Цель: Развивать речевую активность детей через дидактические игры и упражнения, социо-игры.
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению представлений об умывальных принадлежностях;
- формировать осведомленность ребенка в вопросах личной гигиены, осознанного отношения к своему здоровью;
- развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, логическое мышление, память, внимание;
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение стихотворения А.Л.Барто “Девочка чумазая”, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок, умывальных принадлежностей.
Материал: “сказочные” умывальные принадлежности (щетка, мыло, расческа мыльница, зубная паста, губка), домик, озеро из цветной бумаги, цветы, деревья, модель капельки воды, разрезные картинки, конверт с заданиями.
Методы:
- Наглядный.
- Словесный.
- Практический: дидактические игры, социо-игры.
Приемы:
- Словесные: упражнения, оценка, вопрос.
- Наглядные: показ, красочность.
- Игровые: вопросы – шутки, игровые персонажи.
Ход занятия
I. Воспитатель обращает внимание детей на появление в группе необычного гостя (на окне модель капельки воды).
Закрепить капельку на мольберте, рассмотреть ее внимательнее.
1. Беседа:
– Кто к нам пришел? Вы узнали?
– Где ее можно встретить?
– А где она живет в нашей группе?
– Какая вода течет из крана?
– Для чего нужна вода?
– Какую песенку поёт вода? (С-с-с) (Когда открыт кран.)
– Мы сильно открываем кран, песенка громкая, а закрываю кран, песенка звучит
тише, тише и наконец, исчезла.
2. Д/у “Охотник”.
– А сейчас мы поиграем. Попробуйте поймать песенку воды, хлопнув в ладоши.
А – о – у – с – и – с – о – ы – с
ра – ба – ма – сы – су – на – са – ша
Сок – рак – мак – сын – суп – бак – сок
– Передавайте капельку друг другу, придумайте сами слова, в которых есть песенка воды.
Вывод: Вы все справились с заданием? Кто часто ошибался? Как думаете, почему?
II. Раздается стук в дверь, (входит чумазая девочка).
1. Диалог.
1-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Девочка: И вовсе я его не измазала. Я на солнышке лежала, носик кверху держала, вот и он и загорел.
2-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая где ты щеки так измазала?
Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, щечки кверху держала. Вот они и загорели.
3-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты ручки так измазала?
Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, ручки кверху держала. Вот они и загорели.
1-й ребенок: А мне кажется, что тебе срочно нужно умыться!
Девочка: Ой – ой – ой! Не хочу я мыться!
Я не буду белая, я ведь загорелая!
– Как – то нехорошо нашу гостью называть девочкой чумазой, ведь у нее есть имя. Давайте с ней познакомимся. (гостью зовут Машенька.)
2. Социо-игра “Назови имя ласково”.
– Передайте капельку по кругу, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и назовите свое имя (начинает гостья).
3. У Машеньки заболел зуб.
Машенька: Ой! Ой!
– Что случилось?
Машенька: У меня болит зуб.
– Что же нам делать?
(Дети предлагают разные варианты.) Решили завязать щеку платком.
– Тебе стало лучше?
Машенька: Да.
Воспитатель: Но зуб может снова заболеть! Знаете, капелька предлагает нам отправиться в волшебную страну к королеве Зубной Щетке. Вот кто сможет нам помочь!
Вы согласны?
– Как попадем? (Волшебные слова.)
– Закройте крепко глаза, возьмитесь за руки и 3 раза произнесите волшебные слова.
(Дети выполняют задание, звучит музыка, убрать ширму, за которой стоит стол с жителями волшебной страны, декорации из кукольного театра, умывальные принадлежности, как герои из сказки).
III. Путешествие в волшебную страну.
1. Дети рассматривают жителей, называют, кого узнали.
– А кто это с короной на голове? (Ответы детей.)
– Капелька говорит, что королева давно ждала нас и вам поможет, если вы выполните ее задания. Согласны?
2. Загадки:
а) Частая, зубастая вцепилась в волосы вихрастые (расческа).
– Капелька спрашивает: Неужели расческа нужна, чтобы вас за волосы дергать? Вот капелька совсем без расчески обходится. А вы как думаете?
(Ответы детей.)
б) Резинка – Акулинка пошла, гулять по спинке и пока гуляла, спинка розовою стала, (мочалка).
Капелька: Наверное, мочалка ее розовой краской покрасила? (Ответы детей.)
в) Палочка с бородой чистит зубы нам с тобой (щетка).
Капелька: – Щеткой можно и одежду чистить, и обувь, да и пол подмести, если надо. Вы согласны? (Ответы детей.)
3. Воспитатель наклоняется к королеве.
– Тихо, тихо, а то я ничего не слышу.
– Королева зубная Щетка просит помочь жителям волшебной страны решить их спор:
кто из них самый необходимый?
– А вы как думаете?
4. Социо-игра “Зеркало”,
– Что нужно сделать, чтобы узнать чистое ли у тебя лицо, аккуратная ли
прическа? (Посмотреть в зеркало.)
– Сейчас мы с вами поиграем.
Глазами найдите себе пару, возьмитесь за руки. Один из вас будет зеркало, а другой – человек. Человек выполняет различные действия с умывальными принадлежностями, а зеркало все за ним повторяет.
(Машенька смотрит, учится у детей.)
5. Д/и “Соберите картинку”.
– Жителям волшебной страны будет очень приятно, если вы соберете их портреты их разрезных картинок и расскажете, что надо делать этим предметом.
(Дети выполняют задание.)
6. Подарок королевы Зубной щетки.
– Пришла пора прощаться. Королева Зубная Щетка благодарит вас за выполненные задания и дарит вам полезные подарки.
Детям – фигурное мыло.
Машеньке – умывальные принадлежности.
– Как вы думаете, почему вы получили такие подарки? (Чтобы не забывали
мыть руки с мылом, а Машеньке умываться и чистить зубы.)
– Что бы вы посоветовали Машеньке? (Ответы детей.)
– Зачем надо чистить зубы? Мыть руки? – Сколько раз надо чистить зубы?
– Мы возвращаемся в группу.
(Взялись за руки, произнесли волшебные слова, волшебная страна скрылась за ширмой.)
IV. Возвращение в группу.
– Вы хотели бы еще побывать в волшебной стране?
– Капелька предлагает вам нарисовать портреты жителей волшебной страны, а когда
она вернется в королевство, то передаст ваши подарки.
Машенька: Я хочу быть такой же чистой как вы! А сейчас я срочно побегу чистить зубы. А вам советую никогда не забывать о королеве Зубной щетке.