Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок
Задачи:
- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 2.
“Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. А. С. Пушкин
2. Подготовка к изучению материала.
Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
Ученица 1.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
3. Тема. Слайд 3.
Учитель.
Сказки любят все: и дети, и взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы поникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставят спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
4. Цель. Слайд 4.
Проблемный вопрос.
Для чего нам читать сказки?
- За правильные и полные ответы вам будут вручаться изображения сказочных героев, и вы в конце урока расположите их возле нашего сказочного замка.
5. Работа над новым материалом.
1) Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Для того, чтобы узнать про все чудеса сказки, нужно вспомнить, что же такое сказка. Слайд 5
Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.
- Чем сказки отличаются от рассказов? (В сказке есть волшебство)
Работа над интонацией. Слайд 6.
Интересная сказка. Там чудеса…
- удивления
- грусти
- радости
Учитель.
Сказка – это что-то чудесное. Поищем с вами чудеса. Буквы перепутались, и стало непонятно, что за сказки пришли к нам в гости. Слайд 7
Игра “Перепутанные буквы” + индивидуальные задания
“шааМ и двеемьд” (“Маша и медведь”)
“вочмокоайДю” (“Дюймовочка”)
“шулЗаок” (“Золушка”)
Индивидуальные задания.
1. Твои вершки, твои корешки. (Медведь и мужик)
2. Алёнушка, сестрица моя, костры горят высокие. (Алёнушка и братец Иванушка)
Учитель.
Вам предстоит проверить, правильно ли написаны названия сказок и литературных героев. Слайд 8
Игра “Путаница”
Дать правильное название сказок и литературных героев.
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Елена Некрасивая
Кощей Бесстрашный
Жар – муха
Баба Бяка
Отдыхаем. Слайд 9.
Игра “Видели – не видели!”
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!”. Если такого не бывает, то вы молчите.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница - замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёк!
6. а зеленый крокодил важно по полю ходил.
7. Пони, маленькие пони, до чего забавны пони!
“Вставь нужную фигуру”. Слайд 10
Выполнение задания.
- Чем отличаются изображенные медведи? (2 - сказочных, 1 – из действительности)
Учитель. Сказочные герои – одна из примет сказок. Вот и сказочные герои пришли к нам.
Слайд 11
Назвать полное имя того или иного героя, продолжив имя + индивидуальные задания для сильных учеников.
1. Кощей. (Бессмертный)
2. Василиса. (Премудрая)
3. Змей. (Горыныч)
4. Елена. (Прекрасная)
5. Сестрица. (Алёнушка)
6. Братец. (Иванушка)
7. Доктор. (Айболит)
Инд. задания (дети читают, называют сказочного героя).
Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченной карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как зовусь.. но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Как зовут эту героиню? Золушка
Старая, седая, беззубая, страшная старуха, которая, чуя по запаху не прошенного гостя, говорит “фу, фу, фу! Бывало русского духа слыхом-не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух сам в ложку садится, а в рот валится!” Кто это? Баба-Яга.
Слайд 12.
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Бедная я, бедная. Никому не нужна.
Ты же, бабулечка, сама виновата,
Землю сделаешь болотом,
Все раскрасишь черным цветом,
Разведешь лишь бегемотов.
Баба-Яга. Я буду вам давать задания, справитесь?
“Угадай-ка” (загадывает Баба-Яга). Слайд 13
1. Слуги Бабы Яги. Лебеди
2. Кто хотел погубить Муху – цокотуху? Паук
3. “Айболит” - кто автор? Чуковский
4. Братец Алёнушки. Иванушка
5. Рыжая героиня многих народных сказок. Лиса
Отдыхаем.
Музыкальные загадки-песенки. Слайд 14
Задание – назвать героев, которые исполняют следующие песни.
1. Водяной, сказка “Летучий корабль”. Приложение 3.
2. Вини-Пух, сказка “Вини-Пух и все-все-все…”. Приложение 4.
3. Кот Матроскин, сказка “Дядя Фёдор, пёс и кот”. Приложение 2.
4. Кот Леопольд, сказка “Приключения кота Леопольда”. Приложение 1.
Парная работа. Слайд 15
Определить сказку по началу.
1. Жил старик со старухой, у них была дочка и сынок маленький.
- Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на базар, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И Маленькую ласточку от холода спасла.
Х.К. Андерсен “Дюймовочка”.
Баба-Яга. А про меня совсем забыли?
…Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да все сказки вспоминала.
В гости к Лешему сходила
И все сказки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Снова вспомнить эти сказки.
Ребус-метод. Слайд 16
На соломинке дом, сто ребяток в нём.
Слайд 17
Чтение и угадывание сказок по иллюстрациям и отрывкам текстов.
Слайд 18 + Баба-Яга.
- Ишь, какие вы знающие, на все мои вопросы ответили, все загадки отгадали.
Вот, молодцы, ребятки, спасибо! Порадовали старушку-Бабушку-Ягушку!
Вот уж, право, я устала, зло творить я перестала.
Групповая работа.
Продолжить присказки
1. Скоро сказка сказывается,…да не скоро дело делается.
2. Что ни в сказке сказать, …ни пером описать.
3. Я там был, мёд, пиво пил, …по усам текло – а в рот не попало.
4. Пойди туда – не знаю, куда, …принеси то, не знаю, что.
5. Стали жить-поживать, …добра наживать да медок попивать.
6. Тут и сказке конец, …а кто слушал – молодец.
Выставка книг. Слайд 19
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вручение подарка гостям (созданная книга учениками).
Итог урока. Слайд 20
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
- Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Для чего нам читать сказки?
- Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
- Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
- В каждой сказке есть доброта и привычка выручать из беды.
- Сказка помогает побеждать добро и зло.
Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”
Просмотр мультфильма “Все в твоих руках”. Приложение 5
Выводы детей.
Чтение притчи.
Притча
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему,
что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
- Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся.
Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.
Слайд 21. Песенка “Маленькая страна”. Приложение 6.
Развешивание сказочных героев возле сказочного замка. Приложение 7.