Программа по декоративно-прикладному творчеству "Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

«Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…
Важно только, чтобы за
призывами следовал труд».
Б.Н.Сухомлинский

Программа « Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.

Цветы! Что может быть прекрасней. Они знакомы нам с самого рождения. Первый одуванчик, первый «запуск» созревших парашютиков. Цветы – это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема посвящённая цветам для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с природой.

Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Воспитанникам интернатов, оторванных от реальной жизни, имеющих душевные раны, а зачастую физические и умственные отклонения, и асоциальное поведение особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Образовательная программа «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» в связи со спецификой образовательного учреждения неограниченна возрастными рамкам, но исходя из опыта работы, можно предположить, что основную массу детей составят воспитанники 2-6 классов, они и будут являться постоянной частью обучаемой группы, остальные дети будут «подвижной» частью коллектива. Набор воспитанников в творческое объединение будет свободным, единственный критерий – желание работать. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Программа рассчитана на два года по 3учебных часа 2 раза в неделю, и её объём составляет – 216 часов в год и 432 часа за два года. Программа состоит из 4-х разделов: цветы в красках; цветы и бумага; цветы и нити; цветы из бисера. Во время каникул планируется работа творческого объединения в направлении дизайна и декорирования с использованием «ненужных» бросовых материалов с целью обучения детей бережного и экономного использования ресурсов и умения из любой вещи сделать произведения искусства.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
  • Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Цветы». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы нитками в различных техниках и бисером. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  • Возрастными психологическими особенностями воспитанников школы - интерната. Основной вид деятельности детей - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Основные отличия образовательной программы «Цветы» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, оригами, папье-маше…), а так же использование бисера по главному признаку - «цветы»;
  • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, природоведению, ИЗО;
  • использование технологий дифференцированного обучения;

Цель программы: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  • формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  • воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
  • формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, нитками, бисером, а так же разнообразными художественными материалами;
  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;
  • создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.

Средством достижения цели и задач прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

В программе планируются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие творческие склонности и интересы.

Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по данной программе.

Программа «Цветы» предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Структура программы. Вся программа состоит из 4-х разделов: цветы в красках; цветы и бумага; цветы и нити; цветы из бисера.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов (смешивание красок, сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.), знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  • репродуктивных (работа по образцам);
  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям членам творческого объединения к концу 1 учебного года

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.

Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей).

Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить краски к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)

Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы. Правильно набирать кистью краски. Наносить кистью мазки по поверхности бумаги и ткани. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья.

Названия и технику складывания простейших базовых форм оригами.

Уметь выполнять следующие операции:
разметка контура по шаблону;

  • разметка по линейке;
  • умение сравнивать с образцом;
  • уметь складывать б/ф и т.д.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах по оригами.

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для оригами.

Знать особенности работы с красками для изготовления батика.

Уметь изготовить простейшее изделие в технике – батик.

 

Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.

Знать законы композиции.

Уметь составить композицию (на плоскости и в объёме).

Основные требования к знаниям и умениям членам творческого объединения к концу 2 учебного года


Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, а так же проволокой и бисером, крючком и иглой.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, крючок и т.д.)

Резать ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах.

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для вышивания и вязания.

Знать виды бисера. Различать стеклярус от рубленного бисера и круглого и т.д.

Уметь изготавливать изделия в технике нанизывания и плетения бисера.

Знать технику вязания крючком. Разные петли и их вывязывания.

Уметь изготовить изделие в технике вязания крючком.

 

Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.

Знать законы композиции и техники составления букетов.

Уметь составить стилизованный букет используя законы композиции (на плоскости и в объёме).

Оценка и контроль результатов

1 год обучения

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе с различными художественными материалами.

Фронтальный опрос. Проведение выставки «Цветы в красках».

Декабрь

Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление цветов и композиций в технике оригами, основой которых являются «простейшие» базовые формы.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Индивидуальный опрос с использованием карточек и схем.

Май

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше» и аппликации. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в выставке. Участие в выставке « Цветы и бумага».

2 год обучения

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Декабрь

Приобретение знаний, умений, навыков в технике вязания крючком и вышивки крестом. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу.

Зачет теоретических знаний по теме: условные обозначения на схеме при вязании крючком. Участие в выставке «Цветы и нити».

Май

Получение ЗУН при работе с бисером. Изготовление изделий и составление композиций.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Участие в выставке « Цветы из бисера». Участие в конкурсах. Тестирование.

Материально-техническое обеспечние

(Условия реализации программы)

Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:

  • наличие светлого, просторного кабинета рассчитанного только для работы одного объединения;
  • водоснабжение (раковина и слив);
  • наличие материалов необходимых для работы;
  • инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов): ножницы, крючки, пяльцы, иглы, и т.д.;
  • наличие рамок и подрамников;
  • наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
  • выставочные планшеты и застеклённые витрины;
    • желание детей и поддержка администрации.

Примечание.

  • Творческое объединение «От скуки бери дело в руки» помимо выполнения программы будет принимать участие в общественно-полезной работе, в оформлении детского дома, принимать участие в выставках, проводимых на территории детского дома, а так же в изготовлении сувениров для спонсоров при обеспечении материалом администрацией.
  • В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.
  • При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала возможно их включение в работу в не плана.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким», 1997.
  2. Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей//
  5. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 1999.
  6. Гибсон Р., Гайлер Д. Веселые игры. – М.: Росмэн, 1999.
  7. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва-Самара, 1998.
  8. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  9. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей. – М.: АРКТИ, 2002.
  10. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей// Внешкольник. 2003. - №9.
  11. Поделки папье-маше: Бумажные цветы. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1996.
  12. Русские народные сказки: Приложение к журналу «Оригами». – М.: Аким, 1997, 1998.
  13. Самоделки из бумаги. Просто и доступно: 50 моделей Роберта Нила. - М.: Дрофа, 1995.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  15. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. / Школьные технологии 1997. - №4.
  16. Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
  17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
  18. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 1994.Внешкольник. 2004. - №5.
  19. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин,2001. – 120с., ил.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Рабочее место, материал, инструмент.

Композиция, основные цвета, составные, осветлённые и затемнённые тона, гуашь, пастель, перспектива, свет, тень, полутень, рефлекс, собственная тень, блик, мазок, линия горизонта.

Ножницы, шаблон, угольник, схема, таблица, плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр, разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.

Аппликация, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, развертка, чертеж, размер, линия, шкала, линейка, длина, ширина, высота.

Бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины, леска, проволока, нанизывание, плетение, плетение «крестиками».

Крест, полукрест, канва, мулине, счётная вышивка. Воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом.

Гуашь, акварель, пастель, батик, акрил, витражные краски, уголь, тушь.