Цель: Формирование у школьников ценностей общества: гражданской позиции и здорового образа жизни.
Задачи: актуализация раннее полученных знаний по вопросам здорового образа жизни, прав и обязанностей учащихся; развитие речи, логического мышления учащихся, умения действовать в коллективе;воспитание чувства ответственности за свои поступки, свое здоровье, самоуважение и уважение к другим людям.
Форма проведения: игровая, командная.
Метод: групповой
Оборудование: проектор, оформление выставки книг по правам ребенка.
Ход мероприятия
Слайд 1. Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстаивать его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон "око за око, зуб за зуб". Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как такого начали задумываться в Древней Греции, где-то еще в VII в. до нашей эры. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: экологические катастрофы, нарушение прав человека, ухудшение состояния здоровья. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.
Сегодня мы с вами вспомним то, что должен знать каждый ребенок, для того чтобы достойно жить. Вспомним ваши права, обязанности и конечно поговорим об охране своего здоровья.
Наше мероприятие пройдет в форме игры, в течение которой каждая команда сможет заработать "человечков", победит та команда, у которой их больше.
У нас три команды. Представьтесь. (представление команд)
20 ноября 1989 года - историческая дата для 2-х миллиардов детей всего мира. В этот день принята Конвенцию о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков, нормы детского здоровья, образования, социальной защищенности, уровня жизни, игр, досуга.
Об этих правах вы можете прочитать в этих книгах. (выставка книг)
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все, то чего им не хватает.
Какие права знаете, вы?
Слайд 2. - обратите внимание на слайд и перечислите те права, которые не назвали.
Скажите, а можно назвать человека грамотным, если он знает только свои права?
Правильно, каждое право является обязанностью по отношению к другому человеку. (разбор 2 прав).
А сейчас с помощью сказочной викторины закрепим ваши знания о правах. Вы должны узнать права, каких сказочных героев нарушены, а поможет вам мешок подсказок. Слайд 3. (каждая команда вытягивает по 2 вопроса)
(конкурс) "В какой сказке нарушены данные права"
1. В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? ("Золотой ключик или приключение Буратино")
2. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Сказка о попе и работнике его Балде")
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? ("Золушка")
4. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ("Красная шапочка", "Дюймовочка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке")
5. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность? ("Три поросенка", зайка из сказки "Ледяная избушка")
6. Герои, каких русских сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? ("Лягушка путешественница", старуха из сказки "Сказка о рыбаке и рыбке")
Скоро вы вступите в ответственную пору своего развития - пору взросления. В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой, индивидуальный образ жизни. Очень важно "правильно повзрослеть": не приобрести вредных привычек, а главное научится управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом будет зависеть ваша дальнейшая жизнь-то, какими вы вырастите, чем сможете заниматься, какая будет у вас семья и многое другое.
Каждый человек, который заботится о своем здоровье, должен быть всесторонне развитым и знать, что положительно, а что отрицательно влияет на его самочувствие. Следующее задание называется блиц опрос, каждая команда по очереди выбирает вопросы, которые разделены на 3 категории и имеют разные оценочные баллы. Отвечаем быстро. Слайд 4.
Конкурс "Блиц опрос"
- Кто кого греет, одеяло человека, или человек одеяло? (человек)
- Способы закаливания организма? (солнце, воздух, вода )
- Номер телефона скорой помощи? (03)
- Какой орган защищает наше тело от различных повреждений? (кожа)
- Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую пищу? (язык)
- Когда человек бывает выше ростом: вечером, после работы, утром?(утром)
- Какое расстояние должно быть от глаз до книги?(30 см)
- Что нужно беречь, но нельзя купить?(здоровье)
- Разумное распределение времени, при котором правильно чередуется труд и отдых? (режим)
- Самые твердые части нашего организма? (скелет, кости)
- Командный центр нашего организма? (мозг)
- Почему лес называют легкими планеты? (выделяет кислород)
- Какой орган называют ''насосом'' организма? (сердце)
- Место, где занимаются спортом? (спортзал, стадион)
- Аппарат для ликвидации возгорания? (огнетушитель )
Молодцы, ребята, вы не плохо справились и с этим заданием. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма "Заколдованный мальчик", о путешествии мальчика Нильса на гусях (фрагмент как Нильс собрался улетать). Слайд 20.
- Ребята, скажите, а ведь бывают такие ситуации, когда дети правда уходят из дома и следующий конкурс называется "Причина", вы будете работать в группах. Задание перечислите причины, по которым ребенок может уйти из дома.
Конкурс "Причина" (зачитывают)
- Ушедшие из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где найдут они пристанище? (на вокзалах, в подвалах домов, в колониях для несовершеннолетних).
- Как вы думаете, правильно ли поступают дети, уходя из дома?
- Почему да? (нет?) (приносят вред своему здоровью, своим близким)
- К кому может обратиться ребенок, оказавшийся в такой ситуации? (учителю, социальному педагогу, психологу).
Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастают здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, долгую, здоровую и счастливую жизнь.
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: "Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?"
- Как вы думаете, что ответили мудрецы?
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: "Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях".
А сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете правила здорового образа жизни.
Конкурс "Правила здорового образа жизни"
(ребятам необходимо зачеркнуть слова, которые можно не относятся к здоровью или здоровому образу жизни)
- режим - доброта - труд - питание - спорт - болезнь - усталость - грязь - оскорбление - уважение - вирус - уборка - отдых - вода - витамины - закаливание - экология - беспорядок - вредные привычки - гнев - лень
Слайд 21. давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.
- Для того чтобы вы всегда помнили правила здорового образа жизни, я вам, хочу подарить на память - памятки "Кодекс здоровья".
(памятка "Кодекс здоровья")
Помните, мудрецы сказали, что здоровье зависит не только от образа жизни, но и от поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях. Зачастую многие из вас нарушают права других, забывая о своих обязанностях по отношению к другим: обижают, оскорбляют, бьют и забывают извиниться.
- Сейчас, я предлагаю вам побыть в роли мудрецов и придумать знак, по которому можно понять, что нельзя обижать, бить, оскорблять друг друга, т.е. нарушать права другого человека.
Недостаточно знать правила, надо уметь его использовать, а если не получается то надо уметь прощать и просить прощения.
Психотренинг.
Каждая команда встаньте в круг, возьмитесь все за руки. Глядя соседу в глаза, давайте произнесем:
:Я уважаю, твое право на безопасность, и не стану тебя бить, вредить твоему здоровью.
:Я уважаю, твое право на учебу, и не стану тебя отвлекать на уроке.
:Я уважаю свои права, права других людей и не буду их нарушать.
Слайд 22.
В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям: (А.Вознесенский)
На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу!