Цели:
- формирование практических навыков построения изображений в системах автоматизированного проектирования;
- развитие пространственного представления;
- развитие логического мышления;
- развитие навыков самообразования.
Время работы: 90 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы, целей и хода занятия.
II. Подготовка к изучению новой темы
Повторение понятий и построений, которые необходимо использовать на занятии, демонстрация необходимых построений на экране через мультимедийный проектор:
- изометрия;
- эскиз;
- построение отрезка
- установка текущих размеров на видах изображений.
III.. Формирование навыков практической работы
Лист практической работы выдается на стол каждому студенту. Он имеет общие задания для выполнения.
Основы построения чертежей простых фигур в Компас-3D.
- Создать папку Компас по следующему пути: А:/фамилия/
- Открыть программу Компас (пуск – все программы – АСКОН – КОМПАС ЗD)
Задание 1. Знакомство с программным меню и панелями инструментов
- Закрыть окно справки, нажать кнопку Создать – чертеж.
- Установить текущие параметры чертежа, для этого нажать сервис – параметры.
- Выбрать закладку Текущий чертеж – параметры первого листа – формат. Установить формат А3 (из списка форматов), выбрать ориентацию «горизонтальная». В пункте Оформление:
Чертеж конструкторский. Первый лист. ГОСТ 2.104-68., нажать ОК.
- На панели Вид нажать кнопку Показать все, для показа листа целиком.
- Для удобства работы необходимо включить панели инструментов. Вид – панели инструментов: Стандартная, компактная панель, Вид, текущее состояние.
Задание 2. Построение отрезка
- Включите кнопку Геометрия на панели инструментов.
- Выберите кнопку – пиктограмму Ввод отрезка на инструментальной панели геометрии и щелкните на ней кнопкой мыши. Появится строка параметров объекта при вводе отрезка.
- Введите координаты Х и У первой точки т1 отрезка, а затем второй точки т2 (координаты вводятся с клавиатуры). Для этого следует дважды щелкнуть мышью в поле (окошке) справа от надписи т1 параметра первой точки и, не перемещая больше мыши, наберите на клавиатуре значение координаты Х1, например, 50.
- Переместите указатель мыши, не выходя из строки параметров объекта, в следующее поле У1 и, дважды щелкнув, наберите значение координаты У1, например, 60. Зафиксируйте значения первой точки отрезка нажатием клавиши Enter.
- Таким же образом назначьте координаты второй точки отрезка (например, 80, 100). После нажатия Enter на чертеже появится изображение отрезка.
- Система остается в режиме ожидания для построения второго отрезка. Если в этом нет надобности, то необходимо прервать текущую команду. Для этого щелкните по кнопке со знаком STOP слева от рабочего экрана.
Задание 3. Удаление отрезка
- Укажите построенный отрезок. Для этого нужно щелкнуть кнопкой мыши на отрезке. Отрезок выделится другим цветом, а на его концах появятся черные квадратики (маркеры), обозначающие границу выделения.
- Нажмите клавишу Delete на клавиатуре. Отрезок будет удален.
Задание 4.Изменение размера изображения
- Для увеличения какой либо области документа используется кнопка Увеличить масштаб рамкой
- Для плавного изменения масштаба используется кнопка Приблизить/Отдалить.
- Перемещение изображения в окне документа без изменения масштаба достигается нажатием кнопки Сдвинуть.
- Для отображения в окне всего документа служит кнопка Показать все.
- Для обновления изображения служит кнопка Обновить изображение.
Задание 5.Построение отрезков и замкнутых контуров по координатам
- Построить горизонтальный отрезок: первая точка (230,240), вторая точка – (280,240).
- Построить вертикальный отрезок: первая точка (310,270), вторая точка – (310,210).
- Построить отрезок: (340,210) – (390,270).
- Построить отрезок, перпендикулярный данному: Выбрать инструмент Перпендикулярный отрезок, щелкнуть по первому (горизонтальному отрезку) и отложить отрезок вручную.
- Построить отрезок, параллельный данному: Выбрать инструмент Параллельный отрезок, щелкнуть по первому (горизонтальному отрезку) и отложить отрезок вручную.
- Построить ломаную по координатам: (230,90); (230,130); (255,130); (255,70); (320,70); (275,95); (390,130); (390,70). Для построения выбрать инструмент Непрерывный ввод объектов.
Примеры выполнения задания № 5
Задание 6. Линии чертежа
1) Выбрать инструмент Отрезок. Начертить горизонтальный отрезок по координатам: (30,250) – (170,250). Для прекращения построения отрезков нажать кнопку STOP
2) Выполнить надпись линии – «Основная». Для этого необходимо сделать активной панель Обозначения . Сделать активным инструмент Ввод текста. Слева от начерченной линии щелкнуть мышкой и ввести надпись линии. Закончить ввод текста кнопкой Создать объект.
3) Снова выбрать инструмент Отрезок, в окне диалога Стиль выбрать тип линии «тонкая». Постройте отрезок аналогично предыдущему по координатам: (30,230) – (170,230) и сделайте к нему соответствующую надпись.
4) Постройте отрезки и выполните надписи к ним:
- Осевая (30,210) – (170,210)
- Штриховая(30,190) – (170,190)
- Утолщенная (30,170) – (170,170)
- Пунктир 2 (30,150) – (170,150)
- Осевая осн. (30,130) – (170,130)
- Штриховая осн. (30,110) – (170,110)
- Вспомогательная (30,90) – (170,90)
- Для линии обрыва (30,70) – (170,70)
Пример выполнения задания № 6
Задание 7.Основная надпись
1) Активизируйте основную надпись одним из способов:
– двойным щелчком левой кнопки мыши в любой
точке штампа;
– нажатием правой кнопки мыши на штампе с
последующим выбором команды Заполнить
основную надпись.
2) При заполнении ячеек система автоматически располагает по центру или выравнивает его по левой границе ячейки, подбирает необходимую высоту и ширину символов для равномерного заполнения ячеек.
3) Начните заполнения ячеек штампа. Установите курсор в нужной ячейке и заполните с клавиатуры:
- В графу «Наименование изделия» введите – Линии
- В графу «Выполнил» – свою фамилию
- В графу «Проверил» – фамилию преподавателя
- В графу «№ изделия» – Практическая работа № 30
- В графу «Организация» – БАмИЖТ
4) Сохраните чертеж: Файл – Сохранить. Имя файла: Линии_Фамилия.