Практическая работа "Основы построения чертежей простых фигур в "КОМПАС-3D"

Разделы: Информатика


Цели:

  • формирование практических навыков построения изображений в системах автоматизированного проектирования;
  • развитие пространственного представления;
  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков самообразования.

Время работы: 90 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих.

Сообщение темы, целей и хода занятия.

II. Подготовка к изучению новой темы

Повторение понятий и построений, которые необходимо использовать на занятии, демонстрация необходимых построений на экране через мультимедийный проектор:

  • изометрия;
  • эскиз;
  • построение отрезка
  • установка текущих размеров на видах изображений.

III.. Формирование навыков практической работы

Лист практической работы выдается на стол каждому студенту. Он имеет общие задания для выполнения.

Основы построения чертежей простых фигур в Компас-3D.

  • Создать папку Компас по следующему пути:  А:/фамилия/
  • Открыть программу Компас (пуск – все программы – АСКОН – КОМПАС ЗD)

Задание 1. Знакомство с программным меню и панелями инструментов

  • Закрыть окно справки, нажать кнопку Создать – чертеж.
  • Установить текущие параметры чертежа, для  этого нажать сервис – параметры.
  • Выбрать  закладку Текущий чертеж – параметры первого листа – формат. Установить формат А3 (из списка форматов), выбрать ориентацию «горизонтальная».  В пункте Оформление:

Чертеж конструкторский. Первый лист. ГОСТ 2.104-68., нажать ОК.

  • На панели Вид нажать кнопку Показать  все, для показа листа целиком.
  • Для удобства работы необходимо  включить панели инструментов. Вид – панели инструментов: Стандартная, компактная панель, Вид, текущее состояние.

Задание 2. Построение отрезка

  • Включите кнопку Геометрия на панели инструментов.
  • Выберите кнопку – пиктограмму Ввод отрезка на инструментальной панели геометрии и щелкните на ней кнопкой мыши. Появится строка параметров объекта при вводе отрезка.
  • Введите координаты Х и У первой точки т1 отрезка, а затем второй точки т2 (координаты вводятся с клавиатуры).  Для этого следует дважды щелкнуть мышью в поле (окошке) справа от надписи т1 параметра первой точки и, не перемещая больше мыши, наберите на клавиатуре значение координаты Х1, например, 50.
  • Переместите указатель мыши, не выходя из строки параметров объекта, в следующее поле У1 и, дважды щелкнув, наберите значение координаты У1, например, 60. Зафиксируйте значения первой точки отрезка нажатием клавиши Enter.
  • Таким же образом назначьте координаты второй точки отрезка (например, 80, 100). После нажатия Enter на чертеже появится изображение отрезка.
  • Система остается в режиме ожидания для построения второго отрезка. Если в этом нет надобности, то необходимо прервать текущую команду. Для этого щелкните по кнопке со знаком STOP слева от рабочего экрана.

Задание 3. Удаление отрезка

  • Укажите построенный отрезок. Для этого нужно щелкнуть кнопкой мыши на отрезке. Отрезок выделится другим цветом, а на его концах появятся черные квадратики (маркеры), обозначающие границу выделения.
  • Нажмите клавишу Delete на клавиатуре. Отрезок будет удален.

Задание 4.Изменение размера изображения

  • Для увеличения какой либо области документа используется кнопка Увеличить масштаб рамкой
  • Для плавного изменения масштаба используется кнопка Приблизить/Отдалить.
  • Перемещение изображения в окне документа без изменения масштаба достигается нажатием кнопки Сдвинуть.
  • Для отображения в окне всего документа служит кнопка Показать все.
  • Для обновления изображения служит кнопка Обновить изображение.

Задание 5.Построение отрезков и замкнутых контуров по координатам

  • Построить горизонтальный отрезок: первая точка (230,240), вторая точка – (280,240).
  • Построить вертикальный отрезок: первая точка (310,270), вторая точка – (310,210).
  • Построить отрезок: (340,210) – (390,270).
  • Построить отрезок, перпендикулярный данному: Выбрать инструмент Перпендикулярный отрезок, щелкнуть по первому (горизонтальному отрезку) и отложить отрезок вручную.
  • Построить отрезок, параллельный  данному: Выбрать инструмент Параллельный отрезок, щелкнуть по первому (горизонтальному отрезку) и отложить отрезок вручную.
  • Построить ломаную по координатам: (230,90); (230,130); (255,130); (255,70); (320,70); (275,95); (390,130); (390,70). Для построения выбрать инструмент Непрерывный ввод объектов.

Примеры выполнения задания № 5

Задание 6. Линии чертежа

1) Выбрать инструмент Отрезок. Начертить горизонтальный отрезок по координатам: (30,250) – (170,250). Для прекращения построения отрезков нажать кнопку STOP

2) Выполнить надпись линии – «Основная». Для этого необходимо сделать активной панель Обозначения . Сделать активным инструмент Ввод текста. Слева от начерченной линии щелкнуть мышкой и ввести надпись линии. Закончить ввод текста кнопкой Создать объект.  

3) Снова выбрать инструмент Отрезок, в окне диалога Стиль выбрать тип линии «тонкая». Постройте отрезок аналогично предыдущему по координатам: (30,230) – (170,230) и сделайте к нему соответствующую надпись.

4) Постройте отрезки и выполните надписи к ним:

  • Осевая (30,210) – (170,210)
  • Штриховая(30,190) – (170,190)
  • Утолщенная (30,170) – (170,170)
  • Пунктир 2 (30,150) – (170,150)
  • Осевая осн. (30,130) – (170,130)
  • Штриховая осн. (30,110) – (170,110)
  • Вспомогательная (30,90) – (170,90)
  • Для линии обрыва  (30,70) – (170,70)

Пример выполнения задания № 6

Задание 7.Основная надпись

1) Активизируйте основную надпись одним из способов:

– двойным щелчком левой  кнопки мыши в любой точке штампа;
– нажатием правой кнопки мыши на штампе с последующим выбором команды Заполнить основную надпись.

2) При заполнении ячеек система автоматически располагает по центру или выравнивает его по левой границе ячейки, подбирает необходимую высоту и ширину символов для равномерного заполнения ячеек.

3) Начните заполнения ячеек штампа. Установите курсор в нужной ячейке и заполните с клавиатуры:

  1. В графу «Наименование изделия» введите – Линии
  2. В графу «Выполнил» – свою фамилию
  3. В графу «Проверил» – фамилию преподавателя
  4. В графу «№ изделия» – Практическая работа № 30
  5. В графу «Организация» – БАмИЖТ

4) Сохраните чертеж: Файл – Сохранить. Имя файла: Линии_Фамилия.