Предметная неделя социально-гуманитарного цикла

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 Пр-271 указывает на модернизацию и инновационное развитие – как “единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни”.

В содержании программы развития “Столичное образование – 5” говорится о “создании условий и механизмов для повышения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей”. Исходя из этого, школа и учитель ставят перед собой задачу активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить возможности получения качественных знаний, научить самостоятельно искать решение поставленных учебных задач как в урочное, так и внеурочное время.

Исходя из характеристик Школы будущего, как школы опережающего развития, школы для всех и школы как современной инфраструктуры, при планировании работы ставятся следующие цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о науках социально-гуманитарного цикла: истории, обществознания, мировой художественной культуры.
  2. Развитие навыков работы с историческим источником, умение его адаптировать к современным условиям
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся через участие в проектировании, подготовке и проведении мероприятий предметной недели.
  4. Воспитание у учащихся творческой активности, ответственности и самостоятельности через участие в создании проектов, творческих работ, в конкурсах, викторинах, презентациях.
  5. Развитие навыков работы с компьютером: при создании презентаций, поиске информации в интернет ресурсах, при работе дистанционно (для детей с ограниченными возможностями).
  6. Формирование коммуникативных умений учащихся через работу в разноуровневых и разновозрастных группах.
  7. Включать в процесс обучения детей с особыми потребностями: используя новые технологии (в том числе и информационно-коммуникативные) сделать доступным изучение наук социально-гуманитарного цикла для всех детей, независимо от состояния здоровья.
  8. Создание электронной базы работ учащихся и учителей для их дальнейшего использования в работе школы.

Участники: учителя и учащиеся основной и средней школы.

Форма организации учащихся: работа организуется по классам и параллелям, внутри которых формируются группы детей с различной мотивацией к обучению, индивидуальная работа, проектная деятельность.

Формы организации мероприятий: мастер-класс, викторины, интеллектуальные игры, конференции, семинары, презентации проектных работ, оформление газет, экскурсионная работа (на базе школьного музея)

Объём информации и скорость подачи материала в современной школе порой не позволяют учащимся проявить свои личные пристрастия, удовлетворить свои интересы, исчерпать свой творческий потенциал в какой-то отдельной области знания. Один из эффективных способов решения этой проблемы – проведение предметной недели. Он позволяет не только акцентировать внимание ребят на конкретной науке, но и способствует умению самостоятельно осваивать материал различной степени сложности, находить нестандартные решения поставленных задач, понимать взаимосвязи областей человеческого знания, позволяет проявить творческие способности. В этой связи предлагается вариант проведения предметной недели по истории.

Данная работа используется автором на протяжении 15 лет и прошла апробацию не на одном поколении учащихся. Время внесло коррективы в формы представляемых учащимися и учителями работы.

Изучая работы коллег, находишь много интересного опыта, подтверждения правильности выбора того или иного метода проведения аналогичных мероприятий. Отличительным моментом своей разработки автор считает возможность использования отдельных элементов предметной недели для инклюзивного и дистанционного образования (в школе функционирует отделение надомного обучения для детей с ограниченными возможностями, некоторые из которых проходят обучение в общеобразовательных классах, а иные обучаются на дому). Новаторским можно также считать и создание электронной базы работ учащихся и методических разработок для учителей. В этом есть необходимость, так как большинство Интернет-ресурсов для подготовки к урокам платные. Работа с электронной базой способствует развитию творческого потенциала у учащихся и учителей и осознанию своей значимости и практического участия в процессе образования.

I этап. ПОДГОТОВКА.

На заседании методического объединения ставятся цели и задачи мероприятия, оговариваются сроки и форма проведения его в каждой параллели.

К предметной неделе даётся задание оформить рекреацию на историческую тематику (“Стена времени”), оставляя место для проектных работ учащихся (эти работы будут вывешиваться в процессе проведения “Недели истории”). По параллелям даются задания, и проектные группы выпускают газеты, выставляя их на конкурс. Как правило, темы связаны с изучаемым материалом в данной параллели.

Например, для пятого класса – это “Семь чудес света”, для шестого – тема рыцарства или крестовых походов, седьмым классам предлагается тема более сложная – Культура Руси XI–XIII вв., которая делится на части: архитектура, быт, школа и т.д. Каждая проектная работа должна пройти защиту в классе, как в бумажном, так и в электронном виде, где будет выявлено и оценено участие в проекте каждого ученика. Для удобства группы в классах, равно как и команды для викторин и турниров лучше формировать по жребию. Таким образом, можно избежать создания неравноценных работ и результатов.

II этап. ПРОВЕДЕНИЕ.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Учитывая возрастные особенности детей, защита проектных работ проводится в разных вариантах. Для пятого класса, как уже говорилось выше, предлагается игра-викторина “Семь чудес света”. Группы по 4-5 человек готовят красочные проекты (газеты), а для викторины ученики самостоятельно находят информацию, расширяя, таким образом, свой кругозор (дополнительно необходимо заготовить карточки от 1 до 5 для ответов во время игры). Учитель в свою очередь делает заготовки большого количества жетонов для подсчёта правильных ответов и крупные изображения пяти Чудес света или электронную презентацию (пояснения будут представлены в описании игры), небольшие кроссворды для выявления лидера викторины. Мероприятие рассчитано на 45 минут. Предложенный вариант не идеален, возможны изменения и добавление вопросов в зависимости от уровня подготовки класса (См. приложение № 1 и 1(дем)).

Реализуя модель “Школы информатизации”, игру можно провести в интерактивном режиме и даже дистанционно. Для этого автором разработана игра с дополнительным познавательным материалом, с использованием видео- и аудиовозможностей, интерактивных кнопок, помогающих обучающимся ответить на поставленные перед ними вопросы.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Один из самых интересных и насыщенных периодов школьной программы – это период Средневековья. Для шестиклассников на неделе истории мы предлагаем Рыцарский турнир. К проведению данного мероприятия готовиться лучше заранее, т.к. необходимы и знания материала, и оформление. Соревнование можно проводить как внутри класса, так и внутри параллели.

Учащимся предлагается своеобразное погружение в атмосферу времени, следовательно, надо соблюдать законы эпохи во время игры. На роль жюри приглашаются старшеклассники. Они помогают учителю и одновременно участвуют в действии (король, королева или “прекрасная дама”, пажи и т.д.). Команды выбирают себе название заранее, готовят костюмы или их элементы, придумывают эмблему, девиз, герб, знамя и т.п., и представляют свою команду во время первого тура.

В первом туре от каждой команды приглашается по одному участнику. Им предлагаются рифмы для сочинения стихов (плен-шлем; конь-огонь; ложь-дрожь; тревога-дорога и т.п.) и времени столько, сколько будут длиться второй и третий тур.

Второй тур можно назвать условно “Было или не было?”. Команды отвечают на вопросы поднятием знамени ордена.

Варианты вопросов:

  • Был ли крестовый поход на Константинополь в 1204 году?
  • Был ли Карл I императором?
  • Отрубал ли Хлодвиг голову своему воину из-за добычи?
  • Мог ли Иннокентий III осветить первый крестовый поход?
  • Пал ли Иерусалим в 1096?

Перед началом третьего тура команды “лишаются” ещё трёх участников, которые получают задание до окончания этого тура исправить исторический текст. Для остальных - турнир “Цветок королевы” (вопросы от королевы или Прекрасной дамы по культуре выполнены по принципу “ромашки”).

Варианты вопросов:

  • При каком императоре построен храм Святой Софии?
  • Для чего написанные тексты раньше посыпались пеплом?
  • Почему книги нередко приковывали цепями в местах их хранения?
  • Кто такие жонглеры?
  • Кого называли трубадурами?
  • Что такое пергамент?

По окончании этого тура собираются стихи и исправленные тексты для оценки жюри, и начинается четвёртый тур – “Ожившая история”. Команды получают задание “оживить” или зашифровать в пантомиму известное историческое событие или высказывание, противоположная команда должна догадаться, о чём идёт речь.

В заключение подводятся итоги, авторы могут прочитать свои сочинения, после чего происходит награждение. Важно отметить, что результаты необходимо фиксировать на доске или специальном приспособлении т.к. держать их в голове во время игры детям сложно.

Данное мероприятие так же можно перенести в дистантный вариант используя иллюстрации, интерактивные элементы.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Следующая параллель – это седьмые классы. Учитывая возраст учащихся, им предлагается более серьезное мероприятие – защита проектов на тему “Культура Руси XI-XIII веков”. Технология проектной деятельности относится к приоритетным в современной педагогике. Данная работа осложнена тем, что материал изучается во 2 полугодии 6 класса. За неделю до этого “урока” учащиеся по жребию делятся на группы и выбирают задание для проекта. Такой прием позволяет реализовать принцип толерантности, учит детей общению и совместной деятельности с теми, кто не является их другом, или даже не входит в число симпатичных им людей. В течение 1 – 2 уроков проектные группы представляют в классе свои наработки, часть материала оформляется на отдельных листах большого формата и виде презентации в формате ppt. После защиты в классе газеты вывешиваются на “Стену времени”, где их оценивает жюри, а их электронные версии отправляются в методическую копилку школы.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Предметная неделя проводится по всем параллелям, но, учитывая занятость выпускников, им отводится роль жюри и предоставляется возможность попробовать свои силы в преподавании. Для этого им даётся право провести уроки в параллели 8-классов на тему “Отечественная война 1812 года” (данный материал почти совпадает по времени преподавания в этих классах). Эта тема вызывает особый интерес еще и потому, что мы готовимся в 2012 году отметить 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Во время подготовки урока старшеклассники обычно проявляют большую фантазию, например, рассказ о наступлении и дальнейших неудачах наполеоновской армии сопровождается аппликациями, изготовленными самостоятельно. Возвращаясь к другой роли выпускников – жюри, отметим то, что жюри оценивает не только газеты, но также участвует в Рыцарском турнире и в игре “Семь чудес света”.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Десятому классу можно предложить работу либо по истории, либо по обществознанию. Мы склоняемся ко второму варианту и предлагаем ученикам подготовить и провести конференцию на тему “Духовный мир человека”. Эпиграфом к конференции могут стать слова А.П.Чехова: “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Темы для выступлений учащиеся выбирают самостоятельно, или их определяет учитель с помощью жеребьёвки.

В 9-х классах учитель проводит мастер-класс на тему, связанную с событиями революции 1917 года или Гражданской войны. Возможен и семинар на данные темы. (Открытый урок дается в соответствии с изучаемым материалом)

Все мероприятия Предметной недели являются открытыми для посещения коллег, поэтому и учитель, и учащиеся относятся к подготовке уроков с большой ответственностью. По окончании недели подводятся итоги, их оглашение и награждение победителей.

Приложение 1

Список использованной литературы

  1. Варакина И. Предметная неделя истории в школе, М.: Корифей, 2007.
  2. Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия, Айрис-Пресс, 2009.
  3. Кочетов Н. Обществоведческие дисциплины. Учитель, 2005.
  4. Ресурс интернета “Википедия”.
  5. Семь чудес древнего мира: И.А. Шишова, А.А. Нейхардт: 1960: Издательство Академия наук СССР.
  6. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века, М.: Молодая гвардия, 2006. (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  7. Отечественная война 1812 года и компании 1813-1814 гг. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
  8. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
  9. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
  10. Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М.: Молодая гвардия, 2004.