В первую очередь хотелось бы отметить, что профессиональная этика или кодекс поведения, обеспечивают нравственные аспекты взаимоотношения между людьми, а в данном рассматриваемом случае – это связи между: педагогом – родителем, педагогом – учеником.
Первостепенное значение для педагогов имеет связка педагог – ученик, но без адекватного взаимодействия в связке педагог-родитель, может пострадать баланс взаимоотношений с учеником, следовательно нравственные аспекты взаимодействия педагога с родителями учащихся, в данном рассматриваемом случае в учреждении дополнительного образования, приобретают не маловажный акцент в практике педагогической деятельности.
Одна из значимых профессиональных обязанностей педагога – это организация сотрудничества с родителями учащихся.
Объективная необходимость педагога – это вовлекать родителей в систему отношений и знакомить с условиям осуществления педагогического процесса.
Понятия о нравственных аспектах взаимодействия педагога, как с учеником, так и с его родителями, стали появляться сразу же, как только появилась необходимость в передаче опыта и знаний подрастающему поколению, что привело к появлению системы образования, а следовательно и профессиональной педагогической деятельности.
Ещё античные философы стремились обозначить и высказать суждения по различным вопросам педагогической этики, и аспектам нравственности.
Для более детального рассмотрения поставленной проблемы, возьмём обучение фортепианной игре в музыкальных студиях в учреждениях дополнительного образования, которое в свою очередь доступно всем желающим учиться, без ограничений, независимо от способностей. Поэтому такое обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего с пробуждением интереса к музыке, развитием навыков любительского музицирования.
Серьёзное развитие музыкальных интересов произойдёт только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамотности, воспитаны умения в обращении с инструментом.
Очень важным фактором в занятиях музыкой, является отношение родителей к предмету обучения и их участие в процессе обучения. По настоящему усидчивых детей мало, то как будет заниматься музыкой ребёнок во многом зависит от отношения к этому родителей. Те родители, которые ходят на занятия изначально и присутствуют на уроках, сами увлекаются учебным процессом. Даже когда их дети начинают самостоятельно ходить на занятия родители продолжают интересоваться процессом обучения.
Не смотря ни на что, необходимо учитывать, что система отношений способна существовать и без контакта её участников, т.к. их связывает учащийся – объект взаимного влияния.
Надо отметить, что при поступлении в музыкальные объединения в учреждениях дополнительного образования, как правило инициатива обучения исходит чаще от родителей, конечно нельзя забывать и о том, что многие ученики проявляют самостоятельность в выборе проведения своего досуга. Следовательно, если учитывать первостепенную инициативу родителей в выборе учебной деятельности своего ребёнка, то следовательно родитель имеет представление об учебной деятельности и цели обучения, в рассматриваемом случае, мы имеем ввиду музыкальные объединения.
Взаимоотношение «педагог – родитель» значимый
фактор, который оказывает большое воздействие на
нравственную жизнь ученика. Для того , чтобы
правильно строить взаимоотношения «родитель –
педагог» педагог должен знать семейную
нравственную ситуацию, а родители знать
нравственно-педагогические требования педагога.
Между тем, кроме «морального авторитета»педагог
не располагает никакой властью, ему не всегда
удаётся занять ведущую позицию в сотрудничестве
с родителями ученика. Возникает разобщённость в
следствии отсутствия контакта, неопределённости
представления педагога о родителях ученика и тех
о педагоге.
Противоречия возникают по разным причинам
(разобщённость интересов, различные подходы к
взаимодействию с ребёнком, различный уровень
педагогической квалификации, большое число
требований предъявляемых друг другу).
Идеальным вариантом при котором благоприятно складывается ситуация для учащегося, когда моральные аспекты родителей и педагога совпадают и находят полное взаимопонимание и взаимодействие и, как следствие выстраивается однозначное и правильное формирование в связке педагог – ученик. Для достижения желаемого результата, необходимо совпадение интересов и стремлений родителей и педагога, а так же доверие со стороны родителей к тому, что педагог правильно, и основываясь на моральных аспектах своей деятельности, сформирует наиболее адекватные, подходящие именно данному ученику условия в рамках педагогического процесса. Что представляется вполне реальным, учитывая, в основном индивидуальную работу с педагогом.
Для достижения необходимого результата педагог обязан активно и непрерывно обогащать свою собственную педагогическую технику и постоянно стремиться к тому, чтобы каждый урок был интересен не только для ученика, но и для него самого. Когда занятия вызывают обоюдный интерес, структура урока легче сливается с содержанием дидактического процесса, и становится средством, которое ускоряет достижение предусмотренных целей преподавания.
В основе каждого урока проводимого педагогом, должны быть три основные цели: образовательная, развивающая и воспитательная. Все три составляющие должны базироваться непосредственно на нравственных аспектах взаимодействия, как педагоги и ученика, так и педагога-родителя. Именно тогда в работе с учащимися полнее возможно будет добиться воспитания эстетически и художественно развитой личности.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между педагогом и учащимся, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога и учащегося – адекватное соотношение требовательности и доверия к нему.
В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играют взаимодействия учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.
Конечно, и скорее всего именно в первую очередь, успех воспитания зависит от влияния той ближайшей микросреды, в которой и воспитываются дети, и которая формируется непосредственно родителями.