Виды тропов и стилистических фигур. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.

Ход урока

Организация начала урока.

Лингвистическая разминка:

Работа с текстом. Спишите текст, вставите пропущенные знаки препинания.

Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)

Вопросы к классу:

- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?

(Литота и гипербола.)

- Что такое литота?

(Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

- Что такое гипербола?

(Гипербола - троп , содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

Работа по теме урока.

Перед учащимися примеры из текстов. Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов.

Например:

А) Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын).

Б) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А.Пушкин)

В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева)

Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей. (С. Есенин)

Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М.Лермонтов)

По словарю учащиеся определяют:

А) Парцелляция

Б) Риторическое обращение

В) Анафора

Г) Инверсия

Д) Антитеза

Вопрос к классу:

- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?

(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это синтаксические построения.)

Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.

Подведение итогов учителем.

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Проверочный тест.

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
  2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
  3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
  5. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

  6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
  7. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)

  8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
  9. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)

  10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)

Ключи к тесту:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.

Домашнее задание.