даже в самолет. После трудных испытаний, льдинки достались мне, вот они (показывает).
- Вы хотели бы такие же? Нужно пройти испытания.
- Согласны?
Испытание 1.
- Видишь рисунок, выложи точно такой же ряд из четырех пластинок.
- Скажи, какая пластинка лишняя и почему.
(выполнение еще такого же подобного задания)
Испытание 2.
- По этому рисунку составь ряд из пластинок. Объясни, что объединяет пластинки.
- Придумай подобную задачу.
Испытание 3.
- Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?
- Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат?
- Придумай и сложи свой квадрат из двух равных частей.
- Молодцы, ребята, справились со всеми испытаниями, я вам дарю эти волшебные льдинки. В следующую нашу встречу я покажу, как льдинки умеют превращаться.
Физминутка. "Слушай хлопки"
Цель. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного напряжения.
- 1 хлопок - подпрыгивают один раз,
- 2 хлопка - два раза и т.д.
Дракоша предлагает поиграть в игру "Прятки".
Логические блоки Дьениша. (пособие знакомое детям)
Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер толщину.
Материал 8 разных блоков, Дракоша, нарисованный на бумаге небольшого размера.
Дети закрывают глаза, Дракоша прячет своего приятеля под любой блок. Дети открывают глаза.
- Он спрятался: под большим, красным, толстым кругом.
Игра повторяется несколько раз.
Затем один из детей прячет маленького Дракошу и загадывает детям, под каким блоком он спрятался.
Итог занятия:
Дракоша спрашивает у детей:
- Какая игра понравилась?
- Какое задание было трудное?
- Какое легкое?
Прощается с детьми.
Занятие 2
Цель.
- Развивать наглядно-образное мышление, конструктивные способности, совершенствование памяти и воображения.
- Знакомство со знаками-символами, развивать умение расшифровать о наличии или отсутствии определенных свойств.
Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, знаки - символы, игрушка Дракоша.
Ход занятия
- Здравствуйте дети! "здоровается Дракоша"
- Вы играли с волшебными льдинками?
- Сегодня будут волшебные превращения!
- Слышите, гудит самолет? Это льдинки превратились в самолет (выставляется на доске схема самолета).
- Из каких льдинок состоит самолет? Отберите у себя такие же.
- Попробуйте сложить такой же самолет.
- Получилось! Здорово! (разбираются различные варианты складывания)
- Льдинки умеют превращаться и в такие фигуры (показ фигурок из альбома)
- Возьмите любую фигуру и сложите (самостоятельная творческая работа).
- Можете придумать свои фигурки.
(Дракоша смотрит, хвалит, спрашивает, какая фигура получилась)
Физминутка.
П/и "Передай мяч"
Цель. Снять мышечное напряжение, развивать внимание, быстроту реакции.
Стоя в кругу, играющие стараются передать мяч соседу, не уронив его. Постепенно количество мячей добавляется.
Логические блоки Дьениша.
Дракоша: сегодня я вас научу, как можно загадывать загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы.
Дракоша по очереди показывает знаки, дети ищут соответствующий блок.
Потом загадывают дети, право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку.
Итог занятия.
- Чему вы сегодня научились?
- Во что бы вы хотели поиграть дома с родителями?
Детям даются на дом "волшебные льдинки", плоскостные блоки и карточки-символы.
Занятие 3
Цель. Учить складывать квадрат из различных составных частей, развития умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.
Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", блоки Дьениша, знаки-символы, игрушка обезьянка Чита, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка)
Ход занятия
Вносится игрушка обезьянки:
- Здравствуйте, ребята. Я Чита. Я пришла сегодня к вам по поручению Дракоши, у него срочные дела в волшебном лесу. У вас есть волшебные льдинки, и вы уже умеете собирать из них квадрат из двух частей, из каких.
- Соберите квадрат из двух частей: прямоугольников, треугольников.
- А теперь попробуйте собрать квадрат из трех частей.
(Чита индивидуально спрашивает у детей из каких частей у него квадрат)
- Еще как можно составить квадрат?
(за каждый правильный квадрат, Чита дает ребенка фишку)
- У кого больше получилось квадратов?
(Чита хвалит каждого ребенка, отмечая его успехи)
Физминутка.
П/и "Давайте поздороваемся"
Цель. Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается им на пути.
Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок - здороваемся за руку;
- 2 хлопка - здороваемся плечиками;
- 3 хлопка - здороваемся спинками.
Логические блоки Дьениша; игра "Где спрятался Джерри"
Перед детьми выкладывается 10 - 12 блоков. Дети отворачиваются. Чита под одним из блоков прячет мышонка. Показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока, под которым спрятался Джерри. Тому, кто находит мышонка, дается фишка.
Итог занятия.
Подчитываются фишки, Чита отмечает каждого ребенка за его личные достижения, и награждает звездочкой.
Занятие 4
Цель.
- Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, показать приемы рисования резиночками, способствовать самостоятельному конструированию ребенком на плоскости изображений, учить работать по схеме.
- Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Материал: игровой материал "Математический планшет", схема рисования резиночками, логические блоки, таблицы с правилами построения дорог, игрушка обезьянка Чита.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята, - говорит Чита.
- Сегодня я вам расскажу удивительную историю: Встретились однажды дерево, пластмасса и резина. Заспорили они: кто из них важнее? Никак не могли они решить этот вопрос. Каждый вспоминал, сколько в мире есть полезных и красивых вещей из дерева, пластмассы и резины. Отправились они за советом к Мудрецу. Выслушал Мудрец вопрос "Кто важнее" и лукаво улыбнулся. "Все вы нужны, людям плохо пришлось бы без вас. Будет лучше, если вы будете не спорить, а дружить. Оставьте мне по своей частичке и приходите завтра".
В недоумении ушли материалы от Мудреца, что можно сделать из них троих? На следующий день они увидели, что из дерева Мудрец сделал ровную дощечку, из пластмассы маленькие гвоздики, а из резины - тоненькие растягивающиеся резинки. Взмах руки мастера - и гвоздики оказались наполовину вбитые в дощечку. Мудрец что-то прошептал, хлопнул в ладоши и резиночки стали растягиваться на гвоздиках. Дерево, пластмасса и резина удивленно переглянулись. На дощечке получились рисунки! Поклонились материалы Мудрецу и, взявшись за руки, отправились создавать все новое, нужное, красивое.
И вот сегодня такие дощечки я дарю вам, ребята.
Посмотрите, как можно рисовать резиночками. Можно рисовать как одинарными резиночками, так и двойными.
- Попробуйте нарисовать треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Получается, прекрасно!
(обезьянка подходит к каждому ребенку, помогает, если он испытывает трудности, хвалит за самостоятельность)
- Теперь попробуйте нарисовать вот такую кружку.
- А теперь придумайте свои рисунки.
(обезьянка интересуется у каждого, что он нарисовал, одобряет его решение, помогает, если необходимо).
- Я дарю вам эти волшебные дощечки и вы можете в свободное время воплощать свои фантазии.
Физминутка.
"Слушай команду"
Цель. Снятие мышечного напряжения, развития внимания, произвольности поведения.
Звучит музыка, дети идут в колонне друг за другом, внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тот час же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, игра повторяется. Отмечаются самые внимательные.
Логические блоки Дьениша. Игра "Автотрасса"
Перед детьми таблицы:
Сначала дети строят трассу по правилам, требующие ориентировки на одно свойство, на строительство следующей трассы ориентируются на два свойства, затем - три.
В дальнейшем дети придумывают свои правила.
Итог занятия:
- Что было самым интересным на занятии?
- Что было трудно?
- Что - легко?
Занятие 6
Цель. Учить детей делить множество по одному свойству на два подмножества, развивать способность к анализу и синтезу, комбинированию, логическое мышление, воспитывать у детей взаимовыручку.
Материал: "логические блоки Дьениша" (объемные и плоскостные), по два обруча разного цвета, знаки-символы, кубики "Сложи узор", схемы сложения фигур.
Ход занятия
- Ребята, с Дракошей и обезьянкой Читой произошло несчастье, их похитила злая колдунья. Чтобы им освободиться, колдунья требует решить непростые задачи. Наши друзья затрудняются и просят у вас помощи.
Нужно разделить строительный материал так чтобы в одном обруче были все красные, в другом все прямоугольные.
На доске нарисованы два обруча: (плоскостные фигуры блоков)
Один ребенок выбирает все красные, другой прямоугольные блоки, предлагается подумать, куда положить красные прямоугольные блоки (в зону пересечения).
После практического решения задачи дети называют, какие блоки в красном обруче (красные не прямоугольные), в синем (прямоугольные не красные), какие оказались общими (красные прямоугольные), а какие остались вне обруча (не красные не прямоугольные).
- работа в парах (аналогичные задания)
- молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.
Физминутка.
П/и "Запрещенное движение"
Цель. Игра дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя будет выполнять. Тот кто повторит запрещенное движение выходит из игры или ему назначается штрафное очко. Отмечаются самые внимательные дети.
- Чтобы прилететь к нам, нашим друзьям нужен ковер-самолет.
(дети выкладывают по образцам из кубиков "Сложи узор")
- предлагается придумать свои варианты узоров.
- На следующей нашей встрече Дракоша и Чита обязательно будут с нами.
Итог занятия:
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
(опрос нескольких детей).
Литература.
- Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая "Логика и математика для дошкольников". Санкт-Петербург 2004г.
- С.Е. Гаврина "Логика". Москва 2000г
- А.Михайлова "Игровые задачи для дошкольников". Санкт-Петербург 2006г.
- Е.Н. Панова "Дидактические игры - занятия в ДОУ". ТЦ "Учитель" Воронеж 2006г.
- В.П. Новикова "Математика в детском саду". Москва 2005г.
- Т.Г. Харько, В.В. Воскобович "Сказочные лабиринты игры". Санкт-Петербург 2007г.