Урок окружающего мира "О гербе, флаге и гимне". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. познакомить с символикой России и Татарстана;
  2. Развивать умения различать символику России и Татарстана;
  3. воспитывать любовь к Родине, родному краю, чувство патриотизма.

Оборудование:

  • учебник “окружающий мир” Н.Ф.Виноградовой;
  • тетрадь “Учимся думать и фантазировать”;
  • гербы, флаги, гимны России и Татарстана;
  • карточки с заданиями для работы в парах и группах;
  • слайды для интерактивной доски.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
И о символах страны
Все ребята знать должны.
Нужно быть внимательными,
Послушными и наблюдательными.
Ну, приступим! В добрый час!
Все получится у вас!

II. Постановка цели урока, сообщение темы.

– Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Но очень важный для каждого из вас. Прочитайте тему урока (Презентация. Слайд 1).

III. Постановка проблемного вопроса.

– Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах государства. Выясним, почему у каждого государства разные символы. Задумаемся над тем, как мы относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

IV. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, как называется наша страна? Назовите главный город нашей страны? (Слайд 2).
– Кто стоит во главе нашего государства? (Слайд 3).

Россия многонациональная страна. Мы с вами живем в Республике Татарстан, которая входит в состав России. В нашей Республике живут в мире и согласии разные национальности: русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры и многие другие (выставка: национальности Татарстана).

– Назовите столицу нашей Республики? (Слайд 4).
– Кто является президентом Республики Татарстан? (Слайд 5).

V. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.

У каждого независимого государства есть свои знаки отличия – символы. Герб, флаг, гимн – это государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны. Чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.

2. Знакомство с гербами РФ и РТ.

Познакомимся с первым символом государственной власти – гербом. Гербы создаются по четким правилам. Обычно гербы имеют форму щита.

Герб России (Слайд 6) четырехугольный с заострением внизу.

– Какого цвета герб России? (Красного.)

Красный цвет обозначает храбрость и мужество.

– Что еще изображено на гербе?

На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Георгий Победоносец является защитником от всякого зла.

Двуглавый орел – символ непобедимости и силы, держит в лапах скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны. Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

– А это герб Республики Татарстан (Слайд 7).А вот что на нем изображено, расскажет нам Арина (рассказ учениц).

На государственном гербе РТ, изображен крылатый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство и силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту. А цветок – долгую жизнь. Вся расцветка герба напоминает цвет флага. Внутри зеленого кольца золотом вписан татарский орнамент. Символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Работа в группах.

А теперь проверим, какие вы внимательные. На столе у вас гербы, соберите их. У кого герб России? У кого герб Татарстана? Проверьте. (слайды). Оцените свою работу.

VI. Физминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети. Не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

VII. Знакомство с флагами РФ и РТ.

Следующий символ государственной власти – это флаг. Флаг России трехцветный (Слайд 8).

– Назовите его цвета? (Белый, синий, красный).

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство. Синий – небо, верность, веру. Красный – героизм, отвагу, самопожертвование.

– А это флаг РТ. Назовите его цвета? (Зеленый, белый, красный).

О флаге РТ расскажет вам Катя (рассказ ученицы).

Флаг РТ разделен на три части. Верхняя часть зеленая, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и мудрости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Индивидуальная работа.

Работа в тетрадях. Раскрасьте флаг России. Проверка. Оцените свою работу.

Работа в парах.

Соберите флаг РТ. Проверьте. Оцените свою работу.

VIII. Физминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

IX. Знакомство с гимнами РФ и РТ.

– Третий символ государства – это гимн.

– Что такое гимн?

Это песня, которая исполняется в особых случаях.

– Когда вам приходилось слушать гимн? (Во время подъема государственного флага, торжественных собраний, национальных праздников, спортивных соревнований.)

Слова гимна написал известный детский писатель Сергей Михалков (Слайд 10).Давайте его прочитаем. Текст гимна написан в учебнике, на странице 61. (Текст читают ученики.)

– Какие строчки гимна повторяются? Почему? (Они передают чувство гордости за свою страну, прославляют ее.)

При исполнении гимна любой страны. Люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Послушаем гимн России, как подобает гражданам. (Дети встают. Слайд 11).

– Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали гимн России? (Любовь к Родине, желание защищать свою Родину, гордость). А теперь послушаем гимн РТ. Музыку к гимну написал талантливый татарский композитор Рустем Яхин, а слова Рустем Байтимеров. (Слайд 12).

– Какие чувства передает музыка?

X. Подведение итога урока.

– О чем мы говорили на уроке? Что нового вы узнали? Какие символы имеет государство? Почему у каждого государства разные символы?

– Проверим, научились ли вы различать символы РФ и РТ?

Работа в группах.

На столе у вас карточка с символикой РФ и РТ. Закрасьте красным карандашом кружочки с символами РФ, а зеленым – РТ. Проверим. (1 ученик работает у доски). Оцените свою работу (Слайд 13).

– Прочитайте поговорку: Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. (Слайд 14). А как вы относитесь к своей Родине? Как вы можете проявлять свою заботу и служение Родине? (Хорошо учиться, бережно относится ко всему окружающему нас, расти добрыми, отзывчивыми, беречь защищать окружающую природу и т. д.).

XI. Самооценка.

– А теперь возьмите флажок и оцените свою работу на уроке.

Заштрихуйте его: красным , если вы на уроке работали быстро и правильно. Синим – правильно, но медленно. Зеленым – правильно, но с помощью других. Желтым – быстро, но не правильно. Поднимите и покажите свои флажки. Молодцы! Спасибо вам за урок.