Урок развития речи "Первоцветы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: написать сочинение « Первая зелень»

Задачи:

  • учить составлять текст сочинения по плану, используя языковые средства, учитывая структуру данного типа текста (рассуждения);
  • способствовать развитию речи устной и письменной, приобретению умения работать с текстом, навыков  коммуникации;
  • развивать  умение выстраивать работу в группах, как в коллективе детей, так и в группе родителей;
  • умело направлять работу для достижения поставленной цели;
  • создавать на уроке атмосферу творческого полёта;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), мультимедийные средства, диск П.И. Чайковского « Времена года», листы с заданиями для работы в группе, на столах цветочки – «Полянка первоцветов», у каждого ребёнка «Тетрадка по подготовке к сочинению», отличительные знаки у капитанов команды, на доске «Полянка первоцветов».

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Дыхательная гимнастика

«Магазин цветов»
«Солнышко»
– Запускаем «волшебные точки»
«Третий глаз»
«Волшебные очки»
«Ушки»

– Произносим «волшебный звук»

[И-И-И] – звуковые колебания прочищают
каналы: мысли ясные
глазки ––> внимательные
ушки  ––> внимательные

Медитация

Прикрыли глазки  и мысленно сказали: «Я внимателен, я все знаю и умею, я сообразительный и догадливый, я уверен в себе»
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи.

II. Постановка цели урока и задач

Звучит музыка П.И. Чайковского «Апрель».
Учитель читает загадку.
Дева-красна пришла, зелени и цветов с собой много принесла. (Весна)
– Кто узнал волшебную музыку и автора?
– Сегодня мы наблюдательными писателями, которым предстоит поделиться друг с другом своими наблюдениями за необычными превращениями в мире живой природы и описать  в своём сочинении, которое мы составим вместе.
– Интересно поработать в группах. Мы с вами оказались на «весенних полянках».

Правила работы в группе

– Повторим правила работы в группе.

  • Работаем дружно
  • Слушаем ответ каждого в команде
  • Обсуждаем тихо и спокойно
  • Если дан неверный ответ, поддержи товарища улыбкой, помоги.

– Нам необходимо выбрать капитана, который поведёт за собой. А также писаря – лучшего грамотея, который будет грамотно записывать все интересные мысли своей команды. Наша задача – составить текст по  данному плану.

  • Назовите признаки текста.
  • Какие типы текстов вы знаете?
  • К какому типу текста мы отнесём текст, который будем составлять?
  • Назовите признаки текста-описания.
  • При составлении текста мы будем использовать языковые средства. Какие? (Эпитеты, сравнения, метафоры)
  • У ребят на партах план сочинения.

1. Вступление: за зиму все соскучились по зелени.
2. Пробиваются первые травинки.
3. Первые весенние цветы.
4. Зелень на земле всё гуще.
5. Царство одуванчиков.
6. Заключение: почему мы любим первую весеннюю зелень.

III. Работа над составлением текста по плану

1. Вступление.
– Как начать текст?
– Вырази своё отношение к приходу весны.

2. Пробиваются первые травинки…
– О чём будем говорить?
– Как выглядит первая травка?
– Как пробуждаются листочки на деревьях?
– На каких деревьях почки сначала серебристые, а затем жёлтенькие, пушистые?
3. Первые весенние цветы.
– Как называют первые весенние цветы? (Первоцветы)
– О каких первоцветах вы узнали из книг и других источников информации?

Задание 1

– Отгадайте загадку. Используя текст загадки, составь предложение для своего сочинения

На лугу со всех сторон
Лёгкий – лёгкий,
Тонкий – тонкий
Будто слышится мне звон.

Пример: На лугу со всех сторон слышится лёгкий звон колокольчиков.

У реки, на лугу 
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

Крошечные чашечки – как беленькие бусинки,
Развесил он на тонком  стебельке.
И мечтает о лесной полянке,
Солнечной лужайке и реке. (Ландыш)

На лесной полянке ландыш развесил свои крошечные чашечки на тонком стебельке.

IV. Работа в группах

Проверка работы. Грамотеи записывают и редактируют составленные предложения, выбирают лучшие.

V. Физминутка

Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Встрепенулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

Задание 2. «Это интересно» – познавательная минутка.

Командам даётся текст. Необходимо выбрать из текста те предложения, которые можно использовать в сочинении.

– После того, как отцветут самые первые, самые смелые цветы, придёт черёд одного из самых любимых цветов – ландыша. Ландыш – символ весны, а во Франции первые дни мая так и называются днями ландыша и первое майское воскресенье называется День ландыша.
– Что нового узнали из текста? Какие предложения можно использовать в тексте сочинения. Если ребята отвечают не точно, вместе анализируем и помогаем понять, почему данное предложение будет лишним в нашем тексте.

Задание 3. «Это интересно»

Медуница. У неё широкие листья, чтобы ловить ещё не жаркие солнечные лучи. Цветок сначала розовый или красный, потом становится синим или фиолетовым. В переводе с латинского – лёгкое. Листья медуницы употребляют при лёгочных заболеваниях.
– Почему это растение так назвали?
– Что нового о нём узнали из текста?
– Все первоцветы очень красивы. Некоторые из них полезны для здоровья, но эти растения приносят пользу, если мы будем разумно к ним относиться. Что значит относиться разумно? (Беречь, зря не срывать, не собирать букеты)

Наши тонкие цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Задание 4: Вставь пропущенные названия первоцветов.  Какие характеристики цветов вам помогли их узнать?

С первым весенним солнышком вы увидите жёлтые огоньки __________________________________. Её часто путают с _______________. Но ________цветёт без листьев, они у неё появляются уже летом. Растут цветки________________ кучками-семейками. Стебелёк её покрыт пушком.
Спешит развернуть свои листья торопливая _______. После того, как отцветут самые первые, самые смелые цветы, придёт черёд одного из самых любимых цветов –  ___________.  _________ – символ весны.

Отгадайте загадку.

Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, пушистые
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки. (Одуванчики)

– К какому пункту плана мы перешли?

Задание 5. «Это интересно»

Одуванчик – молочай, летучка, пушица, пустодуй «детсковеночная трава»

М. Пришвин «Золотой луг»

«Когда все цветки распускались, казалось, будто луг золотого цвета».
Спать одуванчики ложатся с нами и вместе встают.
Одуванчики у нас жёлтые, но не везде. На земле существует более 200 видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.
Работа в группах: составление предложений об одуванчиках.
– Как можно завершить текст?
– Почему мы любим первую весеннюю зелень?

VI. Самостоятельная работа

1. Составить текст.
2. Отредактировать:

  • Помощь друга
  • Помощь словаря
  • Помощь учителя

3. Поделись с друзьями  своими творческими идеями (Работа в группах)

VII. Подведение итогов

– Прочитайте свои сочинения.
Учитель отмечает интересные находки, даёт рекомендации, а группу все хвалят аплодисментами за работу.
– Какое задание было самым интересным?
– Какое задание было самым трудным?
– Понравилось ли тебе работать в группе?
– Чувствовал ли ты помощь и поддержку товарищей?
– Выбери:
– самого лучшего помощника в твоей команде,
– самого грамотного помощника.

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение самостоятельно. Оформить на альбомном листе. Надеюсь, что сегодня мы все помогли друг другу подготовиться к выполнению домашнего задания.

– Спасибо за урок.