Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребенка в период. когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность.
А это значит, что внеклассная работа в школе, включающая разнообразные формы и методы, сочетающая традиции и новаторство, направлена на обеспечение приобщения подрастающего поколения к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать его способами освоения и приумножения ее богатств в условиях современного мира.
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьников для занятий любимым делом.
Подбирая сценарий внеклассного мероприятия, я смотрю, чтобы его содержание было подчинено решению общей цели воспитания- формирование всесторонне развитой личности Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, что тоже надо учитывать при подборе материала.
Когда сценарий составлен, я его читаю детям. Ребята во время прослушивания думают о том, какую роль он сможет сыграть. Школьники сами выбирают себе роль. По ходу распределения ролей дети что-то меняют в сценарии: придумывают новые сценки костюмы, декорации, ставят танцы.Они проявляют самостоятельность, творческие способности. При составлении плана воспитательной работы всегда учитываю интересы и пожелания самих учащихся, соблюдаю принцип преемственности, последовательности и систематичности. Этот принцип направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Требование преемственности предполагает такую организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, что помогает закрепить уже достигнутое и поднимает ученика на более высокий уровень развития. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов К.Д.Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями." Соблюдая этот принцип, я при проведении внеклассных мероприятий
постепенно усложняю вид деятельности, чтобы внеклассные занятия, оставаясь доступными для учащихся, постоянно вели их вперед в развитии соответствующих умений и навыков практической деятельности.
Проводя внеклассную работу с учащимися, я научила их самостоятельно готовить и проводить различные праздники, викторины и различные интеллектуальные марафоны.
Мои бывшие ученики проводят с моими ребятами нового набора интересные внеклассные мероприятия. В начале 2008-2009 учебного года девятиклассники провели утренник
" Посвящение в первоклассники". Они сами придумали и напечатали свидетельство первоклассника, которое получил каждый первоклассник в торжественной обстановке.
Ежегодно в День учителя в нашей школе проходит День самоуправления, когда уроки проводят старшеклассники. В моем классе уроки в этот день всегда ведут мои бывшие ученики. Они ведут шефство над моими малышами с 5 класса, сейчас они в 10 классе.
Наша школа расположена недалеко от Усадьбы Деда Мороза. В прошлом учебном году я со своими первоклассниками День Знаний провела в Усадьбе Деда Мороза. Мы посетили почту Деда Мороза, где детям подарили красочную книгу с произведениями К.И.Чуковского. Побывали в тереме Деда Мороза. Дед Мороз и Снегурочка поздравили первоклассников с началом учебного года, с их новым этапом жизни. Дед Мороз зачитал детям Наказ.
На новогоднем празднике Дедом Морозом и Снегурочкой были мои бывшие ученики.
Второклассники сами придумали конкурсы, костюмы. На наших праздниках всегда присутствуют родители, которые принимают активное участие в различных конкурсах.
Большое внимание уделяем патриотическому воспитанию. В школе созданы два музея: Музей Боевой Славы 3-го ИАК(истребительский авиационный корпус), Музей Чернобыля. Экскурсии в этих музеях проводят десятиклассники.
Очень интересно старшеклассники провели праздник " День Воды". Сначала выступили малыши, они рассказали о свойствах и значении воды, а затем старшеклассники показали химические опыты. Подготовить и провести эти опыты помогла учитель химии Федотова Е.А.
1 опыт: Химическая хирургия.
На время ведущие стали знахарями, умеющими использовать "живую" и "мертвую" воду. Демонстрацию "медицинского чуда" провели на одном из ведущих.
Сначала смочили ватку "спиртом"(на самом деле это был раствор тиоцианата аммония).Потом продезинфицировали скальпель, не жалея "йода". В роли йода выступал раствор хлорида железа. Вместо настоящего скальпеля использовали деревянную палочку.
Сделали "надрез".Провели "скальпелем" по участку кожи, обработанному "спиртом", и потекла " кровь" А теперь надо "заживить рану". Взяли раствор фторида натрия(он играет роль "живой воды") и смазали "рану". "Кровь" исчезла , а под ней - здоровая кожа.
2 опыт: Рука- волшебница и платок- хамелеон.
Один из ведущих растворил в стакане воды две чайные ложки гексагидрата хлорида кобальта, намочил полученным розовым раствором белый хлопчатобумажный носовой платок и высушил его слабо нагретым утюгом. Платок стал голубым. Ведущий показал зрителям этот платок, а потом скомкал его. сжал в руке и несколько раз сильно подул на него. Платок увлажнился и стал бледно -розовым.
3 опыт: Раствор-хамелеон.
В коническую колбу на одну четвертую ее объема налили темно-фиолетовый раствор перманганата калия. Затем добавили в колбу концентрированный водный раствор гидроксида калия в таком же объеме, и вращением колбы смешали растворы. После этого прилили концентрированный водный раствор сульфита калия в объеме. равном объему раствора КОН. Жидкость после перемешивания стала изумрудно-зеленой. Потом быстро, сразу после появления окраски, добавили в колбу хлорную воду. Раствор в колбе снова стал фиолетовым.
Были проведены еще такие опыты: "Три чуда: молоко, творог и газировка", "Вода - поджигательница", "Малиновый фонтан".
Преемственность во внеклассной работе способствует развитию интереса к учебе, самостоятельности, творческих способностей учащихся, помогает в выборе профессии.