Программное содержание.
- Продолжить знакомство с композитором П.И.Чайковским.
- Учить различать жанр и характер музыкального произведения (танец: плавный, задумчивый, грациозный; нежный – окрашенный грустным, спокойным или радостным чувством и т.д.).
- Учить детей передавать характер музыки в движениях, оркестровать пьесу, выбирая тембры инструментов, соответствующие характеру музыки.
- Познакомить детей со звучанием вальса в исполнении оркестра.
- Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель. Дети, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского композитора, создавшем музыкальные произведения, известные во всём мире (слайд 4а).
П.И.Чайковский родился в семье горного инженера (слайд 4б).
Отец композитора очень любил музыку и даже музицировал на флейте, а его мама играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы (слайды 4в, 4г).
А кто помнит, на каком инструменте играл сам Чайковский? (Фортепиано.) (слайд 4д)
П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыка очень мелодична, мелодии, близки – народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. П.Чайковский очень любил вальсовый ритм и часто использовал его в операх и симфониях. Композитор написал три балета-сказки: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», знаменитый «Детский альбом», цикл «Времена года» и много других произведений. А с какими пьесами П.Чайковского вы уже знакомы? («Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Апрель. Подснежник», «Песнь жаворонка», «Новая кукла».)
Музыкальный руководитель. Сейчас вы услышите одну из пьес П.Чайковского, попробуйте определить, что это – песня, танец или марш (исполняется «Вальса» из «Детского альбома»). А какой это танец, как он называется? («Вальс»). Правильно, прозвучал «Сентиментальный вальс», сентиментальный – значит чувствительный, задушевный. Какие чувства передаёт эта музыка? (Печаль, грусть, задумчивость). Да, характер вальса нежный печальный, трогательный, задушевный, чувствительный, повторяющиеся интонации в исполнении трубы и фортепиано звучат с волнением, сожалением. А вы знаете, что обозначает слово вальс? (Ответ детей.) (слайд 5а)
Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой: раз, два, три. (Педагог исполняет фрагмент вальса, а дети прохлопывают ритм вальса.)
Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась быстро, стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд 5б)
Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И.Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца), (слайды 5г, 6)
По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные. Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс?
(Звучит «Маленький вальс» Н. Леви).
Музыкальный руководитель. Правильно вальс Натальи Николаевны Леви – нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный. Первый раз мелодия звучит в среднем и высоком регистрах – нежно, плавно, спокойно, светло (исполняет фрагмент), а второй раз она начинается в нижнем регистре, немного грустно, задумчиво, но эта грусть мимолетная, как проходящая тучка на небе. Мелодия немного нахмурилась и тут же просветлела, улыбнулась, зазвучала радостно и нежно (исполняет фрагмент).
Музыкальный руководитель. А какие музыкальные инструменты подходят для оркестровки вальса? (Колокольчики, погремушки, шаркун.) Сейчас я раздам вам колокольчики и шаркуны. Когда вы услышите мелодию в среднем и верхнем регистрах, вы будете играть вместе со мной на нежных, звонких колокольчиках, а когда услышите мелодию в низком регистре – на шаркунах. (Дети оркеструют пьесу.)
Перед вами карточки разного цвета, выберите те цвета, которые бы оответствовали настроению нашего вальса (нежные, светлые тона).
Музыкальный руководитель.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его! (С.Т.Прокопьева.)
Музыкальный руководитель. А теперь представьте, что нас пригласили на бал в старинный замок. Сейчас я подниму вот эту волшебную палочку, и мы в нём окажемся. Хотите?
Раз, два, три, все покружились
В старинном замке очутились!
(Звучит волшебная музыка.) (слайд 7а)
Музыкальный руководитель. Какой красивый зал! (слайд 7б) С расписным потолком, стенами и множеством горящих свечей! Как необычно мы одеты! На девочках – красивые длинные бальные платья, с множеством оборок и украшений, а на головах – роскошные причёски с красивыми перьями. Мальчики все одеты в чёрные фраки с белоснежными рубашками и бабочками на шее (слайд 8).Тише, тише, но вот в замке заиграла музыка (слайд 9а)
Очень, уж суров на вид,
Спиной к зрителям стоит.
Палочкой взмахнул своей,
Как волшебник чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист – вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат.
В ожиданье замер зал,
И оркестр заиграл! (С.Волков)
(Звучит «Вальс» И.Штрауса в записи).
Музыкальный руководитель. Прозвучал «Вальс» известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. А какой характер был у этого вальса? (Ответ детей.) Правильно, музыка звучит нежно, ласково, но он радостный, счастливый, восторженный. Даже такое чувство, как нежность – может быть разным: или немного грустным (в вальсе Чайковского) или спокойным (в вальсе Н.Леви) или радостным, как в этом вальсе.Ребята, в исполнении какого оркестра прозвучал вальс (симфонического), а кто им управлял (дирижёр). А на каких музыкальных инструментах в симфоническом оркестре играют музыканты? (Показ слайда с музыкальными инструментами, дети называют их.)
(слайд 9б)
Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет присоединиться к гостям и потанцевать вальс? Давайте постараемся передать настроение вальса плавными, лёгкими и неторопливыми движениями. Будем танцевать, мягко ступая, плавно покачиваясь, кружась. Мальчики, приглашайте девочек!
Партнёр, партнёршу подхватил
И в вихре вальса закружил
Чтоб вальс красиво станцевать,
Давай под музыку считать.
Движенья лёгкие смотри:
Шажок, другой! И – раз-два-три!
(Звучит «Вальс» И.Штрауса, дети танцуют под музыку (слайд 10)
Музыкальный руководитель. Понравилось? И вы мне все очень понравились. Но нам пора возвращаться, да и бал закончился. Где моя волшебная палочка? Раз, два, три! (Звучит волшебная музыка). Вот мы и дома. Мы будем с вами вспоминать бал в старинном замке и плавный, нежный, вальс.