Существует много программ профориентационной работы учащихся с применением разных форм работы. В основном эти программы предполагают работу с небольшими группами учащихся. Я работаю с целым классом (25 человек) и более интересной считаю программу "Твоя профессиональная карьера", предложенную авторским коллективом под руководством С.Н. Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии).
Активизирующие методики направлены на формирование профессионального самоопределения подростка, мотивации к рассмотрению своих проблем, и к реализации своих профессиональных перспектив. Но важно знать и правильно планировать когда, в каком классе можно использовать активизирующие методики. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы как лекция может оказаться более активизирующей, чем неумело подготовленный диспут по теме. Не секрет, что во многих школах предмет "ТПК" ведут люди, не имеющие специальной подготовки, поэтому очень осторожно необходимо использовать различные психологические тренинги на уроках.
Краткий обзор некоторых активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения используемых мною на уроках "ТПК".
Игровые профориентационные упражнения.
1. Первый урок: "Введение в курс ТПК". Цель урока - познакомить учащихся с целями и задачами предмета, познакомиться друг с другом и сформировать у каждого установку на творческую и осознанную работу. В начале урока учитель знакомит учащихся с задачами курса и для знакомства с учениками предлагает провести "необычное знакомство". В тетрадях каждый отвечает на следующие вопросы. Условие: каждый работает самостоятельно, и не заглядывает в чужую тетрадь. Вопросы: Ваш знак зодиака?
Ваше любимое время года?
Ваше любимое животное?
Какое качество вам в себе нравится?
Какое у вас увлечение?
Определились ли в том, куда пойдете учиться? Работы собираются и зачитываются, а учащиеся отгадывают, кому принадлежит тетрадь.
"Благодарю вас за знакомство". Учащиеся ориентируются на творческую работу. Уже на первом занятие прививаются навыки рефлексии. Такие занятия проводятся на эмоциональной волне, поэтому методику необходимо проводить во второй половине урока. Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях, учитель узнает о количестве "определившихся".
Второй урок: "Внутренний мир человека и система представлений о себе".
Методика "Кто Я?". Учащимся предлагается ответить на вопрос "Кто Я?", разными прилагательными. Учителю можно просто пройти по классу и посмотреть, как учащиеся выполняют задание. Не нужно зачитывать вслух, но можно предложить ребятам самим озвучить ответ на вопрос. Смелых, как правило, находиться не много. Для многих поставленный вопрос сложен.
2. Профориентационная игра.
Тема "Многообразие мира профессий". Урок начинаем с игры "Остров". Класс попадает на необитаемый остров и необходимо построить город. Необходимо написать, кем вы видите себя на этом острове и своего соседа по парте. Каждый называет свою профессию, а ведущий пишет на доске. Учитель говорит о том, как много профессий знают учащиеся, но на самом деле их существует гораздо больше, они со временем исчезают и появляются новые.
3. Профориентационные опросники. "Дифференциально-диагностический опросник", "Коммуникативно-организаторские способности", "Творческий потенциал", "Каков ваш характер", "Коммуникабельны ли вы" и т.д. Советую учителям не планировать на каждом занятие, так учащимся надоедает.
4.Самостоятельная работа. Задания: 1.Составление профессиональных планов. 2. На уроке "Правила выбора профессии" прослушав учителя, ребятам можно дать задание: составить ошибки при выборе профессий . 3.Только в существительных написать один день представителя любой профессии.
5. "Пять шагов". Написать пять шагов к карьерному росту.
6. Тема "Профессия и время". Задание: проверить профессию на перспективность. Написать 5-7 профессий и выразить в баллах от 1до 10 степень значимости профессии в прошлом, настоящем и будущем.
Профессия | прошлое | настоящее | будущее | итог |
1учитель | 5 | 10 | 9 | 24 |
2 продавец | 5 | 10 | 8 | 23 |
3врач | 10 | 10 | 10 | 30 |
И т.д. |
Вывод учащиеся анализируют значимость профессии.
7. Для проверки знаний учащихся использую кроссворды и разные интересные задания, составляю тестовые задания. Например: найти соответствия.
Термины | Определения |
1. Средства труда | А.Представление о желаемом будущем |
2. Цели труда | Б. Орудия с помощью которых человек воздействует на предмет труда |
3. Результат труда | В.Объем и состав трудовых функций работника по созданию продукта труда |
4. Содержание труда | Г. Материальные и духовные ценности |
Ответ: 1Б, 2А, 4В, 3Г.
7. Словослов "Личность". В этой сетке найдите 6 слов по теме "Профориентация". Переходить от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали, делать ход назад, в только что покинутую клетку.
В | У | Ч | И | О | Б |
У | З | В | Л | Р | А |
Я | Л | О | И | П | М |
М | А | Р | Щ | Е | А |
У | З | Р | Е | Т | С |
Ответ: ВУЗ, Училище, Проба, Мастер, Разум, Воля.
8. Головоломка. Задание: Слева - согласные буквы слов, справа - гласные. Необходимо к согласным подобрать гласные, чтобы получить понятия.
Согласные | Гласные |
1 Н Т Р С | А. А Е А |
2 П Р Ф С С | Б. О О |
3 Г Н Л Ь Н С Т Ь | В. И Е Е |
4 К Р Ь Р | Г. А А |
5 С П С Б Н С Т Ь | Д. О Е И Я |
6 Т Л Н Т | Е. А А И |
7 З Д Т К | Ж . О О О |
8 С К Л Н Н С Т Ь | З. Е И А О |
Ответ: 1В - интерес, 2Д - профессия, 3 З- Гениальность, 4 А - карьера, 5 Ж - способность, 6 Г- талант, 7 Е - задатки, 8 Б - склонность.
Задания на дом.
- Домашние задания творческой направленности. Например:
- Составить словарь профессий. Сочинение "Моя будущая профессия".
- Составить древо "Профессии в моей семье".
- Написать пословицы о труде.
- Составление профессиограмм.
- Взять интервью у знакомых о выборе ими профессии (составить вопросы и написать ответы).