«Традиции часто ведут народ надежнее,чем самые умные головы».
Вильгельм Швебель
Cемья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно разрешить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего организуются мероприятия, основной задачей которых является улучшение детско-родительских отношений. Эти мероприятия прочно вошли в традиции нашего детского сада и направлены:
- на формирование партнерских отношений на основе обмена информацией с родителями;
- на создание в ДОУ атмосферы общности интересов в детско-родительских отношений;
- на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей;
- на повышение статуса ребенка в глазах родителей.
Активное участие семьи в разнообразных формах работы с родителями, по мнению заведующей ДОУ Сисякиной И.В., свидетельствует не только об улучшении детско-родительских отношений, но и являются уникальным средством воспитания детей в добрых традициях.
С целью улучшения детско-родительских отношений на протяжении десяти лет в нашем детском саду проводится игротерапия по сценариям русской народной сказки «Гуси-лебеди» по методике Г.И. Репринцевой, (проводится педагогом – психологом Войновой Н.Г.), которая стала любимым занятием для старших дошкольников и родителей. Наблюдения и психодиагностика детей старшего дошкольного возраста в начале года показывают, что у старших дошкольников наблюдается повышенный уровень тревожности, нарушение в сфере общения среди сверстников, низкая самооценка, низкий социометрический статус, неуверенность, замкнутость, различного рода фобии. «Игровой аттракцион – оригинальный способ психотерапии детей 5-9 лет. Вся атмосфера групповых встреч погружает детей в самый понятный каждому из них мир сказок, игры, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны». [ 1 ] Уже после первой встречи дети ждут и с нетерпением спрашивают: «А когда мы еще пойдем на сказку?» Выпускники, уже школьники при встрече с психологом вспоминают счастливые дни жизни этой сказки.
История одного мальчика 5,6 лет подтверждает значимость игрового аттракциона в развитии и коррекции его эмоционального мира. Роман на первых встречах был угрюмым мальчиком, отказывался отвечать, играть, негативно относился к маме, выражал недовольство, когда она говорила что-то по содержанию игры или участвовала в игре. Но на следующий день просил маму пойти на сказку. У мальчика был высокий уровень тревожности – 100%, имел социометрический статус «изолированного» ребенка в группе, на занятиях в детском саду не отвечал, утром во время приема наблюдались конфликтные отношения с мамой. На втором занятии тест-сказка «Страх» позволил выявить у Ромы страх темноты. А уже на третьем занятии, когда дети преодолевали препятствия, Роме понравилось проходить через темный туннель. Мама Ромы вначале сердилась на сына, одергивала его за такое отношение к игре, потом после тренинга для родителей стала лучше понимать своего ребенка, по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, училась сотрудничать с ним. Встреча за встречей, участие мамы в играх, доброжелательная атмосфера в группе позволяли меняться настроению Ромы. К концу встречи лицо мальчика сияло от удовольствия успеха, принятия, поддержки. Что подтвердилось результатами диагностики: уровень тревожности у Ромы снизился до 64%, в группе имеет 3 выбора, из них 2 взаимовыбора, наладились отношения с мамой.
Каждый ребенок, который входит в группу игрового аттракциона – особая история. Но только при поддержке родителей у детей наблюдается улучшение психического и эмоционального самочувствия: снижается тревожность, повышается самооценка, социометрический статус ребенка; развиваются эмпатия в общении, произвольность поведения и способы эмоционально-художественного самовыражения. В процессе игротерапии происходит гармонизация детско-родительских отношений, которые имеют для психического здоровья детей первостепенное значение и играют огромную роль в воспитательном процессе.
Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. Игротерапия по сценариям русских народных сказок способствует развитию позитивных детско-родительских отношений.
В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием.
Дети и родители, взаимодействуя в группе, помогают друг другу в решении проблем. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка. Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки. Он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. В конце игротерапии родители высказывали свое отношение к игровому аттракциону: «Это праздник для души. Лучше стали понимать своего ребенка. Наш сын в рисунках стал использовать яркие краски».
В клубе «Молодая семья» организована система работы для молодых родителей: происходит обучение педагогическим приемам и методам воспитания детей раннего возраста, не посещающих детский сад, консультации по вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка. В дошкольном учреждении разработана программа «Счастливая семья» по улучшению детско-родительских отношений, где объединены все направления развития ребенка с непосредственным участием родителей. Для ребенка и родителей проводятся практические занятия в игровой форме, включая игры с песком, водой, сенсорным материалом; занятия по развитию движений ребенка; эмоциональной отзывчивости на музыку; по развитию активного и пассивного словаря ребенка; предпосылок к изобразительной деятельности. Результатом такой работы является безболезненная адаптация детей в первой младшей группе: 12 детей с легкой адаптацией, 3 детей со средней тяжестью адаптации; осознанное отношение родителей к личностному развитию своих детей. Сегодня в клуб «Молодая семья» приходят мамы и папы, которые посещали первые занятия со своим первым ребенком, но уже со вторыми и третьими своими детьми. Так возрос авторитет работы клуба «Молодая семья» в нашем детском саду.
Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. В последние годы уровень заболеваемости детского населения в Мурманской области продолжает превышать средне российские показатели в 1,5 раза.
Эмоциональные расстройства в период полярной ночи выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма. В условиях Кольского региона наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. Установлено, что проживание в течение одного года за Полярным кругом приводит, в результате недостатка активных биологических лучей Солнца, к падению иммунобиологической активности человека на 30% . Дети, механизмы защиты и адаптации которых несовершенны, в первую очередь попадают под влияние антропоэкологического процесса, что выражается в значительном снижении уровня здоровья детского населения, проживающего на Севере. У детей-северян определяется сниженная толерантность к физической нагрузке в период полярной ночи и полярного дня.
Пропагандой здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей занимается воспитатель по физической культуре Швецова Е.В., организуя семейный клуб «Крепыш». Здесь взрослый – партнер, участник детской деятельности. Повышается уровень компетентности родителей в вопросах рациональности и дозировки физической нагрузки у детей, растет авторитет взрослого. Во время занятий в клубе «Крепыш» родители видят физическую подготовленность своего ребенка на фоне других детей и получают объективную информацию о двигательных умениях своего ребенка. Родители проявляют заинтересованность и активность, если у ребенка выявляется слабая реакция в играх-соревнованиях или неловкость при выполнении упражнений, просят конкретных рекомендаций, чтобы помочь своему ребенку в преодолении трудностей. Благодаря совместным занятиям с родителями дети намного легче осваивают основные движения, начинают владеть своим телом, у них снимается скованность и напряжение, улучшается координация движений.
Спортивные праздники вместе всей семьей имеют огромное значение для укрепления здоровья детей и развития их физической подготовки, для воспитания чувств патриотизма. Спортивные праздники: « Папа, мама, я – спортивная семья», «СТО затей для друзей», «Зима для ловких, смелых, быстрых» способствуют объединению и сплочению детей и родителей. У них проявляется спортивный характер, радость, умение «поболеть» друг за друга. Сколько радости вызывает у взрослых и детей совместные игры-соревнования! За счёт создания условий соревнования повышается эмоциональная значимость результата. Удачное сочетание интенсивности физической нагрузки, участие детей и родителей в процессе выполнения и доступность правил игры позволяют не только увеличить резервные возможности организма, но и снять психоэмоциональное напряжение в условиях полярной ночи.
Каждый сезон года старшие дошкольники вместе с родителями ходят в походы, благодаря которым не только улучшаются детско-родительские отношения, но и у детей развивается двигательная активность и выносливость, они приобщаются к удивительному миру природы, а главное - воспитывается бережное отношение к ней. Родители вместе с детьми закрепляют правила поведения в лесу. А папы с любовью готовили детям горячие сосиски на костре. Те дети, которые в домашних условиях отказывались что-либо есть, в походе кушали с аппетитом.
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. К сожалению, современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, поэтому детский сад активно привлекает не только родителей, а также бабушек и дедушек к участию в различных формах жизни ДОУ. Одной из таких форм общения является творческая выставка семейных работ. В совместной деятельности детей и родителей развиваются творческие способности всех членов семьи; улучшаются взаимоотношения в семье. На выставках «Осенние фантазии», «Рукоделье наших бабушек», «Пасхальное яйцо» и других раскрываются семейные таланты. Совместное творчество детей родителей и прародителей позволяет приобщить воспитанников к семейным традициям.
Продолжая работу по налаживанию доверительных отношений между родителями, воспитателями и детьми, с целью поддержки положительного опыта семейного воспитания в детском саду проводятся конкурсы: «Леди и джентльмены», «Нарочно не придумаешь», «Умелые руки не знают скуки»; дни рождения, встречи, организованные родителями, позволяют ближе познакомиться с семейными традициями, полноценно отдохнуть; субботники, на которых родители вместе с детьми убирают прошлогоднюю листву, прореживают деревья, создают сооружения на участке для игры. А в начале зимы делают кормушки для птиц, из снега создают снежные горки, лабиринты, постройки. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Совместная деятельность положительно сказывается на социально – психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество. Через праздники родители больше знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.
Все это, как правило, способствует улучшению эмоционального и познавательного развития детей. А детский сад становится детско-взрослым сообществом, для которого характерно сотворчество, сопереживание, учет интересов, склонностей и особенностей каждого члена. Наши традиции по улучшению детско-родительских отношений создают положительно-эмоциональную атмосферу в детском саду, позволяют установить доверительные отношения между родителями и воспитателями.
Литература:
1. Репринцева Г.И. «Игра – ключ к душе ребенка» Москва 2008