Цели урока:
Задачи урока:
- Образовательные: изучить правила безопасного поведения в жилище.
- Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению, развитие коммуникативности учащихся через работу в группах.
- Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности жилища.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Оборудование:
- Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс”.
- Компьютер.
- Рабочая тетрадь.
- Задание “Лабиринт”.
- Карточки с заданиями для групп.
- Карточки с вариантами ответов.
План урока.
- Организационный момент.
- Ввод в урок.
- Сообщение учителя.
- Работа в группах.
- Домашнее задание.
- Итог.
Ход урока
1. Организационный момент урока: учащиеся делятся на 4 группы равные по силам по 3-4 человека в каждой.
Для каждой группы на столе – список, карточки с вариантами ответов.
Перед началом урока всем учащимся предлашается определить настроение, с которым они пришли на урок (слайд № 1).
2. Ввод в урок (слайд № 2, 3).
Ежегодно в квартирах российских граждан совершается около 300-400 тысяч квартирных краж, разбоев и ограблений. Это значит, что каждые полторы минуты одна квартира оказывается “пострадавшей”.
Часто воры работают в темноте, ночью. Но, оказывается, самая типичная кража совершается между 9 и 14 часами, когда большинство людей находятся вне дома: в институте, в школе, на работе.
Жертвы рекордного количества квартирных краж: Кристина и Вик Келли, владельцы магазинчика в Кемберворте, Великобритания, за 10 лет 72 раза становились жертвами краж со взломом.
3. Сообщение учителя.
- Сообщается тема и план работы на уроке (слайды № 4, 5).
- Согласно статистике, наиболее распространенными опасными происшествиями в жилище являются:
- cсоры, причинами которых часто становится пьянство и хулиганство, в результате которых люди наносят друг другу и окружающим тяжкие телесные повреждения;
- кражи из квартир, подвалов, гаражей и надворных построек;
- проникновение в квартиру с целью захвата имущества путем открытого грабежа или разбоя (с применением оружия).
Надо уметь оберегать себя и свой дом от злоумышленников. Не надо быть вольным или невольным помощником злоумышленников, не помогать ворам проникнуть в дом своими действиями или излишней беспечностью. Чаще всего преступники проникают в жилище через балкон, двери, окна, как правило, плохо закрытые. Иногда причиной проникновения грабителя становится оставленный в укромном местечке ключ.
(Слайды № 6, 7)
Как можно предотвратить проникновение постороннего человека в квартиру?
- Ценные вещи не должны быть видны с улицы. Они могут привлечь внимание вора.
- Не впускай в дом малознакомых или незнакомых людей. Обязательно смотри в “глазок” и спрашивай “кто там?”
- Уходя из квартиры даже ненадолго, обязательно проверяй запер ли дверь на ключ.
- Не вступай в разговоры с кем-либо через дверь. (Отвечай: сейчас вызову милицию, они приедут и разберутся)
- Прежде чем выйти из квартиры, вынести мусор или взять почту, посмотри в “глазок” и не забудь закрыть на ключ замок.
Очень часто преступники представляются почтальонами, слесарями-сантехниками, водопроводчиками, газовщиками. Иногда они выстраивают целые легенды, чтобы пробраться к вам в дом. Уговоры разные: принес долг, нужно отдать, завтра уезжаю и так далее.
Правила поведения записать в тетради.
4. Работа в группах.
1) Работа с учебником.
Один учащийся из группы получает задание для работы. В течение 5-7 минут группы работают с материалом учебника (§ 20.2), отвечают на вопросы, готовятся к отчету.
2) Отчеты.
По истечении времени группы отвечают на вопросы, сформулированные на карточках.
За правильные ответы во время отчета команда получает 1 фишку.
3) “Гонка за лидером”.
Задаю вопросы, по которым группы делали отчеты о проделанной работе. Группа, готовившаяся по этим вопросам, руки не поднимает, на вопросы не отвечает. За каждый правильный и полный ответ группа получает фишку.
Вопросы.
- Что должна содержать “шпаргалка”, лежащая рядом с телефоном?
- Чего нельзя говорить по телефону?
- Как поступить, если тебя пытаются втянуть в разговор по телефону?
- Что следует сделать, уходя из дома?
- Чего нельзя рассказывать по телефону друзьям, соседям и приятелям, чтобы избежать ограбления?
- Как правильно спрятать ценные вещи в квартире?
- Что сделать и как поступить, если дверь пытаются открыть снаружи?
- Что делать, если попытки открыть дверь не прекращаются?
- Что сделать, если попытки открыть вашу квартиру прекратились?
- Чего нельзя делать, если вашу квартиру ограбили?
- Кого нужно оповестить?
- Что следует запомнить?
- Учебник, стр.113 вопрос 4(1)
- Учебник, стр.114 вопрос 4 (2)
- Учебник, стр.114 вопрос 5 (а, б, в)
- “Трудные вопросы” (слайды № 8, 9, 10, 11)
4) “Лабиринт” (слайд № 12, задание в отдельной разработке).
На выполнение работы не более 3-4 минут.
Самопроверка, самооценка.
5) Подведение итогов работы в группах:
“5” - 5-6 фишек
“4” - 3-4 фишки.
Оценки выставляю в группе по желанию учащихся.
5. Пояснение домашнего задания: § 20.2 (читать, пересказывать), стр.113 в.1-5 (устно).
6. Итог.
7. После подведения итогов урока учащимся вновь предлагается определить свое настроение (слайд № 13).