Трагедия сильных героинь в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и пьесе У.Шекспира "Макбет". Опыт сравнительной интерпретации

Разделы: Литература


Оформление:

Эпиграф на доске:

Я не могу брать фактиком,
А беру кое - что психиею,
Анализом характером.
Н.С.Лесков

Тема на доске (закрыта)

Таблица для сравнения героинь (заполняется в процессе работы, пока закрыта)

Портреты

  • Н.С.Лескова,
  • У.Шекспира

Цель урока:Развитие умений учащихсяпроводить сравнительную интерпретацию художественных текстов (сопоставлять художественные произведения авторов разных эпох, давать индивидуальную характеристику героя на основе авторского текста, высказывать свое отношение к персонажам, составлять сравнительную характеристику героев).

Задачи: В процессе сопоставления очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова и пьесы «Макбет» У. Шекспирапомочь учащимся правильно интерпретировать текст, оценивать героинь;вовлечь в размышление над тем, что авторов восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение; подвести к осмыслению деяний героинь, понятию их трагедии и выяснению представления о духовном мире героев;воспитывать у учащихся интерес к постижению высоких нравственных качеств человека.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

К уроку литературы я просила вас, ребята,прочитать произведения двух авторов: пьесу У.Шекспира «Макбет» и очерк «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова. Поразмышляем над текстами таких далеких и таких разных авторов. Их разделяют века. Один великий английский драматург и поэт эпохи Возрождения 16-17 вв. Другой писатель широко известной суровости, «прозеванный гений для своей эпохи» (как оказалось впоследствии), второй половины 19 века.

2. Беседа с учащимися:

2.1.Как Вам представляется, почему мы объединили именно этих авторов для сегодняшнего разговора?

(Ответы учащихся:

  • у писателей много общего: реализм изображения событий;
  • масштабность осмысления явлений и передачи человеческих чувств, создающих трагическое действие;
  • многогранность психологии человека;
  • глубина изображения мира и человека;
  • стремлениекизображениюхарактеров, страстей крупным планом).

2.2. В ваших достаточно весомых аргументах повторяютсяоченьважные философские категории и психологические понятия. Не могли бы Вы их выделить?

(Человек, чувства, мир и человек, психология, характер, страсть).

2.3. Как думаете,это случайно?

(Нет, литературу всех времён и народов интересо­вал человек, его душа, поступки, отношения с другими людьми).

2.4. Верно. Шекспир прекрасно понимал, что силы зла и несправедливости царят не только в обществе, но и вторгаются ... как Выдумаете, во что?

(Душу человека.)

В личной жизни Лескова часто сталкивались ангельское божественное начало души, в которое хотелось верить, с кипучестью натуры. В 55 лет он выпишет из И.В. Гёте следующие слова:

«Душа человека похожа на воду: приходит она с неба, падает на землю и снова поднимается в небо».

2.5. Как видим, предметом исследования одного и другогоавтора стала...? (Человеческая душа.)

Итак, вместе с Вами определяя предмет психологического исследования авторов, мы приблизились к теме нашего разговора.

2.6. Можете предположить, какой она будет?

Итак, запишите тему урока (открываем доску): «Трагедиясильныхгероиньв очеркеН.С. Лескова «Леди Макбет Мценскогоуезда» и пьесе У.Шекспира «Леди Макбет».

Наша цель - сравнить двух героинь указанных авторов, выявить их сходство и различие, правильно оценить их деяния, поразмышлять над тем, что авторов и Вас восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение. Понять и попытаться доказать, что в жизни своей они перенесли трагедию.

3. Основное содержание урока.

Опыт сравнительной интерпретации.

3.1.Осмысление названия.

Учитель: Что можете сказать о названиях обоих произведений? (Их объединяет слово Макбет).
Обратите внимание на произношение этого слова: Макбет или Макбет?Как правильно?

(В названии пьесы У. Шекспира «Макбет», т.к. Макбет - лицо реальное,это шотландский король, правивший с 1040 г., который пришёл к власти, убив короля Дункана I. Погиб он в битве сыном Дункана Малькольмом. Легенды о Макбете составили сюжет трагедии Шекспира.)

А у Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» сюжет очерка основан на реальной истории, о которойавтор узнал в детстве, о купчихе Катерине Львовне Измайловой. В заглавии очерка Лесков уподобляет её леди Макбет, героине трагедии Шекспира, но не отождествляет их.

Учитель. А не показалось ли Вам несколько странным название лесковскогоочерка?

(Да, странное столкновение понятий из различных стилистическихпластов.

«Леди Макбет» - ассоциация с трагедиейШекспира.

Мценский уезд - соотношение трагедии с глухой российской провинцией. (Перекличка с заглавием рассказа И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (1849 г.).
Учитель: Для чего это делает автор?

(Автор расширяет масштабы происходящего в очерке).

Итак, в заглавии очерка Лесков уподобляет Катерину Измайлову, леди Макбет, героине трагедии Шекспира. А вот почему автор это делает и на чём основывается это употребление, попытаемся разобраться, сравнив двух героинь.

По ходу разговора будем заполнять таблицу (открываем таблицу на доске).

3.2. Работа стаблицей

Леди Макбет У. Шекспира

Леди Макбет Мценскогоуезда (Катерина Измайлова) Н.С. Лескова

Учитель: Как Вы думаете, что признаётся этим сопоставлением мценской купчихи и английской леди?

(В самом сопоставлении мценскойкупчихи и английской леди есть признание известного равенства двух героинь).

Учитель:В чём оно?

(В качестве характера).

Учитель:Какие определения можете привести для характеристикигероинь? Назовите их главные черты, вы уже прочитали произведения.

(Сильные, страстные, целеустремлённые).

Запись в таблице на доске под обеими именами.

Запись в таблицу:Сильные, страстные, целеустремлённые.

Учитель: Есть ли этому подтверждение у Н.С.Лескова?

(Читаем рассуждение Лескова о сильных характерах (гл.1) «Иной раз в наших местах…».

Учитель: А у Шекспира?

(Прямой авторской оценки образа леди Макбетт нет, но мы узнаём о её сильном характере из монологов героини, её разговоров с мужем и по её деяниям).

Учитель: А что говорят критики о них?

Послушайте.

По мнению Аполлона Григорьева, Катерина Измайлова - это « блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и истории имеет своё оправдание, то есть оправдание своей возможности и реальности».

А шекспировский герой, по словам В.Г. Белинского, «злодей, но злодей с душою, глубокую и могучею...

Учитель: Как Вы понимаете эти слова?

Итак, обе героини охарактеризованы критиками сурово: хищный тип, злодей.

Делаем запись в таблице:

1. Злодейство

2. Хищничество

 

 

Учитель: Мы отметили, что героини целеустремлённые, к какой цели стремятся они?

Продолжаем заполнять таблицу.

Цель:

Цель:

Власть

Любовь

Учитель: Цели разные, а средство достижения этой цели?

(Одно и то же) Какое?

(Убийство.)

Таблица: средство достижения цели – убийство.

Учитель: Проследим, как подошли героини к осуществлению своих замыслов.

2 а) Работа с текстом

Как же зародилась любовь-страсть лесковой героини? Слово Катерине Измайловой.

(Художественный пересказ монолог от 1-го лица. История замужества Катерины. Выступает старшеклассница (задание давалось ранее).

Учитель: Нетрудно догадаться, что послужило причиной страсти?

(Скука).

А какова была «в девках» Катерина Львовна?

(Учащиеся зачитывают фрагмент гл. 2 от слов «Я в девках страсть сильна была... до … Меня даже мужчина не всякий одолевал»).

Учитель: А «диковинная» земная тяжесть означает чудовищную, но пока ещё скрытую силу. Посмотрите, что говорит мужичок: « Что есть такое в нас тяжесть? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет - не тело! (глава 2).

Учитель: Ну и как? Распорядилась Катерина своею хвалёною силою, когда Сергей обнял её?

(Нет).

Учитель:Что произошло? (страсть захватила её всю, невмоготу ей, проснувшаяся любовь - страсть легко преодолевает все препятствия).

Найдите в тексте.(Учащиеся читают фрагмент из гл.4 «Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять нельзя».

Учитель:Как же преодолевает Катерина Львовна препятствия на пути к своей цели?

(Убивает свёкра Бориса Тимофеевича, а потом и мужа Зиновия Борисыча).

Учитель:Вспомните слова Лескова о том, что Катерина Львовна совсем разошлись. Что же последовало? Найдите подтверждение в тексте.

(Конец 6 главы. Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь и в воду, в темницу и на крест. Онвлюбил её в себя до того, что меры её преданности емунебыло никакой).

Учитель: Вам не показалось странным: страсть и преступление оказываются рядом? Почему?

(В условиях полнейшего духовного вакуума тоски, доходящей до одури, естественно, что вспыхивающая в душе героини страсть неизбежно приобретает роковой, безудержныйхарактер, который обнаруживается в страшных преступлениях).

Учитель: Действительно, Катерина обезумела от своего счастья. А каким, по Лескову, может - быть счастье?

(Разное:«Есть счастье праведное, а есть грешное»).

Праведное:ни черезкого не переступит, а грешное всё перешагивает.

А счастье Катерины? Какое оно?

(Грешное, т.к. перешагнула, совершила два убийства свёкра и с тем же спокойствием мужа).

Учитель: И вот живёт Катерина Львовна, «царствует»…

(С ребёнком во чреве) - всё вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе « для весёлости ребёночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другим - высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти оставалась верна другая героиня...

Не припомните?

(Катерина из "Грозы Островского"). Какой это идеал?

(Десять заповедей Божьих, одна из них - «не прелюбодействуй»; Катерина Кабанова, нарушив её, уже не смогла жить - совесть не позволила).
А лесковскаягероиня? Ей легко?

(У героини Лескова этого нет, только сны чудные пока тревожат).

Какие?

(Первый сон - гл. 6 (кот пока - просто кот).

Второй сон - гл. 7 (кот, похожий на Бориса, Тимофеича убиенного).

А у Шекспира есть категория сна в тексте трагедии?

Что есть сон, по Шекспиру?

(Сон - смерть земных тревог, Бальзам больной души.) Но Катерине легче от этого не становиться. Почему?

(Не все препятствия с её пути устранены ... желая во что бы то ни стало удержать любовь Сергея, продолжает кровавые дела).

Символично слова звучат в устах бабушки Феди:

«Потрудись, Катеринушка, ты мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждёшь, потрудись ...» Как же потрудилась Катеринушка?

(Убила Федю).

Итак, задуманноеосуществилось : убийства совершены, странные преступления во имя любви.

Таблица:делаем запись

Убийства:

1.

2.свёкра Бориса Тимофеича мужа Зиновия Борисыча племянника мужа Федю

 

 

Цель достигнута? (Да)

Учитель: Оставим на время леди Макбет Мценского уезда. Поговорим об английской леди Макбет, о том, как она шла к достижению своей цели.

Вспомним, что значит для неё человек, человеческая жизнь ?

(Человек тот, кто способен осуществить любые свои замыслы, как бы ни были они безнравственны. Жизнь человеческая - ничто).

Её цель?

(Власть.)

Каким путёмидёт к ней она?

(Кровавым, предательским, являясь вдохновительницей и соучастницей преступлений мужа). Зачем ей власть?

(Сама по себе. Возвыситься над другими, повелевать, чтоб гнулись перед нею спины, чтобы любое её желание было законом). Удалось расчистить путь к власти ?

(Да, даже нарушая закон гостеприимства; убиты король Дункан и его слуги, друг Макбета Банко, жена и сын полководца Макдуфа).

Таблица: продолжаем заполнять таблицу.

Убийства:

1.короля Дункана, слуг, Банко - полководца идруга Макбета, жены и сына полководца Макдуфа.

2.свёкра Бориса Тимофеича мужа Зиновия Борисыча племянника мужа Федю

Учитель:Как видим, пока был трон непрочен, совершались всё новые и новые убийства, пока Макбет и его жена не убрали всех неугодных со своего пути, тем самым укрепляясь на троне.

Итак, обе героини достигли цели? (Да). Каким путём?

(Преступным, убийством. Что должно последовать за преступлением?)

(Наказание).

Вам эта ситуация не напоминает другую ? Поделитесь воспоминаниями.

(Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Наказание Раскольникова не в том, что он был осуждён на каторгу. Ответ в словах героя: « Я себя убил, а не старушонку».
  • Раскольников обрёк себя на страшные мучения. Но живая душа его не сдаётся в борьбе с дьявольской идей. Освобождение происходит через покаяние (первый шаг - явка с повинной, второй - признание Соне).
  • Каторга спасение, готовит его перерождение).

- Что же сталось с нашими героинями?

Преступление налицо, а наказание?(Неотвратимо).

Попытаемся доказать.

Вернёмся к Катерине Измайловой - леди Макбет Мценского уезда.

Что произошло перед убийством Феди?

Собственный ребёнок у неё впервые повернулся под сердцем, и в груди у неё потянуло холодом (гл. 10).

Зачем эта деталь автору?

(Сама природа, женское естество предостерегает её от задуманного преступления).

Учитель: Но нет: « Кто начал злом, тот и погрязнет в нём, - читаем у Шекспира. Не остановить Катерину теперь.

Возмездие наступает?

В чём оно? Найдите подтверждение в тексте. (гл. П... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов : окна дребезжали, полы качались…).

Как думаете, почему возмездие наступает сразу?

(Погублена душа, чистая, ангельская, безгрешная. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу, даже имя символично: « Фёдор в переводе с греческого «божий дар».

Что нарушила Катерина Измайлова?

(Высший нравственный закон, заповедь Божью - «не убий», ибо высшая ценность на земле – человеческая жизнь).

Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Итак, суд земной, - суд людской свершился.
Произвёл ли он особенное впечатление на Катерину?

(Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастьем. Любит она ведь по-прежнему).

В самом начале урока Вы услышали мнение Аполлона Григорьева о Катерине как о « страстном, хищном типе».

- К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода и страсть, не знающие нравственных ограничений, превращаются в свою противоположность).

- Какой просится вывод?

(Страстная натура, оказавшись во власти «свободы преступлений, неминуемо обречена на гибель).

А каторга? Изменила ли лесковскую героиню она?

(Да, теперь это не хладнокровная, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина).

А что Сергей? Каков он?

(Страшно и цинично надругался над её чувством, увлечён другой женщиной- арестанткой Сонеткой).

Жалко её? Почему?

(Это трагедия в её жизни. Она жертва, отверженная, а любит по- прежнему, даже сильнее. Она хотела себе сказать: « Не люблю же я его и почувствовала, что любила еще горячее, еще больше»), (гл. 14).

Какова же Катерина? Она прежняя?

(Изменилась). Что же теперь больше интересует Н.С.Лескова?

Страстная натура или что-то другое?

(Душа отвергнутой женщины).

Что сталось с душой Катерины Измайловой?

(Она больна).

Таблица: вносим в таблицу

1.

2.

 

Душа больна Д Душа больна

Можно ли считать это наказанием?

(Да).

Чем оказывается любовь для Катерины?

(Страданием, крестом, на алтарь любви она приносит в жертву всё, вплоть до собственной жизни).

Вернёмся к леди Макбет Шекспира.

Итак, она пришла к власти. Цель достигнута, но каково ей?

(Она вдруг начинает ощущать на своих руках пятна крови тех людей, к убийству которых она призывала мужа).

Как наказана леди Макбет?

(Злая гордость наказана пробудившейся незаметно для неё самойчеловеческой природой. Возмездие наступает, она теряет рассудок).

Таблица:вносим в таблицу

1.

2.

Теряет рассудок (не телом больна, а душой ...)

Душа больна Д

Для неё это трагедия?

(Да).

Цель злодея - власть нельзя удержать окровавленными руками.

Как сказал Шекспир о ней? (Она больна не телом, а душою).

А Катерина Измайлова? (Тоже).

Как видим, обе героини натуры страстные, но с больными душами.

Обобщим сказанное и сделаем вывод.

Итак, обе героини пошли на преступления ради власти и во имя любви, совершив убийства.

Что принесло им преступление?

(Наказание).

Было преступление, было наказание, а вот состоялось ли покаяние у обеих героинь?

Докажите письменно своим размышлением.

Это и будет завершением работы по таблице.

  • Письменная работа учащихся.
  • Чтение размышлений учащихся.

Запись выводов в таблицу.

Жизнь Катерины сломлена. Покаяния не произошло. Более того, погибая сама, она увлекает Сонетку в воды Волги. Однако в финале у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния, пробуждаются проблески нравственного сознания. Всего лишь одной деталью Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине: « И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».

4. Подведение итогов урока.

Мы с Вами попытались сопоставить двух героинь разных авторов, которых разделяют века.

В чём убедились,сравнивая леди Макбет Мценского уезда и леди Макбет?

Посмотрите ещё раз таблицу.

Леди Макбет
У. Шекспира

Леди Макбет Мценскогоуезда (Катерина Измайлова)
Н.С. Лескова

Сильные, страстные, целеустремлённые натуры

Злодейство

Хищничество

Цель: власть

Цель: любовь

Средство достиженияцели:

Убийство ( преступление)

короля Дункана, слуг,
Банко-полководца и
друга Макбета, жены и
сына полководца Макдуфа

свёкра Бориса Тимофеича,
мужа Зиновья Борисыча,
племянника мужа Федю,
Сонетку

Наказание

Теряет рассудок
( ( не телом больна, а душой ...)

Душа больна

Покаяние

Не наступило.
«Что совершено, то совершено, - предсмертные слова леди Макбет

Не наступило.
Убивает Сонетку, погибая вместе с нею в волнах Волги.

Сам автор - отказывается от прямой нравственности оценки своей героини. Однако Лесков показывает пробуждение проблесков нравственного сознания, чувства вины в Катерине в финале.

Отрывки из сочинений учащихся:

«Макбет» - одна из самых мрачных трагедий Шекспира. Уже первая сцена даёт тон всему произведению. Глухой ночью, среди болотных испарений, как порождение «Нечистой мглы», появляются три ведьмы. В них как бы воплощены тёмные, злые силы и страсти « развращённого века», определившие судьбу героя. В Макбете всё сильнее разгорается искра властолюбия, которая постепенно превращается во всепожирающее пламя. Став на путь злодеяний для достижения своей цели, он уже не может остановиться. Вдохновительницей его является неистовая леди Макбет его жена («четвёртая ведьма» - по определению некоторых исследователей трагедии). Поэтому ни о каком покаянии говорить не приходится. (Денис М.).

Катерина Измайлова гибнет, пройдя через самые омерзительные формы человеческих отношений в этой среде. Скука, своевольный характер и всепоглощающая страсть - внешние мотивы преступлений Катерины. На самом деле эти преступления - результат бесчеловечных отношений в обществе, где обеспечивается человеческая жизнь. Трагедия Катерины Измайловой - это трагедия бессмысленности существования целого сословия российского общества - провинциального мещанства.

Я полагаю, сильная и волевая натура героини не могла поступить иначе. (Ольга О.).

(Сравнивая героинь, убедились в том, что человеческие страсти одни и те жево все времена. У Шекспира - трагедия честолюбия и власти, у Лескова - трагедия любви.)

Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель. На материале российской действительности Н.С.Лесков создаёттрагедию человеческих страстей огромного накала, приближаясь к шедеврам мировой литературы.

Современник и друг Шекспира Бен Джонсон сказал о нём пророческие слова: «... Он принадлежит не одному нашему веку, но всем векам».

А Лев Николаевич Толстой о Лескове отозвался так:«Лесков - это писатель будущего».
Случайно ли это совпадение?

(Оба автора в своих произведениях затрагивают такие вопросы, над которыми бьётся мысль современного человечества, их мы называем «вечными»).

5. Домашнее задание:

  1. Сочинение - раздумье «В чем загадка женской души?».
  2. Чтение и размышление над «Очарованным странником» Н.С.Лескова. Подготовиться к разговору о русских праведниках в творчестве писателя.

Использованная литература

  1. Харина Л. Литература. Приложение к газете «Первое сентября», №26 - М., 1998.
  2. Семенов В.С. Николай Лесков. Время и книги. - М.: Современник, 1981.