Введение
Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Проблема построения системы коррекционной работы встала передо мной в 1989 году одновременно с открытием в ДОУ группы для детей с патологией развития органа зрения и с началом моей педагогической деятельности.
В этот период коллектив педагогов впервые открытой коррекционной группы испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы:
- недостаточная теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (в связи с тем, что у меня как у специалиста имелось к тому времени только незаконченное высшее дефектологическое образование), отсутствие специальной литературы;
- отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;
- отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям зрительной работы.
Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы.
Мероприятия и задачи по созданию системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием
1. Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы
Опираясь на взаимосвязь с врачом-окулистом, журнал «Дефектология», некоторые теоретические и практические материалы, полученные мной за 3 года обучения на отделении тифлопедагогики дефектологического факультета, я начала свою работу с изучения контингента детей коррекционной группы и определения основной задачи в работе с детьми с амблиопией и косоглазием. Для этого поставила перед собой задачи: определить остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка; определить сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка; изучить уровень развития зрительного восприятия у детей; выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения (нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки, отклонения в эмоциональной сфере); уровень развития предметных представлений; определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.
С целью диагностики разработала методику обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Она включает в себя обследование восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений у дошкольников. Главной задачей в работе с детьми определила следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций до нормы, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения.
Постепенно совершенствуя систему обследования детей с амблиопией и косоглазием, я включила в нее следующие разделы: изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления), обследование уровня развития речи (звукопроизношение и связной речи), обследование сформированности мелкой моторики, выявление отклонений в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка.
Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.
2. Создание предметно-развивающей среды
Одновременно с изучением контингента детей, я совместно с воспитателями группы начала работу по созданию предметно-развивающей среды, отвечающей необходимым гигиеническим требованиям и принципу: «Не навреди!». Мною были поставлены следующие задачи: определить основные формы организации коррекционной работы; четко сформулировать гигиенические требования к организации педагогического процесса – определить количество подгрупповых и индивидуальных занятий в течение дня, время проведения каждого занятия, правила зрительной работы, правила рассаживания детей на занятии; изготовить наглядные пособия, отвечающие требованиям зрительной работы детей с нарушенным зрением.
Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, на первом этапе своей педагогической деятельности я определила основной формой организации коррекционной работы подгрупповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по психогимнастике, развитию ориентировки в пространстве, по развитию психических функций.
С опорой на книги М. И. Земцовой «Учителю о детях с нарушением зрения» и на уже имеющиеся теоретические сведения я сформулировала определенные гигиенические требования к организации педагогического процесса в группе для детей с нарушением зрения.
За весь период работы специализированной группы кабинет дефектолога пополнился большим количеством наглядно-дидактического материала, в основном, изготовленного своими руками.
3. Определение видов коррекционных занятий на начальном этапе работы
Изучив уровень развития и возможности личности ребенка, определив, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок, я сделала вывод, что у детей с амблиопией и косоглазием надо развивать:
– зрительное восприятие как сложный
психический процесс (зрительные сенсорные
эталоны цвета, формы, величины; восприятие
пространственных представлений и восприятие
сюжетного изображения);
– представления об окружающих предметах: овощах
и фруктах, растениях, животных и птицах,
транспорте, одежде;
– умение ориентироваться в пространстве;
– умение правильно произносить звуки речи;
– осязание и мелкую моторику;
– общую моторику;
– коммуникативные умения и навыки;
– психические процессы: внимание, память,
мышление.
Так как на начальном этапе работы из методического материала у меня имелись только примерные конспекты занятий по формированию предметных представлений, развитию зрительного восприятия, развитию ориентировки в пространстве, исправлению неправильного звукопроизношения, то и до 1996 года проводились только такие виды занятий. Остальные отклонения в развитии детей с нарушенным зрением корректировались путем использования отдельных, еще не приведенных в систему, игр и упражнений.
В 1996 году имеющиеся виды подгрупповых занятий я распределила по лексическим темам в соответствии с темами общеобразовательных занятий таким образом, что в течение изучения одной лексической темы (одна – две недели) происходило формирование и предметных представлений, и сенсорных эталонов, и ориентировки в пространстве. Таким образом, учитывая количество лексических тем, которые необходимо изучить в течение года, я смогла определиться и с количеством имеющихся видов подгрупповых коррекционных занятий в учебном году:
– Формирование предметных представлений – 26.
– Развитие зрительного восприятия – 33.
– Развитие ориентировки – 14.
4. Установление взаимосвязи с воспитателями специализированной группы
С момента распределения видов коррекционных занятий по лексическим темам установилась более тесная взаимосвязь дефектолога с воспитателями, которая до этого выражалась лишь в отдельных рекомендациях для воспитателей по организации коррекционной работы. Изученный на коррекционном занятии по ФПП материал стал закрепляться на общеобразовательных занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи. Рекомендации для воспитателей по закреплению темы и проведению индивидуальной работы заносятся в «Тетрадь связи».
5. Изучение и внедрение в работу специальной программы. Определение основных направлений коррекционной работы
В 1997 году вышла в свет Программа «Коррекционная работа в детском саду» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программой были определены следующие направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; коррекция нарушений речи; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве.
Программа Л.И.Плаксиной очень помогла в создании системы коррекционной работы. В соответствии с Программой, к уже имеющимся видам занятий я добавила подгрупповое занятие по развитию осязания и мелкой моторики, беседы по развитию социально-бытовой ориентировки, коррегирующую гимнастику, индивидуальное занятие по формированию правильной осанки. Программа помогла более четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы. Но, кроме программных занятий, я разработала серию занятий по психогимнастике.
6. Установление взаимосвязи с родителями воспитанников
Работа с родителями является важным условием воспитания детей с нарушенным зрением. Большое значение имеет информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как учитель-дефектолог использовала и продолжаю использовать разные формы работы с родителями. Это индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др.; информация в уголке для родителей на различные темы; папка «Связь с родителями» (вопросы и ответы); выступления на родительских собраниях; анкетирование.
Также, разработала серию консультаций для родителей, в которых в живой и доступной форме знакомлю родителей с некоторыми понятиями (пальминг, косоглазие), предлагаю небольшой комплекс гимнастики для глаз, для тренировки мимики, рассказываю о пользе свечи, даю совет – как сохранить зрение и др.
7. Поиск новых приемов и методов, сохраняющих здоровье. Интегративный компонент в образовательном процессе
В результате наблюдения за свободной и учебной
деятельностью детей нашей группы, анализа своей
работы я сделала вывод, что проблема учебных
перегрузок не обошла и нашу группу. И, в связи с
этим назрела необходимость в поиске новых
приемов и методов, сохраняющих здоровье
воспитанников.
Опираясь на опыт воспитателя Редько Л.А. по
использованию игровых ситуаций на занятиях, я в
1999-2000 учебном году работала по теме: «Игра и
живое слово как средство активизации детей на
коррекционном занятии». Итогом изучения этой
темы стал подбор практического материала
(загадок, стихотворений, игр) по лексическим
темам и включение в конспекты коррекционных
занятий игр, игровых ситуаций и живого слова.
Также, с целью охраны зрения и общего здоровья детей, обратила особое внимание на включение в каждое коррекционное занятие динамических пауз, физкультминуток или зрительных упражнений. Подобрала физкультминутки по каждой лексической теме.
Кроме этого разработала и включила в систему работы серию игр на развитие внимания, памяти, мышления и серию психогимнастических игр.
С целью снижения эмоциональных и умственных нагрузок детей, возникла необходимость создания проекта, который помог бы разрешить хотя бы в какой-то степени проблему учебных перегрузок. Особенно негативно большие учебные нагрузки и сокращение времени на игру сказывается на детях с ограниченными возможностями. В частности, на детях с нарушением зрения.
Вторичными отклонениями у детей с нарушением
зрения являются: снижение двигательной
активности и нарушение осанки. А увеличение
времени занятий и уменьшение времени на
свободные активные игры усугубляет эти
отклонения в двигательной сфере, что
неблагоприятно влияет на общее физическое
здоровье детей. Совместно с воспитателями группы
мы решили использовать интегративный
компонент в образовательном процессе для
снижения умственных и физических нагрузок на
детей. Проект был так и назван «Интегративный
компонент в образовательном процессе как фактор
решения проблемы эмоциональных и физических
перегрузок детей».
Для реализации главной цели проекта нами были
поставлены следующие задачи:
- Объединить некоторые виды занятий и заменить некоторые из них играми. Таким образом, более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности – игру.
- Высвободить в режиме дня время для свободной деятельности детей за счет замены некоторых занятий игрой, учитывая, что игра должна быть по времени короче занятия.
Мы выделили следующие этапы работы над проектом:
1. Обследование уровня физического развития и наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием детей. Этот этап был рассчитан на сентябрь 2004 года. Результаты обследования показали низкий уровень физического развития, эмоциональную закомплексованность наших воспитанников в начале года.
2. Распределение программных задач по видам занятий, их интеграция и разработка серий игр по данным разделам. Этот этап завершили к концу 2004-2005 учебного года.
3. Систематизация материала и его внедрение в работу. Этап завершили к концу 2005-2006 учебного года.
Объектом интеграции стали занятия:
- Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью.
- Коррекционные занятия дефектолога по формированию предметных представлений.
- Занятия воспитателя по формированию элементарных математических представлений.
- Коррекционные занятия дефектолога по ориентировке в пространстве.
Как же происходило это объединение?
- Из занятий по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью мы выделили основные обучающие задачи, которыми дополнили коррекционные занятия по формированию предметных представлений.
- Разработали серию игр по закреплению представлений об окружающем и социальной действительности.
- Из коррекционных занятий по ориентировке в пространстве выделили коррекционные задачи, которые включили в занятия по формированию элементарных математических представлений.
- Систематизировали игры по развитию ориентировки в пространстве.
Таким образом, за счет интеграции:
- количество занятий уменьшилось, а количество игр увеличилось;
- в режиме в первую половину дня на свободную деятельность детей вместо двадцати минут отведено около одного часа.
В результате реализации проекта, коллектив нашей специализированной группы смог более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности; способствовать снижению учебных перегрузок, сохранению физического и эмоционального здоровья детей.
Таким образом, используя здоровьесберегающие приемы и учитывая когнитивные и креативные аспекты деятельности в своей работе, я реализую принцип здоровьесбережения и здоровьеразвития.
Моя педагогическая концепция.
Концепцию своей педагогической деятельности я, конечно, выделила для себя не сразу, а в процессе работы над проблемой создания системы коррекционной работы. Толчком к формулировке концепции моей педагогической деятельности послужила работа над проектом «Интегративныйкомпонент в образовательном процессе как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».
Подводя итог большому этапу своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья.
Главная цель и результаты работы
Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Но что же мы понимаем под словом здоровье? В настоящее время насчитывается около 40 определений здоровья. Например, всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья. Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с отклонениями в развитии.
Конечно, не во всех случаях получается желаемый результат, так как мы имеем дело с особым контингентом детей, имеющим особенности в психофизическом развитии и, порой, очень сложный комплекс дефектов: нарушение зрения может сочетаться с отклонениями речи, в эмоционально-волевой сфере и с другими вторичными отклонениями. Но, как правило, выпускники нашей группы выходят из детского сада подготовленными к обучению в школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения (подготовленная к письму рука, усидчивость, трудолюбие и др.).
Завершая описание системы своей работы, хочется отметить, что моя педагогическая деятельность отражает мое жизненное кредо: «Чистота – залог здоровья…Порядок прежде всего!» В эти слова из детского мультфильма я вкладываю глубокий смысл. Ведь, чтобы быть здоровым физически, эмоционально, духовно, человек должен быть чист и порядочен во всем – в своем теле, в жилище, в мыслях и деятельности, в отношениях с другими людьми. Все это я и стараюсь развивать в себе, в своем ребенке и в своих воспитанниках.
Литература.
- Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», М., 1983
- «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» рабочая тетрадь, С.-П., 2004
- Демирчоглян Г. «Детское зрение» (Советы по профилактике близорукости у детей), М., 1998
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990
- Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении детей», С.-П., 2000
- Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», М., 1973
- Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция», М., 1994
- «Логопедия» учебник для пединститутов под. ред. Волковой Л.С., М., 1989
- «Лечебная физическая культура» справочник под ред. Епифанова В.А., М., 1987
- Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР», М., 2005
- Маргарет Д.Корбет «Как приобрести хорошее зрение без очков» руководство к быстрому улучшению зрения, С.-П., 1995
- Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии», М., 1992
- Нестерюк Т., Шкода А. «Гимнастика маленьких волшебников» элементы йоги для детей».
- «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И., М., 1978
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М., 2000
- «Психологические тесты» под ред. Ахмеджановой Э.Р., М.,1966
- «Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1990
- «Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1988
- «Современные теоретические, эксперимениальные и методические проблемы тифлологии» межвузовский сборник, С.-П., 1997
- Синицына Е. «Умные раскраски», М., 1999
- Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», М., 1988
- Справочник по офтальмологии под ред. Аветисова Э.С., М., 1978
- Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., 1995