Гуморальная регуляция функций организма

Разделы: Биология


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма;
  • определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции;
  • показать значение знаний о гормонах для медицины, в жизни человека.

Ключевые понятия: гуморальная регуляция, гормоны, железы, гиперфункция и гипофункция желез, железы внешней секреции, железы смешанной секреции, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы.

Проблемный вопрос: Почему ЖВС называют «маленькими железами большого значения»?

Оборудование:

  • Презентация «Гуморальная регуляция организма» (Приложение 1)
  • Видеофрагменты о нарушениях деятельности желез внутренней секреции: щитовидной и гипофиза (Ссылка не приводится из-за размера файла, значительно превышающего дозволенный – прим. ред.)
  • Пульты системы «Вердикт» – голосование
  • Тесты, заранее занесенные в программу «Вердикт» – голосование (Приложение 2)

Методы:

  • Проблемный вопрос «Почему железы внутренней секреции называют маленькими железами большого значения»?
  • Беседа, рассказ с использованием презентации, тест, микроисследование

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа с классом, работа в парах, индивидуальная работа.

На доске:

  • Интересные факты:
  • Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половинкой печени, но он умрет, если удалить маленькую железу- гипофиз, который весит всего 0,5 граммов. Всего желез внутренней секреции (ЖВС) около 10, их масса около 100 граммов.

  • ЖВС вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, побуждаю) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 грамма витамина В, а гормона адреналина в 1000 раз меньше. 115 граммов его хватило бы с избытком для всех людей земного шара.

  • Тема, цель урока, проблемный вопрос.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слова учителя: На сегодняшнем  уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему и запишите ее в тетрадь. Кроме того, в конце урока должны будем ответить на проблемный вопрос «Почему железы внутренней секреции называют маленькими железами большого значения»?

II. Фронтальная беседа по вопросам

– В процессе изучения темы мы познакомимся с рядом новых понятий.

 На доске прикрепляются термины по мере их рассмотрения. Первое понятие «Гуморальная регуляция».

– Какие способы регуляций организма известны? (Нервная и гуморальная)

Объяснение терминов:

  • гуморальная регуляция
  • ЖВС
  • железы внутренней секреции
  • железы внешней секреции

Ученики определяют группы деления желез, записывают в тетрадь.

– Какие группы желез определили?
– Чем они отличаются?
– Какие железы относятся к каждой группе?

Слово учителя: Количество гормонов, выделенных железой должно соответствовать норме. В противном случае вызываются состояния, которые характеризуются как гиперфункция и гипофункция.

III. Работа класса

Обучающиеся составляют таблицу:

Детям предлагается по рядам изучить текст учебника (1 ряд – 1 железа), составить таблицу и дать характеристику.

Железы внутренней секреции

Железы

Расположение

Строение

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

 

 

 

 

 

 

 

Результаты микроисследования «Содержание йода в продуктах и здоровье человека

 Заболевания, вызываемые йододефицитом

Период внутриутробного развития: риск выкидышей и мертворождения, врожденные аномалии, повышенная перинатальная смертность, кретинизм, гипотериоз, карликовость.
Новорожденные: зоб новорожденных, явный и скрытый гипотериоз.
Дети и подростки: эндемический зоб, ювенильный гипотериоз, нарушение умственного и физического развития.
Взрослые: зоб и его осложнения, гипотериоз, нарушения умственной деятельности, бесплодие, йодиндуцированный тиреотоксикоз, риск кретинизма у будущего ребенка.

Просмотр видеофрагментов, заполнить таблицу:

Видеофрагмент о нарушениях деятельности

  • щитовидной железы
  • гипофиз

Итог: Зачитать таблицу отдельно.


IV. Закрепление усвоения

Тест (Приложение 2)

V. Общий вывод

Ответ на проблемный вопрос.

– Какие виды механизмов используются организмом для постоянной саморегуляции? (Нервный и гуморальный). Они тесно взаимодействуют, дополняя друг друга, обеспечивая автоматическое поддержание необходимых организму условий существования.
– Поддержание нормальной жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем целостного организма на оптимальном уровне.
– Гормоны – регуляторы жизни

VI. Домашнее задание

Микроисследование: «Есть ли среди твоих близких родственников люди, страдающие  гормональными расстройствами? (Спроси об этом своих родителей.). С учетом этого сформулируйте для себя правила поведения:

  1. _________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________
  7. __________________________________________________________________
  8. __________________________________________________________________
  9. __________________________________________________________________
  10. __________________________________________________________________
  11. __________________________________________________________________
  12. __________________________________________________________________
  13. __________________________________________________________________