Родители как социальные партнеры школы при обучении младших школьников

Разделы: Иностранные языки, Работа с родителями


Главная задача при обучении иностранным языкам в начальной школе - сделать возможными для детей межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для них языке на самом элементарном уровне. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.

В связи с концепцией модернизации образования и основными направлениями ФЦПРО, которые нацеливают общество на сотрудничество со школой и другими учебными учреждениями, все чаще возникает необходимость привлечения родительской общественности для совместной деятельности.

Наиболее востребована помощь родителей на ранней ступени обучения, когда у школьников начинается адаптационный период и формируется интерес к чему-то новому.

Как помочь ребенку на начальном этапе обучения иностранному языку? Как привить ему любовь к предмету, который для него абсолютно новый? Как объяснить ему слова, значения которых он не знает даже на родном языке?

В связи с этим, и у учителя и у родителей возникает много проблем, решить которые можно, действуя сообща. Между учителем и родителями должно быть взаимопонимание и взаимопомощь, только в этом случае ребенку будет оказана существенная помощь, и он будет чувствовать себя комфортно, как на уроках иностранного языка, так и дома, при подготовке к занятиям.

Родители, как социальные партнеры школы, могут принимать активное участие в образовательном процессе, а не быть пассивными наблюдателями.

Первым этапом такого сотрудничества является организационное родительское собрание, на котором вырабатывается совместная программа сотрудничества.

Изучив содержание курса и требования к урокам иностранного языка, родители обсуждают возможность своего непосредственного участия в процессе обучения.

Наиболее интересными и яркими совместными событиями являются внеклассные мероприятия на иностранном языке: "Карнавал Hallowe`en", праздник Рождества и Пасхальный фестиваль. Родители также являются членами жюри и экспертами на конкурсах тематических рисунков и поделок.

Родители оказывают детям помощь при подготовке творческих заданий: изготовление поделок, бумажные куклы, карточки, рисунки. Дети всегда с удовольствием отмечают, что им помогали родители. Еще одним особым методическим инструментом, который разрабатывается и внедряется в начальную школу, является "языковой портфель". Младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых- только так развивается их самооценка: "языковой портфель" предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов.

Для выполнения заданий ребенку требуется помощь взрослых. Так, например, дети пишут о том, на каких языках говорят их родители, бабушка с дедушкой, а также о том, на каком языке они говорят в семье и школе.

"Языковой портфель" требует определенной совместной работы ученика и учителя, важная роль в этой работе отводится и родителям. Родители вместе с детьми заполняют страницы разделов "языкового портфеля" и подбирают материал для "копилки" ученика.

Самым большим достижением нашей совместной работы является положительный результат в обучении. Родителям предоставляется возможность не только увидеть, как ребенок овладевает иностранным языком, но и самим активно поучаствовать в этом процессе.

Предлагаем родителям, которые заинтересовались этой статьей, бонус - возможность освоить и организовать несколько игр с карточками, позволяющих стимулировать мотивацию, развивать память детей, облегчить усвоение новой лексики, или повторение уже освоенной. При минимальных затратах сил на подготовку, вы научите ребенка развлекаться с пользой и сами весело проведете время общаясь, или займете детей на празднике.

Карточки для игр бывают различными.

1. На одной стороне - английское слово, на обороте - перевод на русский.

2. На одной стороне - английское слово, на другой - изображение предмета.

Второй тип предпочтительнее.

Желательно изготовить тематические наборы карточек.

"Загадай-ка"

Ведущий загадывает слово из набора карточек, второй участник называет слово по-английски, глядя на сторону с картинкой или переводом, перекладывая одну за другой. Меняются ролями, победил тот, кто быстрее отгадал.

"Семейки"

Необходимо несколько тематических наборов маленьких карточек и большие карты, как в игре "Лото". На больших картах - тематические подборки слов по-русски или в картинках. Каждому игроку - свою тему или несколько. Ведущий перемешивает маленькие карточки и предъявляет игрокам их "русской" или "английской" стороной. Назвавший слово правильно - получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет полностью хотя бы одну тематическую карту.

"Подарилки"

Ведущий имеет список слов, которые у детей на карточках. Карточки со словами раздают детям поровну. Ведущий, глядя в список, просит дать ему карточку с названным словом: "Give me a car, please!". Выигрывает тот, кто первым все подарил.

Родители проводят с детьми, общаясь, катастрофически мало времени, у вас теперь есть еще одна возможность. Желаем успехов!