Занятия по развитию речи в подготовительной группе "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким людям.

Связная речь: Продолжать учить описывать предметы, выделяя их характерные признаки. Развивать речевое творчество при составление описательных рассказов. Упражнять в составлении короткого рассказа по картине.

Грамматика: Использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Учить правильно называть ребенка школьника.

Словарь: Закрепить понятие “школьные принадлежности”. Упражнять в образовании форм от глагола “вязать” /вяжет, вяжут/. Совершенствовать знания детей о правилах безопасности дома.

Звуковая культура речи: Четко и внятно произносить все звуки родного языка.

Наглядный материал: генеалогическое древо для каждого ребенка, карточки с изображением семьи, знаки безопасности, ширма, кукла – внучка, магнитофон, запись с песней “Улица Сезам”, шапочки – вагончики для каждого ребенка, фломастеры, фишки, ребус “7+я”, платок, книга “Мир вокруг нас”, костюм героя Зелибобы.

Домашнее задание: вместе с родителями заполнить генеалогическое древо и составить рассказ о своей семье по плану, предложенному воспитателем. Составить загадку – описание о предметах и явлениях, выделяя их характерные признаки.

Предварительная работа: разгадывание ребусов, кроссвордов, дидактические игры, чтение рассказов “опасности дома”, стр. 96 из книги “Мир вокруг нас”. Рисование знаков безопасности, беседа о семье.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Дети, помните, что у камина происходят волшебные превращения. Хотите в этом убедиться? Вот я обуваю кроссовки, изменяю свой нос, одеваю костюм и, наконец, я превращаюсь в кого? /Звучит музыка “На улице Сезам/. Верно, меня зовут Зелибоба, и я очень хочу с вами познакомиться и пригласить вас в необычный поезд, в вагончиках которого будут жить ваши имена. Напишите свое имя на вагончике и оденьте шапочки. /Дети печатают имена, звучит музыка/. Вот такой необычный поезд у нас получился, можно оправляться в путь. /Поезд едет до группы, продолжает звучать музыка “На улице Сезам/

2. Дети, мне нужна ваша помощь в постановке телепередачи, а какой – догадайтесь. /Дети решают ребус “7+я”, после чего предлагает детям пройти в студию/

3. Каждый из вас не случаен в этой жизни, не одинок. Вы появились на свет от папы и мамы. Закройте глаза и прислушайтесь, вы услышите мамин голос. Он живет в вас самих. Такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже, когда станете взрослыми, будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Представили мамин голос? Молодцы.

Инсценировка “Кто кому кто?”

Бабушка, бабушка, я, чья дочка?
Ты Федина дочь, моего сыночка.
Мой папа большой, а совсем не сыночек.
Сыночек, брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Да разве у дочки мы были? У тети!
Тетю твою я в люльке качала…
Бабушка, стой, объясни сначала.
Кто мне Наташа и два ее братца?
Ладно, попробуем разобраться:
Их мама племянницы мужа сестра.
Маленькой ох, была и шустра.
А ты им доводишься…хитрое дело…
Бабушка, что-то у нас пригорело.
Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.

/Я.Аким/

II. Основная часть

1. Займите свои места у пультов и разберемся в своих родственных отношениях. /2-3 ребенка составляют рассказы о своей семье, используя генеалогическое древо /

- Как я рад, что вы много узнали о своей семье. Так что же такое семья? /Дети объясняют, как они понимают понятие “семья”/

- Верно – это вы, ваши мама, папа, старшие и младшие братишки и сестры, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки, родственники далекие и близкие, дяди и тети.

2. Хочу поиграть с вами в игру “Как тебя зовут?”.

- Бабушка тебя зовет?

- Дедушка тебя зовет?

- Папа тебя называет?

- Мама тебя называет?

- Друзья тебя зовут?

- Мне нравится, когда меня зовут?

- Вот видите, каждый из вас может быть и сыном и дочкой, и внуком, и внучкой, и просто мальчиком, и девочкой.

3. Обращаю внимание на серию картинок “Моя семья”. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Расскажите, что делают члены этой семьи. Постарайтесь ответить 2-3 предложениями. Можете рассказать по картинке, которая у вас на столе, или о тех, которые перед вами. /Заслушать 4-5 человек/. Приложение № 1

4. В любой семье взрослые помогают детям, а дети взрослым. Так происходит в семье Сережи и Нади. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Сережи и Нади, но и в твоей семье.

5. А теперь мы с вами немного пошутим. Я предлагаю вам игру “Слово за слово”.

/ Использую иллюстрации – бабушка, вяжет, носки, внучка/

- Что делает бабушка? /Бабушка вяжет носки внучке/

- Что делает внучка? /Внучка вяжет носки бабушке/

- Что делают носки? /Носки вяжут бабушку внучке и носки вяжут внучку бабушке/

6. Я попрошу вас найти карточки, которые подтверждают, что и у вас в детском саду может так быть. /Спросить 2-3 ребенка/

- Что ты любишь делать в детском саду вместе с другими детьми?

- Нас можно назвать дружной семьей? Почему?

- А почему нельзя нас назвать семьей?

6. Вечером вся семья собирается вместе и у них есть интересные дела. Саша и Кристина - двоюродные брат и сестра. Расскажите, как вы проводите вместе время. /Считалки рассказывают оба ребенка/. Приложение № 2

Коля, расскажи, как ты научил сестренку играть пальчиками. /Пальчиковая гимнастика “Моя семья”/. Приложение № 3

7. Проверим домашнее задание. Фишку получит тот, кто загадает и тот, кто угадает, о чем этот рассказ-загадка. /Дети рассказывают описательные рассказы о предметах, составленные вместе с родителями дома, спросить 4-5 детей/. Приложение № 4

8. - Как называется дом, в который ходят учиться дети? /Школа/

- Как вас будут называть, когда вы пойдете в первый класс? /Ученики, школьники, первоклассники/

- Помогите мне назвать предметы, связанные со школой?

  • Белый камешек растаял, на доске следы оставил? /Мел/
  • Стальной конек по белому полю бегает, за собой черные следы оставляет? /Ручка/
  • Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней? /Книга/

Назовите то, что мы с вами еще не называли. /Подвести итог фишек. Выбрать победителя/

9. В своей семье вы в полной безопасности. Неосторожного человека даже дома подстерегают опасности, их немало. Тут тоже надо соблюдать кое-какие правила. А какие? Нам помогут знаки, которые мы с вами нарисовали. /Дети рассказывают правила безопасности дома, по нарисованному им самим знаку/. Приложение № 5

III. Заключительная часть

- Наша передача подходит к концу.

  • Не нужен и клад, когда в семье лад. А еще?
  • За общим столом и еда вкуснее.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Друг за друга держаться, ничего не бояться.

- Спасибо за помощь, я думаю, что наша телепередача получилась. Я с вами прощаюсь, до скорой встрече. /Звучит музыка “На улице Сезам/