В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое. Я тоже стала осваивать проектный метод, что позволило создать в группе условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. В деятельности нашего ДОУ одной из важных задач в работе коллектива является духовно-нравственное воспитание детей. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод-наиболее целесообразная форма для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, во-вторых: позволяет объединить детей. Родителей и воспитателей. Хочу представить материал проведения проекта “Русский валенок”.
Наименование проекта: “Русский валенок”.
Вид проекта: творческий, межгрупповой.
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации: две недели.
Цель проекта: Совершенствуя эффективность форм, методов и средств в духовно-нравственном воспитании детей скоординировать сотрудничество педагогов, специалистов, родителей через развивающие технологии, программы по обеспечению комплексного воспитания и развития ребенка, приобщения его к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи урока:
- Активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций.
- Активизировать мотивацию родителей, дети которых посещают детский сад, в поддержке детского сада в этом направлении через педагогическое просвещение и сотрудничество, формирование семейных и национальных традиций на различных этапах жизни ребенка (семья, детский сад-школа).
- Обеспечить преемственность: семья-детский сад.
- Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
- Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
Гипотеза проекта:
- Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
- Помочь ребенку накопить необходимые знания;
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на духовно-нравственное развитие ребенка;
То: Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей
1 этап – подготовительный:
- Актуализация темы изучения истории возникновения валенка через изучение родителями, заинтересовать идеей детей
- Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми
- Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)
II этап – реализация:
В течение двух недель родители с детьми изучают выбранный объект через:
- Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
- Рассказы родителей, родственников;
- Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
В педагогическом процессе используются следующие методы, используя собранный материал:
- Беседа, рассматривание разных видов валенок;
- Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- Разучивание песен, стихов;
- Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
- Дидактические, подвижные игры;
- Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”
III этап – подведение итогов:
- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
- Подготовка выставки творческих работ родителей и детей “Русские валенки”;
- Проведение праздника русского валенка;
- Сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях
- Оформление альбома “Русский валенок”
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившееся ситуации школьного обучения.
Цели урока:
1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа
- умение петь народные песни, играть в народные игры
- умение использовать знакомые движения в хороводе
- знание традиций изготовления, использования обуви русского народа – валенок
2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
3.Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека.
4. Вовлекать родителей в процесс воспитания детей в духе народных традиций, активно участвовать в посиделках.
Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал.
1-й скоморох
Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
Да себя веселить.
2-й скоморох
А мы пришли вас позабавить,
С праздничком поздравить.
Людей посмотреть
Да себя показать.
Дети садятся.
Ведущий
На пиру большом и малом,
На веселье небывалом –
Мы вам скажем без утайки –
Не прожить нам без хозяйки.
Дети
Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так вышло, что сейчас
У нее мы все в гостях.
Принимай, хозяйка, нас.
Начинаем в добрый час!
Тук-тук (2 раза)
В ворота слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек –
Девчонок и мальчишек!
Под музыку выходят Хозяйка с дочерью.
Хозяйка
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
Дочь Маша
Здравствуйте, дорогие гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей
Все (вместе)
К нам на праздник –
Поплясать, свою удаль показать.
Хоровод
Хозяйка. Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! Валенки и сейчас очень нужная и необходимая обувь. Её надевают взрослые и дети в сильные морозы. А вот эти валенки (валенки, стоящие у центральной стены) стали визитной карточкой нашей сборной. Наши российские студенты-спортсмены выходили в них на открытие и закрытие универсиады в Китае в 2009 году.
1-й ребенок
Заиграй-ка ты, гармонь,
Заиграй-ка звончато.
2-й ребенок
Что вы, девицы, сидите,
Танцевать вы не хотите?
3-й ребенок
Засиделись, чай, с утра
Поплясать всем нам пора!
4-й ребенок (девочка)
Ой ты, миленький ты мой,
Выходи скорее.
Поплясать, переплясать я тебя сумею!
Хоровод. Танец с валенками.
Хозяйка. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.
1-й ребенок
Всем нам отдохнуть пора,
А вот отдыху – игра.
2-й ребенок
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
Проводится игра “Бой валенками”.
Дочь Маша
Вижу я, издалека
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
Дети водят хоровод с инсценированием “Как на тоненький ледок”.
4-й ребенок (девочка)
Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ванюша
Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!
4-й ребенок (девочка)
(Маше)
А Ванюша наш – герой,
Только валенки с дырой!
Дочь Маша. Так пойдемте к моему дедушке, он быстро валенки подошьет. Он на все руки мастер!
Под музыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, “змейкой”.
Далее выполняют ритмическое упражнение в соответствии с текстом.
Белым снегом замело, (Ходят, отводя руками воображаемый снег.)
Все дороги на село.
Все дороги, все пути –
Ни проехать, ни пройти! (Удивляются.)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (Ходят с высоким поднятием ног.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Снег, снег, белый снег –
Засыпает он нас всех. (Водят хоровод.)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег – (Имитируется езда “На саночках”.)
Мчимся мы быстрее всех.
А вот и дедушка, Дедушка Всеведушка!
На скамейке сидит Дед Всевед – под русскую народную музыку подшивает ( имитирует движения старый валенок.
Дед Всевед. Деточки мои дорогие, рад вас видеть! Проходите, мою избу посмотрите!
Дети рассаживаются на скамейки.
Все уселись? Сегодня у нас веселье – праздника продолженье!
Дочь Маша. Дедушка, выручи, подшей валеночки!
Дед Всевед. Что ж, это можно. (Рассказывает и показывает последовательность ремонта валенок.)
А вы, ребята, чтобы веселее мне работалось, частушки бы спели, порадовали старика!
Дети.
И частушки есть веселье,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовили для вас!
Эй, ребята да девчушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Дети исполняют частушки (в валенках).
Все.
Начинаем петь частушку,
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Девочки.
Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдет!
Пойдем, попляшем
И себя покажем!
Мальчики
Наши девки меленьки –
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят –
Всех в округе удивят.
Девочка
Охоньки да аханьки –
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Мальчик
А мы валенки наденем
Выпьем простокваши,
Вся душа истосковалась
По подружкам нашим!
Все.
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика!
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика!
Хозяйка: Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, То почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать. Вот он и придумал. Кто знает что?
Родитель: Испокон веков валенки в российских деревнях использовались в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что – штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полотях
2 родитель: В отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус30 градусов, валенки использовали иногда в качестве…почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона
Хозяйка: А вы дети, для чего бы могли использовать валенки: ( паровозики мастерить, клетки для птиц, корзины для мусора , костюмы из войлока сделать, копилку для монеток сделать
Дед Всевед. Ну вот, принимайте работу – новые валенки, на вырост!
Проводятся игры для родителей: “Пробеги по сугробам в валенках”, “Прыжки в валенках на скакалке”.
Дуняша. Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?
Дед Всевед.
А я, Дед Всевед, долго живал, много видал,
Все на свете знаю, к себе в решето собираю.
Вы бы мне про валенки что-нибудь рассказали, а я бы к себе эти рассказы в решето положил. У меня там много чего – и загадки, и пословицы, и потешки!
1-й ребенок
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножке –
Бегать по дорожке,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2-й ребенок
Без шубы и валенок –
Зима без конца.
Дед Всевед. Молодцы, ребята! А я вам теперь загадки загадаю:
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой, утром – в садик, вечером – домой! (Валенки).Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки).
Да, отгадка одна – это валенки. А как же их делают?
Дети (рассказывают). Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овечек состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок – и катают – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, серые, белые. А производят только в России, и традиция этого промысла передается из поколения в поколение.
Дуняша. Так что валенки не просто натуральная обувь, она еще и полезная. Смотри, дедушка, какие модели сделали наши дети со своими родителями.
Дед Всевед. А теперь несколько вопросов родителям.
– Есть ли музей валенок?
Родитель:Есть два музея русских валенок: один в Москве, а другой в городе Мышкине Ярославской области
2 родитель: В Московском музее можно увидеть как художественные валенки в форме самовара, чайника, паровоза и даже самолета, так и исторические: офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, которые носили военные и милиционеры в 20-30 годы 20 столетия. А также валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж.
3 родитель: Нельзя обойти вниманием белоснежные свадебные валенки. Оказывается , помимо домотканых половичков и скатерти, которые девушки вязали долгими вечерами, с малолетства готовясь к замужеству, в приданное невесты входила и пара новеньких валенок ручной работы. Так что поговорка “Два сапога – пара” взялась не с потолка.
4 родитель: А в Мышкинском музее под гордым названием “Русский валенок” есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами!
Под музыку демонстрируются модели художественно оформленных валенок.
А теперь давайте посмотрим выставку детских рисунков “Русский валенок”.
Под музыку идет просмотр выставки.
Все рассаживаются. Возле дерева сидит Марфуша
Дед Всевед: Что это за девица здесь сидит? (Марфуша ничего не отвечает)
(Обходит дерево с другой стороны). Тепло ли тебе, красна девица, тепло ли тебе милая? ( Марфуша недовольна посмотрела.)
Как зовут тебя тебя. Красна девица. Зачем ты к нам на праздник пришла?
Марфуша: За подарками
Дед Всевед: Прежде чем подарки получить, нужно быть работящей, умной , доброй. Вот это мы сейчас проверим.
А если я все сделаю подарки дашь?
Дед Всевед: Ну мы еще посмотрим! Валеночки подшей.
Марфуша берет иголку, валенок, укалывает палец.
Марфуша: Маманя!
Дед Всевед: Ну ладно. Тогда проверим твои знания. В старину в крещение девушки бросали валенок за порог. Для чего была такая забава?
Марфуша: А знаю! Валенки лишние были, не нужные!
Дед Всевед: Опять не справилась с заданием!
Я тоже знаю одну забаву! В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог – куда его носок укажет, оттуда жди сватов. Надо было только сказать слова: “Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к милёночку во двор!”
Проводится игра “Гадание” – Дуняша комментирует действия.
Дед Всевед: А теперь посмотрим какая ты добрая. (дат конфету, Марфуша ест.)
Как ты разве с детьми не поделишься
Марфуша: Ты кому конфету дал? Мне? Вот я и ем. Дай им и они будут есть
Дед Всевед: Эх, Марфуша, не справилась ты ни с одним заданием!.
Марфуша: (Плачет). Как же я без подарков. Я же замерзла, я же есть хочу!.
Хозяйка: Наши дети добрые они не оставят тебя в беде. Мы дарим тебе валенки, чтобы ноги твои не мерзли и приглашаем всех гостей и тебя на чай. Приглашаем к самоварчику, выпить чаю по стаканчику!
Литература:
1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.