I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком:
- Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
- Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
- По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
- Какая погода? (холодная - теплая);
- Как светит солнышко? (припекает - не греет);
- Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
- Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
- Как мы идём? (быстро - медленно);
- Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).
II. В автобусе, в электричке поиграйте в игру:
- "Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
- "Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);
- "Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
- "Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).
III. На кухне:
- Спрашивайте у ребёнка: куда наливают чай? из чего едят суп?
- Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?
- Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой;
Поиграйте в игру:
- "Что можно резать:, наливать:, чистить:, насыпать:"
- "Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники -клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);
- Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.
IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в какую-либо из игр:
- "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
- "Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под:, в:, на:, между:).
- Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
Аналогично игра "Холодно - тепло".
- "Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (4-6), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали и ли поменяли местами. Ребёнок должен ответить правильно: нет мишки, машины.
- "Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).
- "Шуточное письмо" - прочитать детям или придумать самостоятельно письмо с небылицами, дети должны исправить ошибки.
Примерный текст:
- "Здравствуй:Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают."
- "В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."
"Угадай и нарисуй "- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.