Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.
Ход урока
Организация начала урока.
Лингвистическая разминка:
Работа с текстом. Спишите текст, вставите пропущенные знаки препинания.
Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
Вопросы к классу:
- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?
(Литота и гипербола.)
- Что такое литота?
(Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)
- Что такое гипербола?
(Гипербола - троп , содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)
Работа по теме урока.
Перед учащимися примеры из текстов. Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов.
Например:
А) Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын).
Б) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А.Пушкин)
В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева)
Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей. (С. Есенин)
Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М.Лермонтов)
По словарю учащиеся определяют:
А) Парцелляция
Б) Риторическое обращение
В) Анафора
Г) Инверсия
Д) Антитеза
Вопрос к классу:
- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?
(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это синтаксические построения.)
Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.
Подведение итогов учителем.
Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
- Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
- Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
- Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)- Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)- Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)- И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
Домашнее задание.