Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма;
- определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции;
- показать значение знаний о гормонах для медицины, в жизни человека.
Ключевые понятия: гуморальная регуляция, гормоны, железы, гиперфункция и гипофункция желез, железы внешней секреции, железы смешанной секреции, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы.
Проблемный вопрос: Почему ЖВС называют «маленькими железами большого значения»?
Оборудование:
- Презентация «Гуморальная регуляция организма» (Приложение 1)
- Видеофрагменты о нарушениях деятельности желез внутренней секреции: щитовидной и гипофиза (Ссылка не приводится из-за размера файла, значительно превышающего дозволенный – прим. ред.)
- Пульты системы «Вердикт» – голосование
- Тесты, заранее занесенные в программу «Вердикт» – голосование (Приложение 2)
Методы:
- Проблемный вопрос «Почему железы внутренней секреции называют маленькими железами большого значения»?
- Беседа, рассказ с использованием презентации, тест, микроисследование
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа с классом, работа в парах, индивидуальная работа.
На доске:
- Интересные факты:
Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половинкой печени, но он умрет, если удалить маленькую железу- гипофиз, который весит всего 0,5 граммов. Всего желез внутренней секреции (ЖВС) около 10, их масса около 100 граммов.
ЖВС вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, побуждаю) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 грамма витамина В, а гормона адреналина в 1000 раз меньше. 115 граммов его хватило бы с избытком для всех людей земного шара.
- Тема, цель урока, проблемный вопрос.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слова учителя: На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему и запишите ее в тетрадь. Кроме того, в конце урока должны будем ответить на проблемный вопрос «Почему железы внутренней секреции называют маленькими железами большого значения»?
II. Фронтальная беседа по вопросам
– В процессе изучения темы мы познакомимся с рядом новых понятий.
На доске прикрепляются термины по мере их рассмотрения. Первое понятие «Гуморальная регуляция».
– Какие способы регуляций организма известны? (Нервная и гуморальная)
Объяснение терминов:
- гуморальная регуляция
- ЖВС
- железы внутренней секреции
- железы внешней секреции
Ученики определяют группы деления желез, записывают в тетрадь.
– Какие группы желез определили?
– Чем они отличаются?
– Какие железы относятся к каждой группе?
Слово учителя: Количество гормонов, выделенных железой должно соответствовать норме. В противном случае вызываются состояния, которые характеризуются как гиперфункция и гипофункция.
III. Работа класса
Обучающиеся составляют таблицу:
Детям предлагается по рядам изучить текст учебника (1 ряд – 1 железа), составить таблицу и дать характеристику.
Железы внутренней секреции |
||||||
Железы |
Расположение |
Строение |
Гормоны |
Воздействие на организм |
||
норма |
гиперфункция |
гипофункция |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Результаты микроисследования «Содержание йода в продуктах и здоровье человека
Заболевания, вызываемые йододефицитом
Период внутриутробного развития: риск
выкидышей и мертворождения, врожденные аномалии,
повышенная перинатальная смертность, кретинизм,
гипотериоз, карликовость.
Новорожденные: зоб новорожденных, явный и
скрытый гипотериоз.
Дети и подростки: эндемический зоб,
ювенильный гипотериоз, нарушение умственного и
физического развития.
Взрослые: зоб и его осложнения, гипотериоз,
нарушения умственной деятельности, бесплодие,
йодиндуцированный тиреотоксикоз, риск
кретинизма у будущего ребенка.
Просмотр видеофрагментов, заполнить таблицу:
Видеофрагмент о нарушениях деятельности
- щитовидной железы
- гипофиз
Итог: Зачитать таблицу отдельно.
IV. Закрепление усвоения
Тест (Приложение 2)
V. Общий вывод
Ответ на проблемный вопрос.
– Какие виды механизмов используются
организмом для постоянной саморегуляции? (Нервный
и гуморальный). Они тесно взаимодействуют,
дополняя друг друга, обеспечивая автоматическое
поддержание необходимых организму условий
существования.
– Поддержание нормальной жизнедеятельности
клеток, тканей, органов и систем целостного
организма на оптимальном уровне.
– Гормоны – регуляторы жизни
VI. Домашнее задание
Микроисследование: «Есть ли среди твоих близких родственников люди, страдающие гормональными расстройствами? (Спроси об этом своих родителей.). С учетом этого сформулируйте для себя правила поведения:
- _________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________