Звуки и буквы русского алфавита. Обобщающий урок

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обучающие: повторить все изученные буквы и звуки алфавита, проверить умение учащихся делить буквы на группы по определённым признакам, определять количество слогов, букв и звуков в словах;
  • развивающие: развивать кругозор и устную речь учащихся;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к чтению.

Оборудование:

  • Плакаты "Город слов", "Город Читайск", "Страна Словария",
  • Таблица "Город Букв"
  • Меловой рисунок с изображением реки, рисунки плота, лодки, корабля;
  • Кроссворд о зиме, сказочный герой - почтальон Печкин (ученик-старшеклассник)

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какому уроку приготовились?

- Чему мы учимся на уроках чтения?

II. Постановка целей урока. Вступительная беседа.

Сегодня наш урок будет необычным: мы отправимся в путешествие по большой и интересной стране Словарии. Итак, все готовы? А на чём же мы с вами будем путешествовать? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывёт,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет
Что такое : (самолёт)

Ручки в стороны развели представьте, что летим мы над широкими полями, высокими горами, дремучими лесами. :А впереди - город. Давайте приземлимся и прочтём, как называется этот город.

III. Повторение пройденного материала.

ГОРОД БУКВ Приложение 1.

- Что-то тут не так, ребята.

(улицы пусты, букв нет)

- Давайте заселим этот город.

1. Район гласных:

- Какие буквы называются гласными?

- Какие гласные заселим на 1,2 улицу?

- Сколько всего гласных букв? (найдите особенные, хитрые)

2. Район согласных:

- Какие буквы называются согласными?

б) Заселим улицу самых звучных - (непарные звонкие).

в) - А здесь буквы стоят не отдельно, а парами. Как они называются?

(парные звонкие и глухие)

г) - Какие домики остались пустыми? (непарные глухие)

- Все согласные заселили. Сколько их?

Д) - И остался у нас тупик беззвучных букв.

- Почему его так назвали? Какие буквы здесь будут жить?

Вот мы с вами и заселили город Букв.

- А сколько всего букв в этом городе? Как по - другому их можно назвать?

(Алфавит. Дети рассказывают алфавит.)

- Молодцы!!! Что ж, продолжим наше путешествие. Но посмотрите, какая широкая река у нас на пути. Попробуем перебраться через неё, а для этого составьте из букв слова.

1 2 3
птло лкода баколрь
(плот) (лодка) (корабль)
- Сколько слогов? - Проверьте парную - Сколько букв,
Почему? согласную. Звуков. Почему?

- Вот и переплыли мы реку. На каких видах водного транспорта плавали?

Физкультминутка "Паровозик"

Вот наш поезд едет,
Колёса в нём стучат,
А в этом, этом поезде ребятки сидят.
Пыхтит паровоз: далеко, далеко
В новый город, новый город ребят он повёз.
- Стоп! Остановка! Кто хочет гулять?
- Скорей выходите.
- У -у - у - загудел паровоз и вагончики повёз.
- Чу - чу - чу, чу - чу - чу - далеко я укачу! (бегут на места)

- Прочитайте, как называется новый город.

ГОРОД СЛОВ

- Зайдём в волшебный магазин. Вы должны в нём что - нибудь купить. Для этого слоги верхней строки соедините со слогами нижней строчки и прочитайте слово.

1.

КУБИ МАТРЁШ ША КУРИ КУК ПЯ ЗАЙ
РЫ ЛА ЧИКИ ЦА КА ТЁРКА КИ

(Дети получают карточки с рисунками) Приложение 2.

2.

- Ребята, посмотрите, здесь висит картина. Но что-то в ней не так. На ней даны только слова (Слова: горка, дети, деревья, кусты, снег, снежинки, зима, лыжня, снеговик, каток, санки, весело)

- А давайте мы её сами нарисуем. Прочтите слова и представьте, что на ней могло быть нарисовано? Приложение 3.

3.

- А это что такое в нашем волшебном магазинчике? Какой-то конверт.

От кого? - От Вьюги!

- Что же она пишет? (читаю письмо от вьюги)

- Что попробуем угадать эти слова?

Зима, зимушка, зимний, перезимовать, зимы.

- Как называются эти слова? Почему? Докажите. Найдите корень.

- Найдите лишнее слово. Почему?

- Вот и справились с задание злой Вьюги.

Стук в дверь.

(входит почтальон Печкин)

- Не вы ли ребята из 1 "Б" класса? Вы меня все узнали? Кто я? Я принёс от дяди Фёдора необычную заметку - кроссворд. Если вы его разгадаете, то узнаете, на каком виде транспорта продолжите своё путешествие.

КРОССВОРД Приложение 4.

1.

Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

2.

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы : (санки)

3.

Красавица какая,
Стоит светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (ёлка)

4.

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)

5.

Очень холодно зимой
И замёрзла лужа
Просто на дворе у нас
Закружила : (стужа)

6.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)

- А теперь под цифрой 7 прочитайте. На чём мы полетим дальше? (ракета)

Физкультминутка "Ракета"

Встали!____________________________________ровно стоят.

Приготовились!_____________________________ноги на ширине плеч.

На старт!___________________________________сложить руки над головой.

Внимание!_________________________________ присесть немного.

Марш!____________________________________подпрыгнули и хлопнули в ладоши.

- Посмотрите, а приземлились мы уже в новом городе. Прочтите как он называется?

ГОРОД ЧИТАЙСК

- А нас здесь ждали. Посмотрите, какой интересный стишок приготовили.

Енот и ёж.

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?

- Попробуйте рассказать наизусть (дети рассказывают).

- И ещё одно задание осталось у нас в этом городе. Будем его выполнять по учебнику.

IV. Работа с учебником.

Откройте "Букварь" Д.Б.Эльконина на стр. 239, найдите рассказ, который находится внизу страницы. Прочитайте название. Как вы понимаете: "муравьи - санитары леса" (ответы детей).

Чтение рассказа.

- Правильно ли вы ответили на мой вопрос? Почему муравьёв называют санитарами леса?

- Как вы будете вести, увидев муравейник?

Чтение по лицам.

(Дополнительно. Чтение следующего рассказа).

- О ком этот рассказ? Давайте прочитаем его и узнаем, каким здесь муравьишка перед нами предстаёт? (трудолюбивым)

- Как можно озаглавить рассказ? Что же мы узнали о муравьях из этих рассказов?

V. Подведение итогов урока.

- Вот и в этом городе мы выполнили все задания. А не пора ли нам возвращаться? Сели на свои самолётики и :: полетели.

Вот мы и дома. Путешествие наше закончилось. По какой стране мы путешествовали, что повторили за время пребывания в ней?

- Понравилось вам путешествие? Что больше всего запомнилось?

СПАСИБО ЗА УРОК!