Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: знакомство с орфограммой – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Задачи:

  • Образовательные: с
    • истематизировать знания о правописании удвоенных согласных в корне и на стыке приставки и корня;
    • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
    • расширять и активизировать словарный запас;
    • расширять знания о русском языке;
    • развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • воспитывать навыки сотрудничества;
    • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
    • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: карточки со словами, портрет писателя М.Горького, аншлаг со словами писателя

Проблема: научиться писать слова с удвоенной согласной буквой.

Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная буква.

Пути решения:

  • запомнить эти слова;
  • посмотреть в словаре;
  • разобрать по составу слово.

Девиз урока: Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой  родной язык. (М.Горький)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте своим товарищам по парте успешной работы на уроке. Девизом нашего урока сегодня будут слова известного писателя Максима Горького: «ЧТОБЫ ХОРОШО ПИСАТЬ, НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»  Как понимаете эти слова? (Ответы детей)

Вывод: Насколько хорошо человек знает язык, настолько грамотно будет писать.

2. Минута чистописания

– Перед вами выставка детских журналов. Многие из вас знакомы с ними.  Какие рубрики в журналах вы любите читать? (Ответы детей)

– Предлагаю урок начать с головоломки. Игра «Закодированное слово». Я прочитаю ряд слов. Ваша задача – выделить в каждом слове лишь первые буквы и записать их  в том же порядке, в котором они прозвучали, у вас получится новое слово.

ХОККЕЙ (хорошо, облако, кино, капуста, ель, йод)
ФИЛИПП (филин, иголка, ластик, индюк, парта, пенал)
КЛАСС (круг, лампа, абрикос, свет, суп)
КРОССОВКИ (камень, ромашка, очки, сом, стул, обруч, ванна, ключ, ириска)

– Какие получили слова? (Вывешивается аншлаг)

ХОККЕЙ
ФИЛИПП
КЛАСС
КРОССОВКИ  

– Что особенного в написании слов, которые получили? (Ответы детей)
– А теперь мы с вами составим «узор» из удвоенных согласных букв.

        КК    ПП    СС    КК   ПП     СС

3. Работа по теме урока

а) АНАГРАММА.

– Проследите «путь» точки по стрелке и вы получите слово.

– Какое слово получили? (КОРРЕСПОНДЕНТ) (аншлаг, запись слова в тетради)
– Кого так называют? (Ответы детей)

В «Толковом словаре»  С.И. Ожегова: КОРРЕСПОНДЕНТ – это автор заметки, сотрудник газеты, журнала, радио, который посылает сообщения с разных мест.

– На уроке каждый из вас побывает в роли «корреспондента». Мы с вами соберем материал и оформим страницу к детскому журналу.

4. Постановка проблемного вопроса

– Мы записали слова (Хоккей, Филипп, класс, кроссовки). Почему эти слова пишутся с удвоенной согласной? (Удвоенная согласная стоит в корне слова, многие слова из словаря, вывешивается схема)

– Я предлагаю вам еще слова  РАССКАЗ, РАССВЕТ.

Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
Варианты ответов:

  • словарные слова
  • в корне слова
  • долгий звук
  • другой случай

Вариантов ответов много. Итак, нужно выбрать правильный ответ. Что для этого нужно сделать? (Разобрать слово по составу)
Подходят слова к схеме? Попробуйте объяснить: почему  пишется удвоенная согласная?  (Удвоенная согласная пишется на стыке приставки и корня, т.к. корень начинается с той же согласной буквы, с какой заканчивается приставка) Наши слова подходят к другой схеме. (Вывешивается аншлаг)

 

5. Первичное закрепление

– А теперь проверим свои знания. Проведем  игру «Сортировщик». Задание: соотнести слова к данным схемам.

МАССАЖ, РАССОЛЬНИК, ДЕД МОРОЗ, КРОССВОРД, РАССЕРДИЛСЯ, ХОЛОД, КРОСС, ВВИНТИЛ, СНЕЖИНКИ,  КИРИЛЛ, ОТТАЯЛ, ЗИМА, ЖАННА, ОТТОЛКНУЛ, МОРОЗ, КАССА, РАССТОЯНИЕ, МЕТЕЛЬ, РОССИЯ, ОТТАЩУ, СУГРОБ,  БАССЕЙН, СУММА.

– Молодцы, ребята, вы получили две группы слов, но у нас остались еще слова. Как можно озаглавить эту группу слов? (ЗИМА)

6. Составление деформированного текста
Задание: Каждая группа корреспондентов получает текст. Ребята, нам нужно составить заметку для нашей странички. Найдите в тексте слова на нашу новую орфограмму.

НА УРОКЕ ПРИСУТСТВУЮТ УЧИТЕЛЯ РАЗНЫХ ШКОЛ. ШКОЛЬНИКИ РАССМАТРИВАЮТ НОВУЮ ОРФОГРАММУ. ИДЕТ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. НАШ КЛАСС СОБИРАЕТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТРАНИЦЫ К ДЕТСКОМУ ЖУРНАЛУ.

ЗАБАВНЫЕ ИГРУШКИ НАС РАССМЕШИЛИ. ЕЩЕ УЧИЛИСЬ ЛЕПИТЬ ПОДЕЛКИ ИЗ ГЛИНЫ. В СУББОТУ НАШ КЛАСС ПОБЫВАЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ГОРОДА КУНГУРА. МЫ ПОСМОТРЕЛИ КАРТИНЫ СЕМЬИ ИГОШЕВЫХ.

ДОЛГО СТОЯЛА ОТТЕПЕЛЬ. ГРУППА ДЕТЕЙ С РАДОСТЬЮ БАРАХТАЛИСЬ В СНЕГУ. И ВОТ ВЫПАЛ ПЕРВЫЙ ПУШИСТЫЙ СНЕГ. ОСЕНЬ ЗАДЕРЖАЛАСЬ В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ.

7.Домашнее задание

– Вот и готова наша страница. Не хватает материала еще для одной рубрики. Кто больше получит лучиков для «СОЛНЫШКА»

8. Итог урока: На уроке мы с вами играли, сочиняли, творили и вот мы с вами собрали материал для нашей страницы. Посмотрите и скажите какая самая главная рубрика?

9. Рефлексия

– Юные корреспонденты, вам предстоит «собрать» материал о нашем уроке. Закончите, пожалуйста, предложение: 

НА УРОКЕ Я …
ПОСЛЕ УРОКА Я ПОСТАРАЮСЬ …
УРОК БЫЛ …
УРОК МНЕ …