Тип урока: комбинированный, с элементами здоровьесберегающих технологий
Цели:
- систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
- обобщить знания учащихся об основных правилах личной гигиены;
- познакомить учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма;
- формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- формировать устойчивый навык личной гигиены;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: на плакате девиз урока «Я здоровье берегу, Сам себе я помогу»; 2 корзинки, карточки с изображением овощей, картинки с изображением овощей и фруктов, диск с м/ф «Мойдодыр»; листочки с кружочками; цветные карандаши; памятки.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
(Звучит музыка.)
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Прозвенел звонок, урокначинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, какхорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. Садитесь, пожалуйста.
2. АОЗ. Экологическая разминка.
- А сейчас мы вспомним, что проходили на прошлых уроках. Перед вами лежат листочки с кружочками. Приготовьте два цветных карандаша – это красный и зелёный.
- Я вам читаю предложения, если этого делать нельзя то, раскрашиваете кружок красным цветом, если вести себя надо именно так, то кружок раскрашивайте зелёным цветом.
Игра «Правила вежливости»
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени ещё вырастет.
- Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать иглавное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем не было.
- Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
- Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
- Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
- У кого кружочки расположены в таком порядке? (дети проверяют)
- Эти ребята молодцы! Вы настоящие друзья природы.
- А теперь давайте вспомним ответы на вопросы Муравьишки: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» и «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»
(Ответы учащихся.)
3. Мотивация.
- Мы продолжаем работать. Сели красиво. В классе тишина.
- Ребята, посмотрите, под каким девизом мы будем сегодня работать на уроке:« Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о здоровье)
- Правильно, потому что недаром говорят, что здоровье дороже любого богатства, и его не купишь не за какие деньги.
- Мы на уроке должны поставить 2 учебные задачи (2 проблемы). Чтобы узнать первую, вы должны отгадать загадки.
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.
(Морковь)Как надела сто рубах
Захрустела на зубах.
(Капуста)Я и вкусен, я и сочен,
И на вид красивый очень.
Всем известен с давних пор
Под названьем …
(Помидор)Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто …
(Лук)Само с кулачок,
Красный, жёлтый бочок.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь сладко.
(Яблоко)На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков …
(Горох)Жёлтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки,
Как меня ты назовёшь?
(Апельсин)
Отгадайте ребус: (Ананас)
- На какие две группы можно разделить данные картинки? (Овощи и фрукты.)
- Что относится к овощам? К фруктам?
- Ребята, а кто из вас любит, есть овощи? А фрукты?
- А почему вы любите овощи и фрукты?
- А вы часто их употребляете в пищу?
- Как вы думаете, какая у нас первая проблема? (Почему надо есть много овощей и фруктов?)
4. Работа по теме урока.
а) Игра «Фрукты – овощи».
- Ребята, вы должны собрать урожай, т.е взять карточки и наполнить корзины. В первой корзине – овощи, во второй – фрукты. (Дети по одному выходят к доске и заполняют корзинки)
Слова на карточках: огурец, чеснок, картофель, кабачки, тыква, редис, дыня, лимон, груша, яблоко, мандарин.
- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде.)Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи нет, хотя сладковатая морковь – овощ.
б) Мы собрали две корзинки. В одной овощи, в другой фрукты. Подумайте, и скажите, а почему надо есть много овощей и фруктов? (Овощи и фрукты богаты витаминами).
- Что такое витамины? Витамины – это вещества, необходимые для под держания жизни. Слово вита – означает жизнь. Недостаток в пище витаминов – это губительно для вашего молодого организма, потому что он только ещё растёт и развивается. Для этого нужно постоянно принимать в пищу овощи и фрукты. А также они могут вылечить нас от разных болезней. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.
в) Инсценировка сценки «Спор овощей»
Кто из них, из овощей,
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях?
Будет всех полезней?
Горошек, свёкла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, лук, картофель, баклажаны?
- Ребята, что же вы поняли? Кто самый вкусный и полезный?
- Подумайте, а почему? (В разных овощах содержатся разные группы витаминов, которые необходимы нашему организму.)
г) – Давайте познакомимся с братьями витаминами.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов, минеральных веществ. Большинство витаминов в организме человека не накапливаются, а поступают в организм человека с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно.
Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я. Я помогаю, предупредить инфекцию. Я содержусь в молоке, яичном желтке, в печени, а также в салате, моркови, шпинате, капусте, зелёном луке.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Я. Я содержусь во всех свежих фруктах и овощах, во всех злаках. Я должен постоянно восполняться в организме.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен всем,
И не только по утрам.
Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезнях, вам нужен Я! Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке. Богаты витамином С апельсины, кабачки, томаты, лимон.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д – сохраняет наши зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и некрепкими. Его можно найти в молоке, в рыбе, твороге. Даже, загорая на солнце, наш организм получает витамин Д.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Вывод: Для чего человеку нужны витамины?
- Прочтите, что нам говорит Мудрая черепаха (стр. 105 – учебник)
- И что советует нам Муравьишка (стр. 105 – учебник)
5. Физкультурная минутка.
а) Игра «Овощи и фрукты».
- Если я называю овощи – приседаем, если фрукты – тянемся на носочках вверх.
Груша, яблоко, картофель, огурец, помидор, редис, ананас, лук, виноград, лимон, репа, чеснок, мандарин.
б) Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили – это семь,
Тихо сели – это восемь.
6. Продолжение работы по теме.
Работа по тетрадям.
- Черепаха варит борщ, а муравей – сладкий компот.
Подскажите им, из чего приготовить эти блюда.
- Почему же нужно есть овощи и фрукты?
7. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
- А сейчас, просмотрев фрагмент мультфильма, мы поставим ещё одну проблему. (Видеозапись мультфильма « Мойдодыр»)
- Почему всё убежало от этого мальчика?
Как выдумаете, что за вторая проблема, которую мы должны решить сегодня?
(Выслушиваются ответы детей.) «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»
Неожиданно появляется Злючка – Грязючка: «Не отвечайте на этот вопрос! Чистить зубы и мыть руки совсем не нужно! Люблю ребят, которые не чистят зубы. А ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья.
Учитель: «Всё - таки, ребята, нужно чистить зубы и мыть руки или нет?»
(Ответы детей).
Хотим мы дружить со Злючкой-Грязючкой? Если нет, давайте отвечать на вопрос «Почему нужно мыть руки и чистить зубы? О чём сначала поговорим – о зубах или руках?
Давайте о том, о чём будет моя загадка:
Тридцать два весёлых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю!
(О зубах).
- Ребята, а разве кто – то из вас не чистит зубы? Давайте объясним Злючке-Грязючке, почему надо чистить зубы?
- Чтение в учебнике на стр.106 и ответы на вопросы:
Что постоянно образуется на зубах? (Налёт.)
Из чего он состоит? (Из микробов и остатков пищи.)
Что застревает между зубами? (Частички пищи.)
Поэтому, что надо делать? (Чистить зубы.)
Сколько раз в день? (Два.)
Рассказ учителя:Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. К двум годам у детей появляются 20 зубов. Эти зубы называются молочными.С возраста 6- 7 лет и до 12 происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Она предохраняет зубы от повреждений и заб0леваний. Но она со временем разрушается. Она может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры! Зубы – очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человекоткусывает и пережёвывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний. Самая распространённая болезнь зубов – это кариес. Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырки). При появлении в зубах даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.
Для профилактики кариеса нужно чистить зубы дважды в день – утром и вечером. Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока.
- Чем мы чистим зубы? (Зубной щёткой).
Она должна быть у каждого человека своей. И менять зубную щётку нужно каждые три месяца.
А как надо правильно чистить зубы? Посмотрите на стр. 106
Встала зубная щётка и думает:
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри …
- Посмотрите в учебнике на рисунок. Мы видим, как правильно чистить
зубы. Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх – вниз, снаружи и изнутри, сверху – круговыми движениями)
- А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубнойпастой.)
- А у кого из вас сейчас во рту не хватает нескольких зубов?
- А почему? (стр.107 прочитать)
Улыбнитесь по шире
И пусть все видят, что ваши зубы,
Согласно словарю эпитетов
Круглые и ровные
Острые и частые
Твёрдые, жемчужные,
Белые, клыкастые,
Мраморные, крепкие,
Самые смекастые.
- У вас на столах лежат памятки. Прочитайте их (чтение вслух учащихся).
И я думаю, вы будете соблюдать эти правила.
- Чистить зубы два раза в день – утром и вечером.
- Соблюдать правила чистки зубов.
- Не употреблять много сладкого.
- Полоскать рот.
- Употреблять овощи и фрукты.
- Посещать стоматолога два раза в год.
Отгадайте следующую загадку:
Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтобы у каждого было … (мыло)
- Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой; если вода ещё грязная, то процедуру повторить.)
- Рассмотреть рисунки на стр. 107.
- Почему мальчик заболел? (Он не мыл руки.)
- В каких случаях надо мыть руки?
(Ответы учащихся.)
Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живёт зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта вот к вам отправится в живот!
Перед едой и после посещения туалета необходимо мыть руки, т.к. микробы попадают внутрь организма и у нас начинаются желудочно-кишечные заболевания, т.е. очень сильно будет болеть живот. Необходимо строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мыть руки с мылом тёплой водой.
Чистота – залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.Кто следит за чистотой,
Тот сияет красотой.
Ты зубную щётку взял,
Зубы все почистил,
Хоть плакат с тебя рисуй,
Где, художник, кисти?
Душ принять ты не ленись!
Чистота- ведь это жизнь!
Чисто уши, шею мой
Засияешь красотой!Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть,
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
8. Рефлексия.
Я понял что, …
Я хочу быть здоровым, поэтому я …
- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Что вы всё поняли. Для чего надо есть много овощей и фруктов и для чего нужно мыть руки и чистить зубы.
- Желаю вамрасти крепкими, здоровыми и умными. Пусть будут добрыми ваши сердца.
Памятка.
- Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно тщательно вымыть их с мылом.
- Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – ещё раз, выйдя из него.
- Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.
- Вымойте руки после игр с домашними животными.
- Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.