Программные задачи:
- Познакомить детей с частями тела человека.
- Расширить словарь по данной теме.
- Закрепить образование множественного числа существительных Р.П., уменьшительно-ласкательную форму существительных.
- Учить дифференцировать право-лево.
- Упражнять в координации речи с движениями.
- Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
Оборудование:
- Д.м.- картинка: "Это я";
- предметные картинки: глаза, руки, ноги, уши;
- мяч;
- маленькая кукла;
- бубен;
- р.н. - зеркало, листы с накладными изображениями рук;
- цветные карандаши;
Ход занятия
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями. Педагог проводит психогимнастику, а после дети садятся на свое место.
Логопед выставляет на наборное полотно ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
- Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом?
(Люди, человек).
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе).
Раздается стук в дверь. В группу заходит грустный Незнайка (воспитатель). Логопед предлагает ему присоединиться к играм и узнать много нового и интересного о частях тела.
Беседа:
- Кто знает, как называется самая большая часть тела? (Туловище)
Логопед показывает, где находится грудь, живот, спина.
Логопед предлагает детям и Незнайке отгадать загадки, подсказкой служит зеркало.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- Для чего нужен нос?
У зверушки - на макушке,
А у нас - ниже глаз. (Уши)
- Для чего нужны уши?
Их не сеют, не сажают,
Они сами вырастают. (Волосы)
- Для чего нужны волосы?
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
- Для чего нужны глаза?
За красными жердочками
Сидят белые курочки. (Рот: губы и зубы)
- Для чего нужны губы? Зубы?
- Что означают все эти слова? (Части лица человека)
Если бы не было его,
Не сказали бы ничего. (Язык)
- Ребята, для чего нужен язык?
Артикуляционная гимнастика: "Улыбочка" - "Трубочка", "Часики", "Маляр", "Чашечка", "Лошадка".
Игра "Подумай и ответь".
- Какие у тебя глаза? (Большие, серые, красивые, выразительные:)
- Какие у тебя волосы? (Светлые, русые, прямые, короткие:)
- Какие у тебя ресницы? Нос? Язык?
Речевая подвижная игра: "Будь внимательный" (координация речи с движениями):
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопают)
Топ - топ - топ, (топают)
Стук - стук - стук, (стучат кулаками по столу)
Шлеп - шлеп - шлеп. (ударяют ладонями по столу)
Левой ручкой - по плечу,
Правой ручкой - покручу,
На носочки и на пятки -
И достанем до лопатки.
Незнайка достает из кармана маленькую куколку => д\и "Назови ласково":
- У вас, ребята, есть рука, а у куколки?...(ручка)
- У ребенка - нога, а у куколки?
- У ребенка - голова, а у куколки?
- У ребенка - ухо, а у куколки?
- У ребенка - шея, а у куколки?
- У ребенка - нос, а у куколки?
Незнайка показывает детям мяч, а логопед предлагает детям встать в круг и проиграть в игру "Один - много".
- Один - рот, а много?...
- Один - глаз, а много?
- Одна - шея, а много?
- Одно - плечо, а много?
Физминутка. (Педагог использует бубен).
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Большие ноги идут по дороге.
(Координация речи с движениями)
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
- Чем вы топали? (Ногами)
Логопед показывает и называет части ноги, дети повторяют. (Колено, пальцы, голень, стопа, пятка)
- Чем вы хлопали? (Руками)
Логопед показывает и называет части руки, дети повторяют. (Пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо)
- Покажите правую руку, левую.
- А теперь закройте глаза и дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа.
Логопед предлагает детям сесть за столы, после раздает листы с накладными изображениями ладошек и предлагает им обвести только правые.
Незнайка нечаянно рассыпает карандаши, а дети одной рукой без помощи другой собирают их со стола (упражнение на мелкую моторику).
Д\и "Четвертый лишний";
Ноги, руки, платье, туловище.
Глаза, кукла, уши, шея.
Хвост, морда, плечи, лапы.
Дети по цепочке называют основные части тела человека.
Незнайка: " Кажется, я понял!.." => читает стихотворение, а дети показывают части тела:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястье, локти.
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой!
Под спокойную музыку дети выкладывают человечков из геометрических фигур, придумывают им имена.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.