Рациональное питание. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Тип урока: урок-ролевая игра

Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать представление учащихся о рациональном питании.
    • показать различия и взаимосвязи раздельного  питания.
    • познакомить с  алгоритмом составления пищевого рациона.
    • активизировать теоретическое и продуктивное мышление, познавательные способности школьников; развивать критическое мышление в процессе обучения;
    • организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;
    • использовать компьютерные технологии в учебном процессе.
  • Развивающие:
    • развивать умения у учащихся получать ответы на вопросы с помощью анализа, сравнения  и объяснять, доказывая их результаты.
    • осуществить поворот от сообщения знаний и их запоминания к значительному увеличению активности учащихся.
  • Воспитательные:
    • показать необходимость бережного отношения к своему здоровью и окружающих.

Оборудование:  мультимедийные  презентации, мультимедийная установка, таблицы, дидактический материал, интерактивная доска, индивидуальные карточки, видеофрагмент

Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”.
Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

План  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объясняется  форма урока.
  3. Проверка домашнего задания во время фронтального опроса и во время прохождения туров команд.
  4. Прохождение командами туров.
  5. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала и повторению.

II. Фронтальный опрос

Учитель: От чего зависит здоровье человека?

Учитель: Почему на 1 месте мы отмечаем наследственность человека? (Ответы учащихся)

Учитель:  НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – государственная программа «Геном человека» была принята в 1988 году двумя странами Америкой и СССР. Сейчас найдено большое количество генов, которые отвечают за болезни. Есть наследственные тяжелые заболевания, которые полностью вызываются дефектом одного гена. Около 25 болезней можно диагностировать до рождения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ – наши дети все чаще страдают от ожирения. Эксперты связывают это с высококалорийным питанием и снижением физических нагрузок. Важно не только сколько мы едим, но и качество пищевых продуктов. По итогам проведенного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на Кубанских прилавках межведомственная комиссия выяснила, что в пробах магазинах «Магнит», «Тандер» обнаружены бактерии групп кишечных палочек.

Класс разделен на 3  команды.

Учитель: За правильные ответы вы будете получать «витаминки». Выиграет тот, кто сможет собрать больше «витаминок».

Демонстрация видеофрагмента  «Угадай, какой это витамин?». Роль витаминов играют дети, одетые в костюмы витаминов.   Действие снято на видео.

Задание учащимся: Просмотрев видеофрагмент, вам нужно будет отгадать витамины и
названия соответствующих болезней.

1 сюжет. В команде Васко да Гама от этой болезни погибло более 100 моряков. У Магеллана – 250 человек из 265. У больных во рту появляются язвы, зубы начинают шататься и выпадать. Человек сильно худеет, испытывает усталость и боли в суставах. Кто Я?

Ответ:   ЦИНГА; Витамин С.

2 сюжет. А, я бледно желтого цвета, образуюсь из растительного пигмента бета – каротина. Я вхожу в состав светочувствительного белка – родопсина. Если я в дефиците, то у человека нарушается сумеречное и ночное зрение, усиливается ороговение кожи, затрудняется потто и сало отделение, дети могут отставать в росте, я нахожусь в печени, молочных продуктах, а так же в моркови.

Ответ:  «КУРИНАЯ СЛЕПОТА». В. А  или  ретинол.

3. Я участвую в процессе обмена кальция и фосфора в организме человека, от него зависит рост человека, а кости могут потерять свою прочность, а кости становятся мягкими. Меня много в печени трески и в рыбьем жире. Я могу синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Ответ:  РАХИТ изм. Витамин Д

III. Терминологическая разминка

Вызываются по одному человеку из каждой команды для проверки знаний биологических терминов. Нужно вставить пропущенные буквы и дать определения понятиям.

АВИТАМИНОЗ                                            ГИПОВИТАМИНОЗ

Ответ: ГИПОВИТАМИНОЗ – недостаток витаминов. АВИТАМИНОЗ – полное отсутствие витаминов, которые приводят к тяжелому состоянию.

Учитель: Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительным болезням, находились бес свежих овощей. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений.

Как избавлялись от авитаминозов во время кругосветных путешествий? (Плоды шиповника, хвоя сосны, лимонный сок, квашенная капуста, смородина)

Учитель: В чем заключается значение белков, жиров, углеводов?

IV. «Черный ящик»

Угадай,  какой овощ там находится?

Учитель: В Италии был известен способ определения ядовитости грибов. В котел, где готовилась пища, бросали этот овощ, и при наличии яда он чернел. Рыбаки из древних африканских племен натирали тело соком этого растения для отпугивания крокодилов во время рыбной ловли. Основной заботой фараона Хеопса было строительство пирамиды – усыпальницы. Было пролито много крови и пота, положены на алтарь 1000 жизней строителей. Сохранилась надпись, высеченная на камне, что за время строительства на это растение было потрачено 40 тонн чистого серебра. Что это за растение?

Ответ:  ЧЕСНОК!

Почему он был обязательным продуктом питания? Под жарким солнцем пустыни инфекция распространялась быстро, а чеснок – бактерициден.

V. Фронтальный опрос

1) Для чего организм усваивает питательные вещества? (Для получения энергии)
2) Всем ли нужно одинаковое количество одинаковых веществ? Отчего оно зависит? (Здоровье, пол, характер работы.)

VI. Давайте рассчитаем свой индекс массы тела. Он вычисляется: надо разделить ваш вес в кг на ваш рост в метрах квадрате.

Например:  рост – 1м 70 см;
Вес – 75 кг;
То индекс будет равен 25,9.
Если у вас результат вписывается в промежуток между 18,5 и 24,9 – вы в норме. От 25 – 29,9 – небольшой избыток веса. Если от 30 – 39,9 – ожирение. Все что свыше 40 значительное ожирение.

VII. Чтобы организм нормально функционировал нужно правильно составлять свой пищевой рацион. Попробуйте сами рассчитать калорийность полдника, зная что на завтрак должно приходиться 25%, на обед 50 %, на ужин 10% энерго обеспечения, а энерго затраты подростка составляют 3500 ккал в сутки.

Ответ: 1) Находим в процентах энергосодержание полдника

100% – (25% + 50% +10%) = 15%;

2) Находим количество энергии в ккал для полдника:

100% – 3500 ккал
15% – х ккал
х = 15% Х 3500 ккал : 100% = 525 ккал.

Алгоритм составления пищевого рациона

1) Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.
2) Необходимо учитывать оптимальное количество белков, жиров и углеводов.
3) В пищевом рационе около 30 % должны составлять белки и жиры животного происхождения.
4) продукты богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональней использовать для завтрака и обеда. На ужин – молочно-растительные блюда.

Количество калорий, сжигаемых за 1 час при различной физической деятельности

 

А

ккал/ч

Прогулка, ходьба

1,5

Легкий бег

103

Езда навелосипеде

5,0

Плавание

8,5

Танцы

5,0

Легкая домашняя работа работа

2,0

Тяжелая физическая работа

5,5

Чтение, письмо и другая умственная работа

1,5

Сидение у телевизора

1,4

Одевание, раздевание

3,0

Прием пищи

1,4

Сон 1,0

VIII. Учитель: Каждая команда получает таблицу и свое задание.

1 команда – проанализировать эпиграф: Раздельное питание – полезно всем людям.
2 команда – проанализировать эпиграф: Очищение организма – полезно всем людям.

  Подтверждение Опровержение
Факты    
Доказательства    
Вывод:    

Команда №1

Эпиграф: Раздельное питание – полезно всем людям.

Подтверждение

Опровержение

Факты Смешение некоторых продуктов препятствует правильному пищеварению и обмену веществ. Оно приводит к возникновению желудочно-кишечных проблем и набору лишнего веса.
Людям с желудочно-кишечными проблемами и пожилым удается добиться снижения веса, самочувствие улучшается.
Не совсем верно делить пищу на белковую и углеводную, т.к. в большинстве продуктов питания – и животных, и растительных, – присутствуют белки, жиры и углеводы, и разделить их невозможно. Правильнее разбивать пищу по группам продуктов и их совместимости
Доказательства Раздельное питание придумал не только Герберт Шелтон, но и Гиппократ. Это оздоравливающее мероприятие Вряд ли разумно переводить на раздельное питание все семейство – и старых, и малых.
Вывод:   У каждого постоянно должно находиться 30 мг витамина В1, а низко калорийные диеты приводят к нервным заболеваниям.
Если из рациона исключаются: мясо, яйца и молоко, то может возникнуть дефицит витамина В2.
При низко калорийной диете – недостаток калия и магния, что способствует развитию хронической кислотности и наоборот приводит к излишнему отложению жиров.

Команда №2

Эпиграф: Очищение организма – полезно всем людям.

Подтверждение

Опровержение

Факты 1. Показания к применению: ожирение, целлулит, нарушение обмена веществ, дизбактериоз, сахарный диабет, гипертония и т.д.
2. Для очищения по методу восточной медицины устанавливают микроиглы, желудок сжимается на  50 % и поэтому происходит быстрое насыщение
1. Противопоказание: онкология, эпилепсия, инсульт, беременность, хронические заболевания в стадиях обострения.
2. По методу восточной медицины нельзя заниматься на первой недели плаванием, аэробикой. Кушать 1 раз в день, количество еды 300гр в день (ваш сжатый кулак).
Доказательства Диета терапевта – диетолога Мадлен Жеста. За 10 дней можно сбросить от 3 до 5 кг. Очищения в выходные дни и недельная диета в месяц из расчета 1200 кал еж. Диета терапевта – диетолога Мадлен Жеста. Эта диета требует значительных ограничений, очень бедна жирами и сахарами.
Вывод:   Последствие диеты из-за особенностей женского организма большинство их не получает из пищи 15 мг железа, т.к. если употреблять только молочные продукты (йогурты, фруктовые соки), то наступает анемия (малокровие). Низкобелковая диета приводит к нехватке селена. Если испорчен кишечник, то витамин Н не поступает.

Учитель: Каждый член команды вывешивает на доску свою работу и защищает ее.

IX. Дополнительный материал из медицинских источников

В 72% употребление таблеток для похудения приводят к заболеваниям пищеварительных органов, а после интенсивной диеты развивается депрессия.

Сообщения учеников по различным диетам.

X. Этап закрепления знаний

– Перед вами находятся продукты. Вы должны сделать экспертизу продуктов на наличие наиболее вредных пищевых добавок и консервантов. Данные занести в таблицу и защитить результат.

Наименование продукта                                                       
Наличие консервантов и пищевых добавок                                                       

Просмотр презентаций,  подготовленных учащимися (Приложение 1)

– Употребление пищевых добавок вызывает расстройство пищеварительной, иммунной, кровеносной систем. В целом, среди них нет такого продукта, чтобы назвать его безвредным. Но ведь, вместо того, чтобы покупать леденцы со вкусом яблока, не будет ли полезней съесть простое спелое яблоко?
Учитель: Многие европейские страны запрещают ввоз большинства Американских продуктов – к этому их призывают данные лабораторных анализов. Взять американский обычный хлеб, самый безвкусный во всем мире, он остается мягким и «свежим» в течении двух месяцев, представляете сколько добавок требует такой продукт? А французы выбрасывают свою утренную выпечку к вечеру того же дня.

XI.

Учитель: Проверяем выполнение задания составления  рекламы полезного продукта (1 команда), и антирекламы вредного продукта (2 команда).

Подсчет «Витаминок», которые заработали команды.

XII. Подведение итогов

Анализ участия каждого ученика  в команде командирами команд.
Вручение  командам фруктов.

XIII. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

По выбору:

1. Изучение традиций потребления пищи в России и в разных странах.
2. Составить диету для больного гастритом и гипертоника.
3. Изучить калорийность продуктов школьного меню.

XIV. Рефлексия

– Какие мысли и чувства вы испытали сегодня на уроке?
– Что вас удивило, огорчило, обрадовало?