Цель мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся, полученных при изучении курса "История Средних веков".
1 ведущий: В первом полугодии вы изучали историю Средних веков. Множество знаменательных событий и явлений произошло в этот исторический период. Но образ средневекового рыцарства один из самых ярких в изучаемой эпохе.
2 ведущий: Сегодня мы проводим командную игру "Рыцарский турнир", в которой ученики 6 А, Б, М и Ф классов продемонстрируют свои знания эпохи средневековья.
1 ведущий: в игре будет проведено шесть конкурсов. Дополнительно подготовлены вопросы болельщикам, которые, дав правильные ответы, могут принести своей команде дополнительные баллы. Итак, мы начинаем:
2 ведущий: 1 конкурс "Приветствие команд". Участники должны представить свою команду. Жюри учитывает наличие костюмов, девиза, эмблемы. Максимальное количество баллов - 3.
1 команда - "Госпитальеры", 2 - "Тамплиеры", 3 - "Тевтонцы", 4 - "Меченосцы".
1 ведущий: 2 конкурс "Домашнее задание". Каждая команда демонстрирует сценку из жизни рыцарей. Команда "Госпитальеры" изображает рыцарский турнир, "Тамплиеры" - обряд посвящения (инициации) в рыцари, "Тевтонцы" - обряд разжалования рыцаря, "Меченосцы" - воспевание образа Прекрасной Дамы. Максимальное количество баллов - 5.
2 ведущий: Следующий конкурс "Пир у феодала". Представьте, что вы в Западной Европе XI века. Вас пригласили в замок на пир. Вам необходимо из этого перечня яств выбрать те, которые были на столах феодалов (участникам раздаются листы с перечнем). Задание выполняется в течение минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл, максимальное количество - 9 баллов.
Перечень яств: оленина, зайчатина, конина, свинина, говядина, куропатка, сыр, мучные лепешки, дыни, апельсины, яблоки, помидоры, картофель, пиво, сидр (яблочное вино).
Ответ: оленина, зайчатина, свинина, куропатка, сыр, мучные лепешки, яблоки, пиво, сидр (яблочное вино).
1 ведущий: 4 "Конкурс магистров ордена". Каждый "магистр" берет карточку с № и получает соответствующее задание. За правильный ответ - 3 балла.
Задания "магистрам".
№1. Что могли символизировать красный, пурпурный, черный и золотой цвета на гербах рыцарей?
Ответ: красный - мужество, страсть; пурпурный - власть; черный - печаль, скромность; золотой - богатство, знатность, сила.
№2. Что могли означать изображения льва, кошки, петуха и павлина на щитах?
Ответ: лев - отвага, сила, гнев; кошка - независимость; петух - воинственность; павлин - хвастовство.
№3.
"Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели". [1]
Вопрос: какими качествами должен был обладать рыцарь и как назывались особые правила поведения рыцаря?
Ответ: храбрость, справедливость, бескорыстие, защита христианской церкви, защита чести дамы, защита слабых и обиженных. Правила - "кодекс рыцарской чести".
№4. Что составляло снаряжение рыцаря?
Ответ: меч, копье, боевой топор, палица, щит.
2 ведущий: Очередное состязание участников "Конкурс учености". Команды разгадывают кроссворд. Время проведения - 3 минуты. За один правильный ответ - 1 балл.
По горизонтали:
1. Организация монахов или рыцарей.
2. Металлическая пластинка с прорезями для глаз.
3. Законы рыцарской чести.
4. Рубаха, сплетенная из колец.
По вертикали:
5. Жилище феодала и его крепость.
6. Специальный глашатай.
7. Главная башня замка.
8. Тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом.
9. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
10. Доспехи из стальных пластин.
Ответы: орден, забрало, кодекс, кольчуга, замок, донжон, палица, турнир, латы.
Пока участники соревнуются в знании терминов и понятий, проведем игру с болельщиками. Вопросы болельщикам:
Как вы думаете, почему церковь запрещала рыцарские турниры?
Ответ: не редки были случаи гибели участников турниров.
Что означает выражение "Не на щите, а со щитом"?
Ответ: рыцарь одержал победу в бою, так как на щите приносили побежденных.
Как зрители турнира узнавали сражающихся?
Ответ: по их гербам на щитах.
1 ведущий: последний конкурс "Конкурс презентаций". Каждая команда поочередно демонстрирует презентацию по своему рыцарскому ордену и задает вопросы соперникам. Жюри оценивает саму презентацию, максимально - 5 баллов и суммирует правильные ответы на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.
Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет результаты. Затем проводится награждение команд.
Литература:
- Эпическая поэма "Кудруна" Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: Методич. пособие: в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- Ч.1. - с.280